В процессе профессионального образования специалиста физической культуры и спорта серьезную роль играет педагогическая подготовка. Для того, чтобы грамотно строить и осуществлять процессы спортивной тренировки и физического воспитания необходимо знание педагогических основ физической культуры.
Деятельность специалиста физической культуры и спорта тесно связана с обучением занимающихся технике выполнения тех или иных упражнений, передачей определенных знаний по виду спорта или физической культуре в целом. Также важное место в работе спортивного педагога занимает воспитание у занимающихся качеств личности, необходимых не только в соревновательной деятельности, в процессе тренировок или занятий физической культурой, но и в повседневной жизни.
Таким образом, основными задачами курса педагогики физической культуры и спорта являются:
- овладение системой научно-прикладных знаний и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности;
- формирование у будущего специалиста научного мировоззрения, профессионально-педагогической направленности, содействие развитию педагогического мышления;
|
|
- привитие студентам опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного восприятия педагогической действительности в контексте будущей профессиональной деятельности, ознакомление с инновационным подходом к определению эффективности технологий обучения и воспитания в области физической культуры и спорта.
- формирование умений диагностировать уровень своей педагогической подготовленности, намечать направления к самосовершенствованию.
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Проблемы и задачи педагогики физической
Культуры и спорта
План
1. Физическая культура и спорт как многоплановое общественное явление, специфические функции физической культуры.
2. Педагогика физической культуры и спорта как самостоятельная отрасль педагогических знаний; предпосылки ее возникновения и уровень современного состояния.
3. Предмет изучения педагогики физической культуры и спорта.
4. Связь педагогики физической культуры и спорта с другими науками.
Физическая культура — это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общей культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двигательной деятельности и способ удовлетворения этих потребностей.
В личностном аспекте она представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических средств и методов раскрывать потенциальные физические возможности человека.
|
|
Физическая культура выступает как обширная социальная область применения и проявления в конкретных и общих результатах содержательного творческого труда, личных дарований и как источник формирования разнообразных интересов индивидов.
Таким образом, уровень физического развития, степень разносторонности воспитания и развития определяются социальными условиями.
Деятельность в области физической культуры имеет и материальные, и духовные формы выражения. Воздействуя на биологическую сферу человека комплексом средств и методов, физическая культура неизбежно оказывает влияние на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности в силу единства и взаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в человеке, ибо физическая культура и по своему генезису, и по своей социальной роли всегда была и будет одним из важнейших и совершенно обязательных средств воспитания человека.
С материальной культурой физическая культура связана процессом двигательной деятельности, который является ее главным содержанием и в результативной его части материализуется в физических качествах человека. Кроме того, она опирается на материальную базу (спортивные снаряды, инвентарь, оборудование, спортивные площадки, залы, дворцы и т. п.).
С духовной культурой физическая культура связана такими аспектами, как наука, политика, спортивная этика, эстетика и др.
Общая культура, несомненно, оказывает огромное влияние на развитие физической культуры, она вооружает физическую культуру необходимым комплексом материального и духовного обеспечения. В то же время культура получает от физической культуры специфическую информацию такого качественного направления, которую она не может получить ни из какого другого источника. Эта информация обогащает культуру, дает ей возможность на основе интеграции и переработки разноплановой информации двигаться вперед в знаниях о человеке. Это позволяет составлять опережающие программы, вносить в них коррекции, оперативно воздействовать на сам процесс развития.
Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общечеловеческой культурой, является ее живой, органической частью.
Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих занимающихся в собственном совершенствовании.
Эстетический идеал физически совершенного человека представляет собой осознанную потребность общества. Он исторически обусловлен и имеет объективное содержание, может отражать красоту реальной жизни. В сфере физической культуры и ее средствами достаточно полно решаются основные эстетические задачи; умение понимать прекрасное в природе и обществе в материальном и духовном воплощении; желание создавать прекрасное; умение передавать его в условных формах.
Физическое совершенство человека отражает новую ступень в развитии физической жизнедеятельности и физических способностей человека и может возникнуть только на сравнительно высоком уровне развития материально-технических и социально-экономических условий общества. Различные аспекты физического совершенствования человека, как необходимой стороны его гармоничного развития, выражают степень сознательного и целенаправленного воздействия общества на систему его физических потенций.
|
|
Физическая культура – часть общей культуры, поэтому ей свойственны общекультурные функции. Как самостоятельная область деятельности, она имеет и свои специфические функции, которые в более конкретной форме выражают социальное бытие физической культуры как общественного явления, ее способность удовлетворить запросы общества в области физического воспитания.
