Анализ непосредственного окружения

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном окружении. Важно отметить, что в процессе взаимодействия непосредственного окружения и организации очень часто наблюдается их взаимное влияние. При анализе непосредственного окружения должны быть учтены следующие факторы:

2.1. Покупатели. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж можно рассчитывать, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и т.д. Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

· Географическое местоположение.

· Демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.д.).

· Социально – психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.д.).

· Уровень платежеспособного спроса покупателя.

· Отношение покупателя к продукту (кто платит, кто покупает и кто потребляет, т.к. не обязательно все три функции выполняет одно и тоже лицо).

2.2. Конкуренты. К числу конкурентов должны быть отнесены не только производители аналогичной продукции, но и производители замещающей продукции и, в общем случае, при ограниченной покупательной способности данного сегмента рынка производители любой продукции, ориентированной на данный сегмент рынка. Анализ конкурентов заключается в выяснении их стратегических планов, оценке нашим покупателем их продукции и выявлении слабых и сильных сторон конкурентов. Анализ слабых и сильных сторон конкурентов производится аналогично тому, как это делается при анализе слабых и сильных сторон своего предприятия (смотри раздел 3).

2.3. Поставщики. Поставщик должен стать союзником. Доход поставщика находится в прямой зависимости от объема продаж. Надежность поставщика, в первую очередь, определяется его заинтересованностью в сотрудничестве с потребителем его продукции (доля дохода от этого сотрудничества в общем объеме доходов поставщика). Надежность работы организации будет выше, если она позаботится о страховке своих поставщиков. Ориентация на единственного поставщика чревата серьезными последствиями. Лидирующие фирмы довольно часто имеют до трех поставщиков одного изделия. Главный поставщик обеспечивает поставку 60-70% изделий. Два других поставщика (горячий резерв) обеспечивают поставку 15-20% изделий каждый. При этом цены на изделия поставщиков горячего резерва обычно превышают цены главного поставщика. В договорах на поставку с поставщиками горячего резерва, как правило, оговариваются следующие обязательные условия:

· обязательство поставщика, в случае необходимости, в оговоренный срок увеличить объем поставок в 1,5-2 раза:

· обязательство поставщика в оговоренный срок улучшить тот или иной показатель качества поставляемого изделия.

Такая стратегия работы с поставщиками исключает монополизм одного поставщика и создает нормальную конкурентную среду. При выборе поставщика следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

· Уровень и гарантии качества поставляемого товара.

· Пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки.

· Готовность к совершенствованию своего товара в связи с требованиями рынка.

· Финансовые аспекты, связанные с приобретением товара.

2.4. Рынок рабочей силы. Изучение рынка рабочей силы заключается в выявлении на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого пола, возраста и стоимости рабочей силы. Важным является анализ политики профсоюзов, оказывающей влияние на этот рынок. В ряде случаев это может ограничить доступ к необходимой организации рабочей силе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: