Тематический указатель основных статей словаря 23 страница

в официальном виде, с котурнами на но­гах и с ореолом вокруг головы. В этих восторженно преображенных рафаэле­вских портретах пропадает вся правди­вость изображения» (т. 7, с. 280). Вы­соко ценя общественную роль иск-ва, Э. писал, что в будущем коммунисти­ческом об-ве каждый индивид получит возможность для приобщения к науке и иск-ву, сможет полностью развить среди прочих также и свои эстетиче­ские способности.

ЭПИГОНСТВО (от греч. epigonoi— родившийся после) — творчески неса­мостоятельное следование отжившим идеям, принципам и методам к.-л. ху­дож. школы, научного или идейного те­чения в изменившейся исторической обстановке. В иск-ве Э. проявляется в механическом заимствовании и воспро­изведении в произв. актуальных в прош­лом сюжетов, конфликтов, формальных технических приемов, выхолащивании революционной, прогрессивной сущно­сти творчества предшественников, что ведет к обеднению и вырождению иск-ва в рамках данного направления (н.апр., нек-рые представители позднего пере­движничества). Э. расцветает чаще все­го в периоды политического, идейного и культурного упадка, застоя, когда господствующий класс стремится под­держивать «все отсталое, отмирающее, средневековое» (Ленин). Так, совр. мо­дернисты (Модернизм) нередко выступают эпигонами формалистиче­ского худож. метода (Формализм), возникшего в конце XIX — нач. XX в. Творческое освоение классических тра­диций, изучение наследия прошлого не имеют ничего общего с Э. (Преемствен­ность в искусстве).

ЭПОС (от греч. epos — слово, рас­сказ, повествование) — 1. Род худож. лит-ры (устной и письменной) наряду с лирикой и драмой, к-рым Э. противо­стоит как иск-во повествовательное, дающее связный рассказ о событиях, объективированных от личности повест­вователя. Такое разделение восходит к Аристотелю, базировавшемуся, впро­чем. только на жанре героического Э. До статуса родового (Род в искусст­ве) понятие Э. было углублено и расши-

рено в эстетической традиции Возрож­дения (Возрождения эстетика) и нового времени. В устной словесности к Э. кро­ме собственно героического Э. относят­ся многочисленные жанры и жанровые разновидности народной прозы: сказки, предания, легенды, сказания, былички и др. В письменной лит-ре эпическими жанрами являются роман, повесть, но­велла, рассказ, очерк. Возникнув на древн. этапе развития устной словесно­сти, эпика постепенно освобождается от своей изначальной функции сообще­ния о событиях безусловно реальных (напр., эволюция народной сказки). В письменной лит-ре сказка и быличка дают толчок формированию новеллы; на базе исторических преданий склады­вается историко-героическая хроника; сказка и поздний романический Э., а также новелла подготавливают почву для развития романа — рыцарского, плутовского, бытового, исторического, приключенческого и пр., вплоть до его позднейших разновидностей, а также повести, рассказа, очерка нового и но­вейшего времени. В лит-ре Э. включает большие и малые жанровые разновид­ности, бывает поэтическим, прозаиче­ским и прозопоэтическим, смешанным. Примерами его могут служить эпопея Толстого «Война и мир», новеллы И. А. Бунина, поэма «За далью даль» А. Т. Твардовского. Сложившись в рам­ках худож. лит-ры, эпическая поэтика распространяется на др. виды искусст­ва (музыку, живопись, а позднее — на киноискусство), где она выражается в объективированности содержания, нек-рой его отчужденности от авторско­го начала и дает целостный взгляд на мир (напр., эпические полотна В. И. Су­рикова — в живописи, «Богатырская симфония» А. П. Бородина — в музы­ке). 2) Героический Э.— жанр фоль­клора, древн. и средневековой лит-ры, в к-ром в идеализированных образах повествуется о деяниях исторического или квазиисторического прошлого. Наи­более древн. формы Г. э. складываются на базе мифов об очищении земли от чудовищ культурным героем, первобыт­ных быличек о контактах человека с по­тусторонним миром, отчасти преданий

Эстетика

Эстетика

о межплеменных столкновениях. Будучи связан с формирующимся этническим самосознанием, Г. э. рождается на заре возникновения племенной консолида­ции и раннегосударственных образова­ний. Различаются два его стадиальных типа: архаический и т. наз. «классиче­ский». Архаический Г. э. (карело-фин-ская «Калевала», нартский Э. народов Северного Кавказа, Э. тюркских и мон­гольских народов Центральной Азии и Южной Сибири и др.) в осн. остается верен мифологической интерпретации событий (отнесение действия к «эпохе первотворения» и условно-обобщенному миру эпического прошлого, сказочно-мифологический облик противников ге­роя), а в его сюжете явственно просле­живаются контуры богатырской сказки с ее биографической канвой. Мотивы де­ятельности героя объективно совпада­ют с общеплеменными интересами, со стремлением к гармонизации миропо-рядка, подавлением хтонических (под­земных) и демонических сил, с органи­зацией ряда социальных институтов и т. д. В «классическом» Г. э. происходит демифологизация эпических персона­жей (прежде всего относящихся к вра­ждебному миру — их место занимают обобщенные фигуры исторических вра­гов) и эпического конфликта, в к-ром преломляются воспоминания о дейст­вительных исторических событиях (бит­ва на Курукшетре в инд. «Махабхара-те», троянская война в «Илиаде» Гоме­ра и т.п.). Соответственно, наибольшее выражение получает здесь патриотиче­ский пафос, а в именах персонажей ино­гда просвечивают имена подлинных ис­торических лиц (Владимир в рус. были­нах, Марко Кралевич в сербском или Сид в староиспанском Э.). Однако здесь нет точного отражения реальной исто­рии. Жанровыми новообразованиями Г. э. являются исторические песни (бал­лады), использующие мн. принципы эпической поэтики, но повествующие уже о реальном прошлом, хотя и дефор­мированном народной фантазией. В древн. и средневековой лит-ре возник книжный эпос, отражавший устные традиции и получивший обработку уже в ходе литературного развития («Ма-

хабхарата» и «Рамаяна», «Илиада» и «Одиссея», «Песнь о Роланде» и др.). Иногда книжный Э. имеет искусствен­ный характер: представляет собой ав­торский синтез существующих мифо­логических и исторических традиций («Шах-намэ» Фирдоуси) или создается в подражание существующим эпиче­ским образцам («Энеида» Вергилия).

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos— чувствующий, относящийся к чувствен­ному восприятию) — наука о природе и закономерностях эстетического освое­ния действительности, о «творчестве по законам красоты» (Маркс). В качестве обозначения определенной области зна­ний термин «Э.» был введен в научный обиход нем. философом Баумгартеном в середине XVIII в., из чего, однако, не вытекает, будто Э. как наука ведет от него свое начало. Ее история уходит в глубокую древность (ростки Э. обнару­живаются уже в древн. мифологиче­ских текстах). Предмет Э. исторически подвижен и изменчив, развивается и усложняется в процессе общественно-исторической практики. На каждом но­вом этапе ее развития обнаруживается неполнота сложившихся представлений об эстетическом отношении человека к миру и самому себе. Постоянно обога­щаясь общественно-исторической прак­тикой, в исторической перспективе пред­мет Э. остается открытым. На совр. эта­пе развития об-ва в связи с широким проникновением худож. начала в раз­личные области бытия и сознания лю­дей, необычайным расширением самой сферы эстетического освоения действи­тельности наряду с традиционными про­блемами проявления эстетического в природе и иск-ве важным объектом интереса эстетической науки стали и такие получившие интенсивное развитие виды эстетической деятельности, к-рые выходят за пределы худож. творчества и ' охватывают проблемы технической эстетики, дизайна, деятельности, на­правленной на формирование и.упоря­дочение предметно-пространственной среды (Эстетическая организация сре­ды), вопросы эстетического воспитания, нек-рые др. сферы проявления эстети­ческого, напр. спорт (Эстетика спорта).

Подобное расширение предмета Э. тес­но связано с завершающим этапом ее выделения в самостоятельную область знания, прежде всего по отношению к философии и искусствознанию, в русле к-рых она традиционно развивалась. Марксистско-ленинская Э_ опирается на диалектический ц__и.с готический ма-териализм как на свою теоретическую Основу и относится к_ыему--как—ча^тж^-к общему^ Как наука, Э., безусловно, носит философский характер, но она имеет свою специфику, свой особый предмет с присущими ему закономерно­стями — закономерностями эстетиче­ского освоения действительности. По­скольку же законы эстетического освое­ния мира наиболее полно, концентриро­ванно и непосредственно проявляются в иск-ве, то Э. может правомерно рас­сматриваться прежде всего как наука о его сущности и законах, о природе ху­дож. творчества. Иск-во как генератор эстетических ценностей оказывает ре­шающее влияние на развитие Э. в це­лом. Со своей стороны Э. имеет значение общей теоретической основы (метатео­рии) по отношению ко всем частным ис­кусствоведческим наукам (литературо­ведению, теории изобразительных ис­кусств, театроведению, музыковедению и т. д.). Занимаясь изучением общих за­конов развития иск-ва, Э. вооружает эти частные теории методологическими принципами, исследует связи и отноше­ния между отдельным^ искусствоведче­скими дисциплинами.^ндлизирует ме­тоды исследования и границы их приме­нения, изучает способы введения новых искусствоведческих понятий и т. д. Если в прошлом эстетические теории разви­вались исключительно на материале иск-ва, то ныне положение изменилось. Структура Э. как науки, обобщающей проявления эстетического в природе, материальной деятельности, разнооб­разных областях духовной жизни, в быту, в сфере досуга и обладающей развитым понятийным аппаратом, ус­ложнилась и включает в себя относи­тельно самостоятельные дисциплины: теорию худож. творчества, теорию ди­зайна и освоения предметной среды; теорию эстетического воспитания. Од-

14 Эстетика

нако в специфике их предмета как в осо­бенном проявляются общие закономер­ности, и Э. как целостная наука обобща­ет их, являясь метатеорией любой из относительно самостоятельных эстети­ческих дисциплин. В круг осн. проблем, исследуемых Э., входят эстетические чувства и взгляды, вкус, идеал, словом, эстетическое сознание (Сознание эсте­тическое) как в его реальном функцио­нировании, так и в теоретическом вы­ражении. Важнейшим разделом Э., имеющим давнюю традицию, является разработка категориального аппарата. В категориях эстетики раскрываются и предстают в наиболее обобщенном ви­де эстетические отношения человека к действительности. Эстетические катего­рии всегда выступают в определенной взаимосвязи друг с другом, образуя исторически изменчивую, но для каж­дого конкретно-исторического периода иерархически упорядоченную систему. Особое место занимает в Э. разработка проблем, сопряженных с раскрытием природы иск-ва, выявлением его гносео­логических и аксиологических, комму­никативных и креативных (творческих) аспектов. Обобщая данные худож. опы­та, опираясь на принципы социально-исторического и психологического ана­лиза, Э. раскрывает историческую жизнь иск-ва в культуре. В совр. Э. большое место занимают такие вопросы, как сущность худож. направления, тече­ния и творческого метода в искусст­ве. Возникновение и развитие Э. несет на себе печать классовых отноше­ний и идеологических коллизий. Борьба между материализмом и идеализмом в Э. трансформируется в противостоянии между материалистическим и идеали­стическим пониманием природы эстети­ческого и сущности иск-ва. Кардиналь­ная проблема Э.— отношение эстети­ческого сознания к объективной реаль­ности, и именно характером ее решения определяется поляризация осн. направ­лений в истории эстетической мысли. Осн. направления Э., отразившие борь­бу различных мировоззрений, обозначи­лись уже в Древн. Греции, где философ­ское осмысление иск-ва достигло высо­кого уровня зрелости. Наиболее ранние

Эстетика

Эстетика и семиотика

концептуальные представления были сформулированы пифагорейцами. Их концепции были идеалистическими, но под мистическим покровом в них отчет­ливо проступают фундаментальные на­блюдения, особенно в учении о гармо­нии, о мере в эстетике и иск-ве. Мате­риалистическая линия в Э. ведет свое начало от Гераклита, отстаивавшего идею объективности прекрасного, идеа­листическая — от Платона и его пред­шественников. Вершина эстетической мысли античности — Э. Аристотеля, рассматривавшего эстетические харак­теристики, с к-рыми связывалось пред­ставление о совершенстве (мера, про­порции, гармония, единство в многооб­разии, целостность), как присущие объ­ективной реальности. Античная эстети­ка трактовала иск-во как подражание природе (Мимесис), а в соответствии худож. произв. явлениям природы как их естественным прообразам видела осн. признак их совершенства. Средне­вековая эстетика (Августин, Фома Ак-винский) восприняла наследие антично­го идеализма и переработала его в духе христианского спиритуализма. Она от­стаивала идею сверхчувственного, бо­жественного происхождения красоты. Связь между внутренним и внешним ус­танавливалась ею на основе символиче­ского уподобления чувственного сверх­чувственному абсолюту. Возрождения эстетика, напротив, опиралась на мате­риалистическую ветвь античной мысли. У. Шекспир, Леонардо да Винчи, Аль­берта, М. Сервантес, А. Дюрер возвра­щают эстетическое достоинство челове­ку и миру, а иск-ву — ориентацию на реальную действительность. В новое время раскрытие предмета Э., природы и назначения иск-ва способствовало образованию основ совр. эстетической науки: представители классицизма (П. Корнель, Буало) акцентируют вни­мание на духовно-эстетических ас­пектах человеческой жизнедеятельно­сти; фр. просветители (Вальтер, Руссо, Дидро, К. А. Гельвеций) — на общественном назначении худож. твор­чества, его нравственной и познава­тельной значимости; нем. просветители (Лессинг, Винкельман) — на специ-

фике реалистической правды, а также на необходимости исторического под­хода к эстетическим ценностям. Нем. классическая Э. (Кант, Шеллинг. Ге­гель и др.) при всей своей противо­речивости и идеалистической направ­ленности сумела уловить и во мн. раскрыла специфику эстетического, важнейшие эстетические закономерно­сти человеческой жизнедеятельности и иск-ва. Взаимосвязь и взаимозависи­мость эстетических категорий, природа художественности, структура и внутрен­няя динамика прекрасного, система ви­дов искусства, субъективное и объек­тивное в худож. творчестве, принцип историзма как ведущий в эстетическом анализе — вот лишь нек-рые из пози­тивно разработанных ею аспектов. В ор­ганической связи с освободительным движением развивалась эстетическая мысль в России. От Ломоносова к рево­люционным демократам Белинскому, Герцену, Чернышевскому, Добролюбо­ву, Писареву, М. Е. Салтыкову-Щедри­ну развивается и отстаивается традиция служения иск-ва народу, единства идей­ности и художественности. В револю­ционно-демократической эстетике на­шли свое обоснование принципы реа­лизма, худож. правды (Правда художе­ственная). народности искусства. Эс­тетическая мысль в России была пред­ставлена и в либерально-консерватив­ном течении, а также в академическом искусствознании и литературоведении (Григорьев, А. Н. Веселовский и др.). Э. рус. революционной демократии наи­более близка принципам марксистско-ленинской Э., к-рая опирается на все предшествующее развитие эстетической мысли, прежде всего на ее материали­стические традиции. Но она не является простым продолжением этих традиций. Ее возникновение — революционный переворот в истории Э., ибо на основе материалистического понимания исто­рического процесса эстетическая проб­лематика получила принципиально но­вое обоснование. Маркс ч Энгельс впи­сали проблематику Э. в широкий кон­текст социальной действительности, показав, что решающим условием и не­обходимой предпосылкой эстетического

обновления жизни является социали­стическая революция. В противовес старому антропологизму они перенесли центр тяжести в раскрытии сущности человека с биологической на его соци­альную природу. Этот принцип был ими распространен и на область Э. с учетом ее специфики. Основы марксист­ско-ленинской Э. заложены в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса («Экономиче­ско-философские рукописи 1844 года», «Святое семейство», «Немецкая идеоло­гия», «К критике политической эконо­мии» и др.), в письмах Энгельса к М Каут-ской и М. Гаркнесс, в переписке Марк­са и Энгельса с Ф. Лассалем по поводу его трагедии «Франц фон Зиккинген» и т. д. В этих трудах научно разработа­ны коренные проблемы Э.: возникнове­ние эстетических чувств и способностей на основе общественно-исторической практики; природа иск-ва и его место в жизни об-ва; надстроечный характер, классовость, народность худож. твор­чества; исторические закономерности эстетической деятельности; сущность реализма, природа творчества по зако­нам красоты. Значительный вклад в развитие марксистской Э. внес Плеха­нов. Успешно применяли марксистскую методологию к анализу конкретных яв­лений иск-ва, боролись против идеализ­ма в Э. и декадентства в иск-ве Меринг, Лафарг, Люксембург. На качественно новую ступень была поднята марксист­ская Э. Лениным. Труды В. И. Ленина, особенно разработанная в них теория отражения, приобрели значение фунда­ментальных теоретических оснований эстетической науки. Критика В. И. Ле­ниным махизма и развитие им коренных положений марксистской теории позна­ния в «Материализме и эмпириокрити­цизме» не только сыграли огромную роль в раскрытии антинаучности иде­ализма в Э., но и создали науч­ные предпосылки для обоснования зако­нов худож. познания. Блестящим образ­цом применения принципов теории от­ражения к анализу конкретных явлений иск-ва явились работы Ленина о Тол­стом, в к-рых раскрыта сложность взаи­моотношений между характером миро­воззрения и творчеством художника, по-

казано, что реалистический метод поз­воляет правдиво отражать жизнь под­час даже вопреки ложным взглядам са­мого художника. Особое значение для Э. имеет разработанный Лениным прин­цип партийности (Партийность в искус­стве). Значительный вклад в развитие марксистской Э. внесли представители ленинской школы— Луначарский.Во-ровский, Ольминский, зарубежные тео­ретики-марксисты Грамши, Лабриола, К. Кодуэлл, Р. Фоке и др. Ныне марк­систско-ленинская Э. теоретически обо­гатилась в ходе осмысления новых объ­ективных процессов гппияльнпй жияни в частности расширения сферы эстети­ческого, масштабов эстетической дея­тельности в связи с научно-технической революцией, экологической практикой, возросшим значением лит-ры и иск-ва в жизни об-ва. В важнейших партийных документах последних лет получили развитие ведущие принципы марксист­ско-ленинской Э., принципы партийно­сти и народности иск-ва, худож. правды и высокой идейности, обоснована социа­листическая ориентация худож. творче­ства, определена гл. линия в развитии лит-ры и иск-ва — это «укрепление свя­зи с жизнью народа, правдивое и высо­кохудожественное отображение социа­листической действительности, вдохно­венное и яркое раскрытие нового, передового и страстное обличение всего. что мешает движению общества вперед».

ЭСТЕТИКА И СЕМИОТИКА (от греч. semeion—знак, признак).—По­скольку произв. иск-ва воплощает ре­зультаты познавательной и оценочной деятельности, т. е. семантическую и прагматическую информацию, и рассчи­тано на передачу этой информации, правомерно говорить о знаковой сторо­не иск-ва, обусловливающей его комму­никативную функцию. Это делает воз­можным и необходимым включение в комплекс научных дисциплин, изучаю­щих иск-во, С.— науки о знаках и зна­ковых системах. Еще Баумгартен пред­полагал дать в своей «Эстетике» спе­циальный раздел «С.», представив там учение о знаках, используемых в худож. произв. Возникнув на основе логики и структурной лингвистики, С. включила

Эстетика и теория информации

Эстетика спорта

в орбиту своего рассмотрения также «эстетические знаки» (Знак эстетиче­ский, Ч. Моррис), без к-рых немыслимо худож. творчество. Закономерности зна­ковых систем, раскрываемые С., позво­ляют выявить особые связи между ху­дож. произв. и их значениями (семанти­ка), структурные отношения между эле­ментами, образующими эстетический и ху­дож. знак (синтактика), коммуникатив­ную функцию иск-ва (прагматика). Ис­пользование семиотического подхода в Э. может быть осуществлено с различ­ных методологических позиций. Отрыв синтактики от семантики и прагматики приводит к формалистическому понима­нию иск-ва. Абсолютизация семиотиче­ских методов исследования иск-ва не­правомерна, т. к. она исходит из отож­дествления худож. образа и знака. Вме­сте с тем, поскольку иск-во обладает знаковым аспектом и коммуникативной функцией, его правомерно изучать и под углом зрения семиотических закономер­ностей. См. также Коммуникация худо­жественная, Структурно-семиотиче­ская эстетика.

ЭСТЕТИКА И ТЕОРИЯ ИНФОРМА­ЦИИ. — Развитие совр. средств массо­вой информации и коммуникации обус­ловливает возможность рассмотрения иск-ва в общей системе культуры как одного из средств коммуникации. Этот подход, получивший распространение в 1960-е гг., нашел выражение прежде всего в использовании в Э. методов Т. и., к-рое имело следствием два направле­ния исследований. Во-первых, попытки применения количественных и статисти­ческих методов анализа и оценки эсте­тических качеств материального аспек­та произв. иск-ва (его языка и материа­ла). Во-вторых, интерпретация худож. процесса и эстетических категорий в свете общей Т. и. Исторически примене­ние методов Т. и. в Э. связано с развити­ем семиотики (Эстетика и семиотика) и кибернетики, поскольку любая переда­ча сообщений, в т. ч. и худож., осущест­вляется с помощью различных систем знаков, или языков. Знак в этом случае выступает носителем И., а язык ее ко­дом. И. возникает в процессе коммуни­кации и определяется по отношению к

передатчику, приемнику и коду. С этих позиций может быть представлен и про­цесс худож. коммуникации (Коммуни­кация художественная). Совр. пред­ставление об И. позволяет использовать ее в различных областях человеческой деятельности. Математическая, или ко­личественная, Т. и. (К. Шеннон, Н. Ви­нер, А. Н. Колмогоров) нашла широкое применение в Э. Такое представление об И. легло также в основу различения эс­тетической и семантической И., введен­ного фр. ученым А. Молем и развитого в рамках информационно-семиотическо­го направления в Э. (Информационная эстетика). Иск-во рассматривается с этих позиций как особый вид И. (И. эс­тетическая), а худож. произв.—как особый класс носителей «эстетических состояний». Эстетическая И. неперево­дима на др. язык, она является «персо­нальной» в отличие от И. семантиче­ской, к-рая подчиняется логическим за­кономерностям и допускает перевод в др. знаковые системы. В то же время мера оригинальности худож. сообщения может быть выражена количественно, если оно будет представлено в виде не­разложимых далее элементарных зна­ков, на разных уровнях организуемых в структуры. Такой подход ограничива­ет анализ иск-ва как носителя И. фор­мальным уровнем, поскольку количест­венные системы оценок могут быть ис­пользованы только на этом уровне. Т. обр., количественная Т. и. может быть продуктивно использована для анализа исключительно синтаксическо­го аспекта языка иск-ва и неприменима к анализу как раз тех проблем, к-рые на­ходятся в центре внимания Э. В марк­систской философии понятия «И.», «знак», «структура» рассматриваются как общенаучные. Они могут использо­ваться в различных интерпретациях в рамках конкретных исследований, предполагающих и анализ качествен­ного,, семантического аспекта. Исполь­зование понятий Т. и. применительно к иск-ву вызывает необходимость их трансформации в системе уже сложив­шихся в Э. идей и категорий. Так, поня­тия выбора, избыточности, оригиналь­ности, кода используются при анализе

худож. творчества. В поэзии, архитекту­ре, музыке выбор художником вырази­тельных средств строго ограничен пра­вилами гармонии, композиции, полифо­нии, ритмическими закономерностями поэтического кода. В архитектуре такие аспекты худож. формы, как разнообра­зие элементов, их взаимоотношения по смыслу и значимости в композиции, роль отдельных композиционных разли­чий и тождеств, напр. в организации архитектурного ансамбля, могут быть представлены как носители социально-худож. И. Т. обр., введение в Э. понятий и методов Т. и. может способствовать осмыслению сущности худож. процессов при условии выбора такого подхода в рамках Т. и., к-рый бы соответствовал задачам конкретного исследования и не приводил бы к растворению специфи­ки иск-ва в проблемах методологии. Именно такое использование научных понятий имел в виду Энгельс, когда пи­сал, что их следует рассматривать «в их историческом, соответственно логиче­ском, процессе образования» (т. 25, ч. 1, с. 16).

ЭСТЕТИКА ПРОИЗВОДСТВА— см. Производственная эстетика.

ЭСТЕТИКА СПОРТА (англ. sport)— отрасль эстетической науки, изучающая эстетические закономерности, к-рые проявляют себя в сфере спортивной деятельности и спортивных отношений и оказывают влияние на развитие этой области общественной практики. К ком­петенции Э. с. относятся вопросы об эстетическом содержании спорта, о вза­имосвязи эстетических компонентов спорта с технической подготовленно­стью атлетов, об особенностях формиро­вания эстетических чувств, вкусов и по­требностей в сфере спорта, о месте спор­та в эстетической культуре исторически конкретного об-ва, о соотношении спор­та и иск-ва. Эстетическое осознание че­ловеческого движения является одной из причин возникновения и развития спорта, исторически сложившегося в формах состязаний и специальной под­готовки к ним как средство совершенст­вования способностей и качеств челове­ка, прежде всего физических. Подобно тому как «практика человека, миллиар-

ды раз повторяясь, закрепляется в соз­нании человека фигурами логики» (Ле­нин В. И., т. 29, с. 198), так практика трудовых двигательных действий за­креплялась в сознании человека форма­ми своей целесообразности, формами совершенства. Физическое совершенст­во человека становится предметом на­правленного воспитания, физическая культура и спорт выступают в качестве социальных институтов для выработки этих форм, осознаваемых как красота человеческой пластики. По мере того как в спорте, с одной стороны, все более глубоко воплощаются гуманистические идеалы, а с др.— возрастает и выравни­вается техническое мастерство участни­ков состязаний, эстетическое содержа­ние спорта все зримее проявляет себя и оказывает все большее влияние на его развитие. Складываются виды спорта с ярко выраженной, подчеркнутой эстети­ческой значимостью (фигурное ката­ние, худож. гимнастика, прыжки в воду, синхронное плавание и т. п.), в к-рых решение спортивных двигательных и со­ревновательных задач предполагает ис­пользование средств худож. вырази­тельности, поскольку оценивается здесь само движение. Нек-рые авторы склон­ны к отождествлению спорта и иск-ва. Однако спортивное действие (движение, комплекс) строится не по логике образ­ного отображения действительности, а по логике конструктивного объединения необходимых элементов спортивной программы. Специфическая черта спор­та — высокая эмоциональная напря­женность состязания, чем предопреде­ляется его зрелищность, к-рая в отличие от др. видов зрелищ возникает на основе объективно действующих законов ком­позиции спортивной борьбы, независимо от того, борьба ли это с противником или с предельными весом, высотой, скоро­стью. Др. особенность спортивного зре­лища — игровой азарт. Поэтому одна из важных функций эстетического вос­питания в сфере спорта, от к-рой во мн. зависит воспитательный эффект в це­лом, состоит в том, чтобы направить азарт участников состязания и зрителей в русло гуманистических ценностей, переплавить страсти в эстетические

Эстетическая организация средл

Эстетическое

эмоции (Чувство эстетическое), не поз­воляя азарту достигнуть своей край­ней формы — спортивного фанатизма, к-рый разрушает эстетическое отноше­ние к спорту. В сфере спорта создается своя особая предметная среда (стадио­ны. снаряды, спортивная одежда, знаки и т. п.), оказывающая существенное воздействие на образ и стиль жизни людей. Т. обр., спорт непосредственно влияет на эстетическую культуру об-ва, на традиционные виды эстетиче­ской деятельности. Происходит и обрат­ный процесс — проникновение форм собственно эстетической деятельности, методов худож. творчества, выразитель­ных средств худож. языка в сферу спор­та. Особое значение развитию Э. с. при­дается в СССР и др. социалистических странах, где физическая культура и спорт являются составными частями об­шей культуры об-ва и образа жизни.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ — система воздействия людей на природу и создаваемое ими матери­ально-предметное окружение, определя­ющая уровень развития культуры об-ва, отражающая социально-эстетические идеалы и вкусы народа. По характеру Э. о. с. различаются исторические эпохи в развитии иск-ва. В ней в худож.-об­разной форме воплощаются географи­ческие и этнические особенности бытия людей, их практические достижения в овладении силами природы, отражают­ся социальные, классовые отношения в об-ве. Э. о. с. развивается во времени. в ней находят проявление традиции культуры—П—постоянныйпоио<новых форм, соответствующих изменениям в образе жизни людей. При этом люди могут быть эстетически удовлетворены существующей или специально создава­емой средой, использовать ее для дости­жения своих жизненных идеалов и кон­кретных бытовых целей. Они могут ощу­щать несоответствие со средой, но ис­кать с ней примирения, приспосабли­ваться, создавая особые формы эмоцио­нального, эстетического контакта с ней. Наконец, они могут активно выступать против недостатков существующей сре­ды, ассоциируя ее формы с отрицаемым ими в социальном плане образом жизни,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: