Этические системs со специфической ориентацией

К этим видам этических систем относятся нормативные базы, характеризующиеся наличием, кроме общечеловеческих принципов неких специфических особенностей, связанных с условиями деятельности – персональная, профессиональная, религиозная и др. В массе этических норм определенные из них являются практически универсальными, другие существенно меняются в зависимости от рода деятельности или социальной категоризации.

С учетом различий в условиях деятельности отдельных групп и труда профессиональных коллективов совершенно очевидно несовпадение моральных принципов, у разных субъектов социального процесса. При этом этические системы, присущие тому или иному коллективу, формально сильно разнятся по характеру норм. Однако их особенности часто заключаются в простой акцентуации некоторых из общих принципов, имеющих большее значение для людей данной профессии. Так, P. Herissone-Kelly [2011] формулирует четыре основных положения медицинской этики: уважение независимости, не причинение вреда, милосердие и законность. Совершенно очевидно, что, во-первых, эти четыре принципа не исчерпывают всей нормативной системы, используемой медиками в своей деятельности, а во-вторых, являются частью общей этической схемы. Просто в деятельности работников здравоохранения эти нормы имеют бóльшую значимость. В воинском коллективе акценты делаются на других принципах. Там на первое место будут выдвигаться доблесть, мужество, товарищество, верность присяге и любовь к Родине. Не причинение вреда и милосердие вписываются в этическую схему боевого подразделения с существенными оговорками, хотя и там их никто до конца не отменяет.

Нередко в рамках в целом единой для какой-то категории норм этики проявляются существенные отличия в зависимости от национальной или государственной принадлежности группы. Особенно ярко такие отличия проявляются в семейных нормативных системах [Maehara, T. Takemura A., 2007].

Признавая обоснованность различий в нормативных базах людей различных профессий, национальной и государственной принадлежности, объединенных в неформальные коллективы, важно помнить, что какой бы этикой человек не пользовался, его нормы поведения находятся в опасности серьезного искажения, если они не взаимодействуют с нормами иных этических систем сообщества. Необходимо также учитывать этику развития быстро меняющегося общества с присущим ей высоким уровнем расхождения этических принципов различных поколений [Cournand, A., 1977]. Учет специфики этических норм, которые приняты в других сообществах, очень важен в межгосударственных и межэтнических отношениях. Принимая христианскую мораль, необходимо с уважением и пониманием относиться к религиозным нормам представителей других концессий [Cahill L.S., 2012]. Учет обсуждаемого обстоятельства имеет принципиальное значение в условиях коммуникаций с высоким уровнем риска в политической, коммерческой и военной деятельности. Это связано с тем, что при всяком взаимодействии, связанном с опасностью финансовых, материальных потерь или политическим проигрышем, уровень психоэмоционального напряжения оказывается высоким. Любое нарушение, связанное с непониманием социальных норм, привычных для одной из сторон, способно усилить накал ситуации и привести к нежелательным последствиям [Thompson, P.B., 2012].

И, наконец, полезно отличать этику, основанную на эмоциях (этику намерений), и этику ответственности. Max Weber (1919), обсуждая различие между ними, указывает, что этика намерений исходит из представлений о благе вообще, она не отвечает за последствия. Из-за этого ее обычно сопровождают неудачи, так как она не обеспечивает принятия реалистичных решений. Этика ответственности, напротив, учитывает, что в процессе исполнения какого-то решения придется обязательно столкнуться не только с его положительными, но и с неизбежными отрицательными последствиями. Поэтому от «блага вообще» или общего блага приходится отказываться [I.Eibl- Eibesfeldt, 1989].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: