Продовольствие – во главе угла

На рынке ритейла доминируют форматы, связанные с торговлей продовольственными товарами. Девять из торговых операторов первой десятки ориентированы на продажу продуктов питания. Форматы продовольственных магазинов самые разные: супермаркеты, гипермаркеты – мегацентры, магазииы –дискаунтеры, магазины – склады типа cash&'carry. Наибольший потенциал развития в странах с переходной экономикой имеют магазины типа гипермаркет – мегацентр. Пользуются популярностью и магазины – дискаунтеры, именно они нередко способствуют снижению цен в гипермаркетах. Быстрыми темпами растет число магазинов шаговой доступности. Супермаркеты, занимающие промежуточную пишу, ощущают давление как со стороны мелкоформатных, так и со стороны крупноформатных магазинов.

Больше половины из первых 250 торговых операторов имеют свою специализацию. Например, наблюдается расцвет ритейлеров, специализирующихся па торговле товарами для дома. Это объясняется бурным развитием рынков жилья, а также всевозрастающими потребностями представителей среднего класса в бытовой технике, мебели, текстиле для дома и проч. Наблюдается рост и многопрофильных торговых компаний, многие из которых сделали ставку на торговлю через Интернет. Впрочем, говорить об успешности этого вида деятельности можно лишь в случае, если па электронную коммерцию приходится не менее 20 % оборота компании.

Источник: Жажда покупать // Недвижимость. 2006. № 2.

В заключение этого раздела поговорим о наиболее актуальных форматах розничной торговли непродовольственными товарами. Если в продовольственных форматах основные отличия заключаются в числе позиций ассортимента и площадях, масштабах, то различия непродовольственных форматов определяются и многими другими факторами. Король непродовольственного ассортимента – универмаг. Хотя доля универмагов в мире несколько сокращается, в Старом Свете она составляет около 50 %. Классические универмаги представляют собой 3-5 – этажное здание с единым торговым пространством и ассортиментом до 100 тыс. наименований. В России классических универмагов не существует, хотя многие помещения старых советских универмагов соответствуют этому формату. Наши универмаги работают по секциям, разделам, прилавкам – как торговые центры, в то время как классический универмаг – единое пространство. В настоящее время в России нет монооператорских универмагов, подобных немецким Kaufhoff, нет, так как поддержание 100 тыс. позиций ассортимента пока непосильно для одной компании. Поэтому формируются секции из арендаторов, которые поддерживают «на уровне» ассортимент в своей категории. Сбалансированное сочетание арендаторов по качеству и цене удается обеспечить не всем. В последнее время появилась тенденция выхода некоторых операторов универмагов на российский рынок, но для оценки перспектив работы на незнакомом рынке они открывают магазины с площадями и ассортиментной матрицей, которые в разы меньше их основных форматов.

Самая многочисленная категория непродовольственных магазинов – «мастера категорий», или специализированные магазины, – обувные, книжные магазины, магазины бытовой техники, электроники, цветов, одежды и т. д. Есть формат хозяйственных магазинов, работающих по самообслуживанию, – drogery. Сеть магазинов подобного формата, очень распространенная за рубежом, в России только развивается, например в Воронеже.

Разница логистики продовольственных и непродовольственных форматов розничной торговли очевидна: у розничных торговцев продовольствием сроки реализации товара измеряются в часах и днях, а у торговцев непродовольственным ассортиментом – в неделях и месяцах. Это связано с тем, что продовольствие подвержено физической порче в процессе хранения, а товары непродовольственного ассортимента могут испортиться, лишь морально устарев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: