ном понимании народности. Рус. словесность, по Ш., не достигнет высот национального иск-ва, пока не будет создана национальная критика, опирающаяся на глубокое изучение истории словесности. Развитие словесности, ее «движение вперед», обусловлено самой жизнью, но встречает противодействие науки, преграждающей, по Ш., «путь всякому новому, свежему стремлению», и «предания», к-рое играет в массе народа ту же роль, «ибо предание есть наука толпы». Задачу иск-ва Ш. видел в восстановлении идеала красоты посредством символического и религиозного характера и содержания произв. Ill во мн. способствовал утверждению эстетики как «философского наукоучения» об иск-ве в форме синкретического единства литературной критики, теории и истории лит-ры. Одним из первых он указал на значимость древнерус. лит-ры, введя — во времена господства отвлеченной эстетики — понятие «исторической пиитики» и разработав метод исторического исследования структуры худож. произв. Осн. работы, в к-рых представлена эстетическая концепция Ш.: «Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов» (1836), «История русской словесности, преимущественно древней» (ч. 1—4, 1846—60), «История поэзии» (т. 1—2, 1835—92), а также статьи о Н. В. Гоголе, М. Ю. Лермонтове и др.
|
|
ШЕДЕВР (фр. chef-d'oeuvre—образцовое произв.) — совершенное произв. иск-ва; «зрелище внутренней гармонии» (Гегель), достигаемое в том случае, когда содержание художественно, а форма содержательна. Отличительное
свойство III.— адекватность эстетических идей, глубины замысла художника его воплощению в произв. иск-ва. «Совершенным произведением искусства будет только то, в котором содержание будет значительно и ново, и выражение его вполне прекрасно, и отношение к предмету художника вполне задушевно и потому вполне правдиво» (Толстой). Для Ш. характерна завершенность замысла, внутренняя гармония даже в том случае, когда худож. произв. отличается подчеркнуто экспрессивной стилистикой и отображает дисгармоничные явления (поздние произв. Микеланджело, поэма «Двенадцать» Блока, «Седьмая симфония» Д. Д. Шостаковича). Ш.— проявление индивидуальной неповторимости прекрасного в иск-ве, поражающее удивительной нерасчлененностью, слиянием частей (Шеллинг) и вместе с тем самостоятельной полнокровной жизнью каждой из них (Гегель). Белинский полагал, что «органическое единство и тождество идеи с формой и формы с идеей бывает достоянием одной гениальности». Такие произв. «всегда были и будут редки», одно-два по каждой отрасли иск-ва при жизни одного поколения. Ш. характеризуется уникальностью, возвышением над мн. др., даже талантливыми произв. иск-ва, непохожестью даже на те из них, к-рые близки ему по национально-исторической и стилевой традиции. Известны имена гениальных художников, каждый из к-рых создал не один, а мн. Ш. (Шекспир, Моцарт, Росси, Пушкин, Шостакович), иные прославились единичным Ш. (таков «Дон Кихот» Сер-вантеса, по отношению к к-рому др. произв. автора—лишь рама к Ш.), третьи завершают свои искания на определенном отрезке творческого пути созданием Ш. (Рембрандт, Рубене). Худож. культура знает немало Ш., создатели к-рых остались безымянными, да и сами произв. оказываются признанными как Ш. лишь спустя столетия («Троица» А. Рублева). Немало Ш. народного искусства и древн. цивилизаций обнаружено фольклористами, этнографами, искусствоведами, археологами XIX—XX вв., в т. ч. на территории
|
|
СССР. III. недостаточно открыть, важно ввести его в активный фонд совр. эстетической культуры. Значение Ш. в эстетической культуре огромно. По образной характеристике Гегеля, их «совершенство и великолепие... должно быть духовной купелью, светским крещением, дающим душе первый и неизгладимый тон и тинктуру вкуса...». Рожденные пиками развития иск-ва, III доставляют худож. наслаждение не только их современникам, но и последующим поколениям, сохраняют «значение нормы и недосягаемого образца», дают мерило для худож. оценки, мыслимый сравнительный критерий, воображаемую точку отсчета для представления о ценностях иск-ва (Ценность эстетическая).
ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775—1854) — представитель нем. классической философии, объективный идеалист. Эстетика Ш. формировалась под воздействием Йенского кружка романтиков, к к-рому он примыкал, сохраняя, однако, самостоятельность. Первое ее изложение содержится в «Системе трансцендентального идеализма» (1800), где эстетическое созерцание рассматривается как высшая форма продуктивности. Иск-во выше философии в силу своей общедоступности и обращенности к целостному человеку: философия родилась из поэзии и в будущем, как и др. науки, вернется к ней. Позднее Ш. пытался построить систему эстетических понятий с учетом исторического развития, иск-ва. Прекрасное, по Ш., существует как совпадение духовного и материального, идеального и реального. Необходимое условие и первичный материал иск-ва — мифология. Великие художники (гении) — мифотворцы, а такие худож. образы, как Дон Кихот, Макбет, Фа-уст,— «вечные мифы». В споре о худож. методе между Гёте и Шиллером Ш. занял сначала позицию первого (признал превосходство одного, «абсолютного» метода в иск-ве, воплощающего общее в единичном), но затем перешел на позиции Шиллера, согласившись сравним значением др. способа худож. обобщения (обращенного непосредственно к идеалу). Высшей формой худож. твор-
Шефтсбери
Шкловский
чества у III. выступает поэзия, поскольку в ней, как он считал, возможно не только аналитическое воспроизведение действительности, но и нравственный синтез, воссоздание идеала, что недопустимо ни в теоретическом познании, ни в нравственном деянии. Т. обр., иск-во предстает у HI той сферой, где преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического начал, достигается «равновесие», гармония бессознательного и сознательного. Развивая эту мысль в дальнейшем, Ш. подчеркнул значение сознательного начала: иск-во запечатлевает сущность вещей, рассматривает природу сквозь призму нравственности. Высокой миссии иск-ва соответствует философия иск-ва, к-рая выступает в эстетической теории III «органоном» (орудием) философии и ее завершением. В поздних работах Ш. выше иск-ва поставил религию, мифология приобрела в его глазах самостоятельное значение как подготовительная ступень божественного откровения. Осн. соч. Ш. по проблемам эстетики: курс лекций «Философия искусства» (1802—05, изд. посмертно в 1859, в полном виде — в 1907), «Об отношении изобразительных искусств к природе» (1807).
|
|
ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Кучер (1671—1713) —англ. философ-моралист, эстетик. Ученик Дж. Локка, Ш. в своих философских воззрениях склонялся к умеренному платонизму, но сенсуалистические идеи воспитания нашли в его учении проявление в тезисе о том, что человек постигает идеи мирового разума не столько мыслью, сколько чувствующей душой. Труды Ш. написаны в свободной манере, в форме диалогов или монологов, писем, советов авторам и т. д. Среди них наиболее известен диалог «Моралисты» (1709), где автор, развивая традицию неоплатонического учения о трех видах природы, над к-рыми властвует дух, или мировая душа, свой нравственный идеал пытается обосновать эстетически. Хотя Ш. считает, что красота заключена в форме, а не в телах (материи), неоплатонические идеи переплетаются в его соч. с яркими описаниями красот живой
природы, сопровождаются неприкрытым выражением удивления и преклонения перед ней. Воспроизведение красоты природы иск-вом, по Ш.,—движение от видимости мира к постижению его замысла. Подражая создателю природы, худож. гений сам становится «вторым творцом после Юпитера». Мн. идеи Ш., особенно мысль о родстве красоты и добра, были впоследствии использованы теоретиками и практиками эстетического воспитания. Эстетические взгляды Ш. нашли отражение в его трудах: «Характеристики людей, нравов, мнений, эпох» (т. 1—3, 171 1), «Вторичные признаки, или Язык форм» (изд. в 1914 г.).
ШИЛЛЕР (Schiller) Иоганн Фридрих (1759—1805)—нем. поэт, драматург, эстетик и теоретик иск-ва. Эстетические воззрения Ш. формировались под сильным влиянием Канта. В неоконченной статье «Каллий, или О красоте» (1793) он определяет прекрасное как свободу в явлении. В иск-ве красота, согласно Ш., представлена в двух вариантах: как красота изображаемого материала и как красота формы (без последнего не может быть художника). В специальной статье Ш. рассмотрел и категорию возвышенного, указав на три обязательных компонента, составляющих ее суть: объективная физическая сила, наше объективное бессилие, наше моральное превосходство. Одно из центральных понятий эстетики Ш.— игра как свободное раскрытие сущност-ных сил человека, как деяние, в к-ром человек утверждает себя в качестве творца реальности высшего порядка, т. е. «эстетической реальности». Такое понимание игры лежит в основе утопической социально-воспитательной программы Ш., именуемой эстетическим воспитанием. Исходный ее тезис: «Путь к свободе ведет только через красоту», а суть последней заключена в игре. Красота призвана преодолеть противоречие прогресса, к-рый, обогащая в целом об-во, обедняет индивида, приводя его к потере гармонии. Красота соответствует сокровенной природе человека, она двойственна как сам человек: духовна и материальна, объективна и субъектив-
|
|
на. Говоря об эстетическом воспитании, Ш. имеет в виду не только формирование способности понимать иск-во. И не только воспитание нравственных качеств путем демонстрации худож. образцов. Предполагается формирование всесторонне развитой личности, «целостного человека». Эстетическая утопия Ш. пронизана духом историзма: человечество обретает свободу в ходе истории, отпадения от природы и возвращения к ней. Глубокие мысли высказаны Ш. о природе худож. метода. Художник может стремиться к наиболее полной передаче действительности. Поэзию такого рода Ш. называет «наивной». Поэзия др. рода дает непосредственное изображение идеала. Ш. назвал ее «сен-тименталической». «Наивный» поэт воспроизводит предмет, «сентименталиче-ский» передает свое впечатление от этого предмета. Речь идет не о противопоставлении античного и нового иск-ва (как утверждают нек-рые исследователи), не о различии по жанрам, а только о том, как (непосредственно или опосредствованно) воплощаются в худож. произв. мировоззренческие идеи художника. При этом у одного и того же художника, в одном и том же произв. могут быть представлены оба типа творчества. Высказывая свою т. зр. по этому поводу, Ш., по сути дела, косвенно полемизирует со статьей Гёте «Простое подражание природе. Манера. Стиль» (1789), в к-рой утверждался приоритет одного, высшего метода («стиля»). В их неявную, но оживленную дискуссию оказались вовлеченными В. Гумбольдт, романтики, Шеллинг, Гегель. Важным источником изучения эстетики Ш. служит его переписка с Гёте, В. Гумбольдтом, К. Г. Кернером. Осн. труды Ш. по проблемам эстетики: «О трагическом в искусстве» (1792). «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О возвышенном» (1795), «О наивной и сентименталической поэзии» (1795—96).
ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович (1893—1984)—рус. советский писатель, худож. критик, литературовед, теоретик иск-ва. В начале творческого
пути являлся представителем рус. формализма, идеи к-рого повлияли на фор-мальпо-структуралистическую линию в эстетике XX в. Опираясь на практику футуристов (В. В. Хлебникова, раннего Маяковского, А. Е. Крученых), Ш. утверждал приоритет формы в иск-ве слова («самовитое слово»), постоянное обновление к-рой дает истинное «ощущение мира». Противопоставляя «поэтический» и «практический» языки, Ш. трактовал язык поэтический как «самонацеленный», а роль художника усматривал в том, чтобы дать «остраненное» видение мира с помощью «семантического сдвига» в выразительных средствах. Акцентируя внимание на «сделанности» худож. произв., Ш. полемически возвышал процесс «делания» над результатом творчества. Творческая активность, по Ш., направлена прежде всего на выявление «новых предметов», а эстетический анализ сводится к разбору «языковых составляющих» иск-ва. Такая установка приводила к тому, что упускались из виду мн. содержательно-ценностные аспекты иск-ва. В конце 20-х гг. Ш. декларативно отходит от формализма, заявляя в ряде работ о его погрешностях. В выдвинутой им концепции «социологического метода» Ш. осмысляет иск-во как социологический феномен. На место автономной трактовки лит-ры приходит рассмотрение ее в контексте связей с фактами социокультурного порядка. Однако при этом приоритет все же отдается «внут-рихудож. факторам», хотя они и рассматриваются в общем функционально-социологическом плане. В более поздних работах Ш. вступает в прямую полемику со своими прежними формалистскими установками, защищая марксистский принцип диалектической обусловленности развития иск-ва общественными отношениями. Идеи Ш. способствовали развитию литературоведения и теории иск-ва. Выдвинутые им и применяемые в худож. анализе понятия остра-нения (см. Очуждение), материала и формы, сюжета и фабулы, идея диалектического самодвижения иск-ва, наблюдения над историческим бытием структур худож. произв. плодотворны
Шлегель
Шпенглер
и используются совр. эстетической наукой. Осн. работы Ш. по теории иск-ва: «Воскрешение слова» (1914), «О теории прозы» (1925), «О Маяковском» (1940), «За и против. Заметки о Достоевском» (1957), «Лев Толстой» (1963), «Эйзен-штейн» (1973), «Энергия заблуждения» (1981).
ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Август Вильгельм (1767—1845) и ШЛЕГЕЛЬ Фри-дрих (1772—1829) —деятели нем. /70- мантизма, его родоначальники в теории, писатели, худож. критики. В отличие от мн. нем. романтиков братья Ш. стремились не к универсальному натурфилософскому синтезу знания, а к более узкой филологической и критической работе, наследуя весь круг деятельности ученого, поэта-гуманиста прошлых веков. Вследствие филологической направленности интересов Ш. первостепенной задачей их романтической эстетики оказалась борьба с традицией позднего просветительства, осмысление (вслед за Шиллером) исторической типологии худож. творчества (прежде всего поэзии). В связи с этим они стремились переосмыслить «романтическое» как собственно совр. тип творчества. утвердить новое понимание лит-ры, ее функций и жанров (прежде всего универсального жанра романа), разработали принцип романтической иронии, вели поиски нового, основанного на эмоциональном переживании подхода к иск-ву, и вместе с тем обосновывали новую романтическую «искусственность», связанную с остранением темы, худож. предмета. Все эти поиски и начинания не были доведены III. до ясных, целостных результатов. Эстетическая целостность, к к-рой они стремились, окрашивается в начале XIX в. в тона христианства, католицизма, особенно у III ф. Оба III обращаются к индологии, Ш. Ф. занимается философией, философией истории, затем теорией языка и знака (Эстетика и семиотика). Религия выступает у них как эстетически окрашенная вера. В конце жизни Ш.—типичные представители романтического консерватизма. Поэзия и эстетика в их интересах и деятельности отодвигается на второй план. Для эстетики,
ее истории наиболее ценен ранний период творчества братьев Ш.— 1797— 1805 гг. Осн. теоретические соч.: Ш. А. В.— Курсы лекций о лит-ре и иск-ве (1809—'11, изд. 1884), «Нечто о Шекспире» (1796); Ш. Ф.—«Критические фрагменты» (179/), «Фрагменты» (1798; с участием Новалиса и др. романтиков), «Идеи» (1800), «Разговор о поэзии» (1800).
ШЛЯГЕР (нем. Shiager — буквально гвоздь сезона, боевик) — эстрадная песня или мелодия, имеющая особый успех у публики в данное время. На Западе Ш.— одно из самых распространенных явлений массовой культуры. Наряду с произв., обладающими худож. ценностью, в III часто попадают благодаря усиленной рекламе ремесленнические поделки, имеющие недолгую
ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (1788—1860)—нем. философ-идеалист, один из основоположников ирра-ционалистической линии в западноев-роп. философии, ведущей к эстетизации философии и превращению ее в род интеллектуальной романистики. Трансформируя кантовскую философию в своем осн. труде «Мир как воля и представление» (т. 1—2, 1819—44). Ш. истолковывает «вещь в себе» как слепую волю — бессознательное стремление к жизни, существованию, бытию. Мир же предстает «явлением» этой воли, выступающим как фантасмагория, иллюзия («покрывало майи»). Помещенная как бы «между» волей и ее «представлением», многообразием индивидуальных •явлений, познавательная способность оказывается, по Ш., раздвоенной: одна часть интеллектуальных сил уходит на обслуживание «воли к жизни», постижение индивидом многообразных вещей, а др.— получает возможность незаинтересованного созерцания объектов и объективности («формы представления») вообще. С этой второй частью интеллектуальной способности, из к-рой, по Ш., проистекает не только искусство, но и философия, и сопряжено у него то, что можно назвать эстетикой. Созерцательное, т. е. «гениальное» (эстетическое), постижение объекта —
это вневременное и внепространствен-ное его познание, познание его чистой формы, или идеи. Ill отличает идею от вещи как истинное и прекрасное от неистинного и безобразного (точнее — безобразного, ибо образ, созерцаемый во всей его чистоте, к красота для III— одно и то же). Отсюда непреходящая ценность произв. истинной философии и подлинного иск-ва как творений «эстетического» способа созерцания, т. е. созерцания не предметов, а лежащих в их основе идей, или чистых форм. Этот способ созерцания III противополагает «разумному», подводящему свой объект под закон достаточного основания, категорию причинности и т. д. Результат «разумного» постижения — не идея, обладающая бесконечным содержанием, а понятие, содержание к-рого ограничено, ибо «все понятия и все мысли — это только отвлечения, то есть частичные представления из непосредственного восприятия...». Противоположение эстетического и «разумного» способов восприятия расшифровывается у III. не только в гносеологическом, но и в физиологическом и даже социологическом аспектах. В аспекте физиологическом III объясняет способность к гениальному восприятию «избытком мозговой деятельности» у людей определенного типа, к-рых, в отличие от «уродов по недостатку» развития мозга, он склонен называть «уродами по избытку» его развития; мозг у них ведет в организме «жизнь паразита», отвлекаясь от проблем практической жизни. В аспекте социологическом Ш. противопоставляет этих «людей гения» практически ориентированным «людям пользы». Тем самым намечается гл. дихотомия, к-рая кладется в основание всех концепций элитарного искусства, апеллирующих к разделению людей на два типа — тех, кто обладает способностью к эстетическому созерцанию, и тех, кто ею не обладает.
ШОУ (англ show — зрелище, показ) — спектакль в широком смысле слова, к-рый на Западе нередко сопровождает проведение к.-л. мероприятий в общественной или культурной жизни,
напр. конкурсы красоты, вручение театральных, литературных премий, кинопремий. Артизация, др. проявления массовой культуры смещают акценты в сторону внешних эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий. Артизации принадлежит особая роль в превращении даже партийных съездов (прежде всего в США) в своеобразные Ш.— разновидности карнавального или циркового представления с масками и колпаками для их участников, с хлопушками, дудками, серпантином и т. д. Непосредственно развлекательные эстрадные или телевизионные Ш., несмотря на их показную аполитичность, часто также имеют идеологическую подоплеку — утверждение буржуазных ценностей и образа жизни.
ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (1880—1936) — нем. социальный философ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления. Шпенглеров-ский вариант философии жизни насквозь эстетичен: по философско-ху-дож. стилю мышления Ш. близок Ниц-ше, превратившему философию в род интеллектуальной романистики. Не случайно Т. Манн назвал гл. труд Ш. «Закат Европы» (т. 1—2, 1918—22) интеллектуальным романом. Понятие «жизнь» предстает у Ш. как сплав биологических и эстетических ассоциаций. Пытаясь постичь ее «изнутри», он отправляется от «изначального переживания» («прапереживания») души, определяющего своеобразие оживотворяемого ею организма. Ибо результатом «акта» изначального творческого переживания, по его мнению, выступает «прообраз» («прасимвол», «прафено-мен») — «зерно» развивающегося организма. Хотя Ш. стремится постичь «жизнь», как таковую, включая ее растительные и животные формы, фактически его мысль ориентирована на «человеческую душу»; индивидуальную человеческую личность он рассматривает в качестве исторически конкретного выражения культуры. Отвергая традиционное представление об общечеловеческой культуре, он раскалывает ее на
Шпенглер
ряд независимых друг от друга, замкнутых в себе и взаимонепроницаемых индивидуальных культур, каждая из к-рых выводится из неповторимо-уникального «прапереживания»: египетская, инд., вавилонская, кит., греко-римская, византийско-арабская культуры, культура майя, пробуждающаяся рус.-сибирская культура. «Своя» культура задает человеку единственно возможный для него способ «переживания жизни»; он мог бы, согласно Ш., постичь и чуждую ему культуру лишь в исключительном случае — проникнув с помощью «конгениальной» фило-софско-худож. интуиции в ее «прапе-реживание». Культуры рекомендуется, т. обр., постигать тем же способом, каким эстетика романтизма предлагала постигать произв. иск-ва. Так, «философия культуры» превращается в гипертрофированную эстетику. Каждая культура, по Ш., имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни — 1100 лет. III. создает биологически ориентированную схему стадий, к-рые должна пройти культура за этот срок — от рождения, через молодость, зрелость и старость, до смерти. В жизни каждой из культур Ш. выделяет две осн. фазы развития — восходящую (культу-
ра в узком смысле) и нисходящую (цивилизация). Первая фаза характеризуется, по Ш., развитием органических начал культуры н, соответственно, расцветом иск-ва; вторая — их закосте-нением и превращением в механические тенденции, выражающиеся в бурном развитии техники, разрастании городов в «мегаполисы», в появлении массовой, технологически ориентированной «культуры», превращении региональных войн в мировые и наступлении эпохи «цезаризма». Поскольку же творческие возможности каждой человеческой души определяются именно содержанием культуры, постольку, считает Ш., в эпоху цивилизации уже нельзя ожидать открытий в области высокого иск-ва. Поэтому людям, стремящимся к творчеству, лучше покинуть худож. стезю и попытаться реализовать себя в к.-л. др. области — в технике (инженерии), экономике или политике. Иными словами, творческие возможности каждого человека запрограммированы той исторически-биологической фазой эволюции, к-рую переживает в данный период культура в целом. Такое представление с неизбежностью ведет к фатализму, к-рый предстал у Ш. в форме снобистской эстетизации.
ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович (1898—1948)—советский кинорежиссер, теоретик иск-ва и педагог. Фильм Э. «Броненосец «Потемкин» (1925)—классическое произв. социалистического реализма в киноиск-ве; в 1954 и 1958 гг. в результате международного опроса кинокритиков признан «лучшим фильмом всех времен и народов». Для творчества Э. характерно единство теории и практики, стремление к выработке теоретически обоснованного творческого метода киноискусства. В центре его фильмов, созданных в период немого кино («Стачка», «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», «Старое и новое»),—образ народных масс в эпоху революционных преобразований. Э. стремится к созданию эпической (Эпос), пластически выразительной формы кинопроизв. С этой целью значительно расширяет функции монтажа, наполняет новым содержанием поэтическую кинометафору, добиваясь того, чтобы фильм не только показывал, информировал, обогащал память, но и вызывал эмоциональное напряжение, «перепахивал» психику зрителя. Начиная с середины 30-х гг. внимание Э. привлекают проблемы характера, личности и ее роли в истории. Его незаконченный двухсерийный фильм «Иван Грозный» — это худож. исследование роли личности в истории. Соответственно меняется и форма произв. Э. (акцент на создание «полифонического» фп.ц>\];1. на единство изображения,:tB\kii, niu'lii. пластического и драматургического построения картины). Существенная черта мн. теоретических исследований Э.— идея единства революционного мировоззрения и худож.
специфики киноиск-ва. Худож. решение кинопроизв. Э. ставит в диалектическую зависимость от метода киноиск-ва, киномонтажа, понимаемого как средство познания действительности, способ мышления художника. Монтажный принцип кинематографа определяет синтетическую природу кинообраза, соединяющего в себе интеллектуальное и эмоциональное начала. В своем капитальном теоретическом труде «Неравнодушная природа» Э. исследует проблему синтеза искусств, определяет специфику кинематографического синтеза. В феномене киноиск-ва он обнаруживает связь природы и человека, художника и об-ва, иск-ва и исторического процесса. Пафос — вот что, по Э., объединяет художника и зрителя. Состояние пафоса завершает монтажное построение фильма. В этот момент иск-во «выходит из себя», становится достоянием зрителя, масс, об-ва, истории. Поэтому именно потребности исторического развития определяют движение киноиск-ва, а не изобретение тех или иных технических средств или выразительных приемов. История советского кино неотделима от истории социалистического строительства — таков вывод этой работы. Осн. теоретическими трудами Э. являются также: «Монтаж аттракционов» (1923), «Перспективы» (1929), «Монтаж» (1938), «Вертикальный монтаж» (1940), «Первое письмо о цвете» (1946).
ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович (1886—1959) —советский литературовед, историк и теоретик иск-ва. Исследовал творчество Толстого, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, писал об А. А. Ахматовой, Мая-
Экзистенциализма эстетика
Экологическая эстетика
ковском. Белом, Горьком, О. Д. Форш. С 1918 г. Э. входит в Об-во изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), становясь на позиции формального метода в лит-ре. Увлечение «технологизмом» совпало с ранее возникшим интересом Э. к проблематике «сверхвременного» в иск-ве, в чем, по его мнению, проявляется «неизменная сущность мира». Э. стремился осмыслить внутреннюю энергию стихотворного слова, считая при этом, что изучение «литературности» плодотворно только в плане «собственно эволюционном». Причины изменения худож. формы Э. выводит из бытия «литературности», к-рая живет на основе «сплетения и противопоставления своих традиций, развивая их по принципу контраста, пародирования сдвига», факты иск-ва объявляются Э. не имеющими никакой причинной связи ни с жизнью, ни с темпераментом художника или его психологией. В этом проявляется формалистский автоно-мизм Э. в подходе к иск-ву. Он ставит в прямое соответствие «самоценность художественности» и «биологическое» игровое начало иск-ва, воплощаемое в «заумных» тенденциях, к-рые просвечивают в каждом виде искусства. В результате история иск-ва выступает у Э. как «высвобождение» самоценных тенденций творчества («заумная речь», «абсолютная музыка»). Отдельное худож. произв. предстает в такой перспективе, как «построение и игра», цель к-рых — в открытии простора для «игры с реальностью». Диалектика отношения иск-ва к действительности не раскрывалась Э. и в пришедшей на смену формалистскому «автономизму» теории «литературного быта», ибо в качестве определяющих моментов бытия иск-ва в ней выступали незначительные в теоретико-методологическом и мировоззренческом плане факторы. К середине 30-х гг. в мировоззрении и методологии Э., как и мн. др. представителей рус. ветви формализма, произошли серьезные изменения. Начиная с этого периода в его работах (о творчестве Л. Н. Толстого и др.) исследовательский интерес к проблемам поэтики сочетается с философско-историческим и социальным
анализом. Э. пришел к пониманию литры как идейно-худож. единства, а также ее диалектически противоречивых связей с реальностью — идеологией, политикой, нравственностью, бытом эпохи. Исследования Э., среди к-рых «Мелодика русского лирического стиха» (1922), «Вокруг вопроса о формалистах» (1924), «Мой временник» (1929), работы о творчестве рус. и советских писателей, отличаются глубиной, основательностью, худож. стилем изложения.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА ЭСТЕТИКА (от позднелат. ex(s)istentia—существование) — эстетические концепции, разрабатываемые в рамках философии существования — иррационали-стического направления совр. буржуазной философии, возникшего накануне первой мировой войны в России (Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев), после первой мировой войны — в Германии (Хай-деггер, К. Ясперс, М. Бубер), в период второй мировой войны — во Франции {Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. де Бо-вуар и др.) и впоследствии получившего распространение в др. европ. странах, а также в США. Проблемы эстетики занимают видное место в Э. Философия рассматривается в нем как сфера сознания, близкая к худож. творчеству и отличающаяся от науки. Если последняя противопоставляет субъект объекту, то в философии они предстают в нерасчлененной целостности. Бытие человека (его экзистенция), с т. зр. Э., недоступно рациональному познанию и открыто непосредственному переживанию, а потому способы его описания родственны тем, какими пользуется иск-во. Не случайно поэтому представители Э. нередко излагают свои взгляды в форме не систематически построенных трактатов, а худож. произв. (Сартр, Камю. С. де Бовуар), через анализ худож. творчества (Хайдеггер, Бердяев, Шестов, Марсель), в виде поэтических медитаций (поздний Хайдеггер) или свободных эссе. В центре внимания экзистенциалистов стоит проблема личности и ее отношения к миру, др. людям и богу. При этом в их умонастроении преобладают