Эти функции можно отнести (по признакам общности их проявления) к следующим группам (В.М. Выдрин)
1. Общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие и сдерживание процессов инволюции и т. п.).
2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка).
3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использования внерабочего времени (развлечения, игры, компенсация).
4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.
Функции физической культуры можно рассматривать в плане преобразовательной деятельности. Основной аспект преобразовательной деятельности в области физической культуры – преобразование самого человека.
При помощи своих специфических средств и методов физическая культура обнаруживает, раскрывает, совершенствует природные физические задатки человека, превращая их в способности, призвание, одаренность, талант.
В то же время она формирует сложное искусство движений и действий, несвойственных человеку как биологическому существу (сложные акробатические упражнения, плавание под водой, полеты и парение в воздухе и т. п.). Наконец, она способствует восстановлению израсходованных в процессе труда, общения и познания физических и духовных сил, устранению последствий болезней, травм и т. п.
|
|
Все это осуществляется в конкретных социальных условиях и не может не нести на себе признаков социальных отношений.
«Педагогика физической культуры и спорта» существует как учебная дисциплина с 2000 года. В научной области ее аналогом (источником) следует считать «Педагогику спорта», которая получила свое развитие в течение последних десятилетий (примерно с 70-х годов прошедшего столетия).
Э. Майнберг рассматривая становление педагогики спорта за рубежом, пишет о том, что первые следы зарождения науки можно увидеть уже в трудах Платона, который «во взвешенных, тщательно продуманных и в ряде случаев исключительно близко соприкасающихся с нашей современностью формулировках доказывает необходимость «спортивного воспитания», не применяя разумеется, самих понятий «спорт» и «спортивное воспитание», нет он говорил о гимнастике и гимнастическом воспитании» [Э.Майнберг, С.8-16].
Ж.Ж. Руссо (1712-1778) впервые в контексте педагогической теории Нового времени провозгласил и обосновал идею о настоятельной необходимости физического воспитания. Согласно теории Ж.Ж. Руссо подлинно человеческое развитие было бы неполным без телесной природы людей. Выдвинутое Ж.Ж. Руссо представление о единстве тела и духа постоянно утверждалось филантропистами (Гутс-Мутс, Кампе, Зальцман и др.) и стало решающей предпосылкой воззрения, согласно которому физическое воспитание могло рассматриваться как самостоятельная и педагогически важная область воспитания. По мнению Э.Гельдбах именно филантрописты впервые сформулировали принципы теории физического воспитания.
Большой интерес к распространению педагогически обоснованного физического воспитания проявлял Ян (1778-1852), который высшими целями физического воспитания объявил развитие любви к отечеству, патриотизм, духовные и физические способности к защите страны.
Гимнастика для Яна была не только патриотически-национальным делом, но и в не меньшей степени она преследовала и общечеловеческие, сверхрегиональные цели. На данном этапе в традиционную программу школьного воспитания был введен новый предмет- гимнастика.
Разработка «программы» школьной гимнастики представлена в работах Шписа (1840), однако так как основным принципом гимнастической школы стала строжайшая дисциплина и муштра, в дальнейшем в конце XIX данная система вызывала большое недовольство. Впоследствии в эпоху реформаторской педагогики (20-е годы) существовала точка зрения, согласно которой, педагогическая ценность гимнастики заключается в том, что она способствует всестороннему развитию свободной, опирающейся на собственные силы личности. Во время второй мировой войны во многом физическое воспитание в Германии [Э.Майнберг] было возведено в ранг «политики тела». В дальнейшем данные тенденции ушли на второй план, и наука о физической культуре и спорте стала продвигаться в направлении, основной идеей которого, стала необходимость физического воспитания для всестороннего развития личности.
В России становление теории и методики преподавания учебной дисциплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, происходило в условиях конкурентной борьбы между сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-национальных систем физического воспитания.
Например П.Ф. Лесгафт (1837-1909 г.г.), прерогативой физического воспитания считал нравственные качества и его волевые проявления, т.е. выработку у человека характера посредством физических упражнений. Более того, он был уверен, что формирование некоторых сторон личности возможно лишь только благодаря занятиям физической культурой. За «психологизацию» и «интеллектуализацию» физического воспитания П.Ф. Лесгафта резко осуждал известный в то время педагог Л.Ф. Каптерев. Однако в 50-60-е годы в связи с интенсивным развитием в стране физической культуры и спорта высших достижений вопрос о влиянии физического воспитания на психику человека, его развитие и воспитание приобрел особо важное значение.
В настоящее время рассмотрение физической культуры личности как одной из базовых видов культуры молодого человека, являющейся одним из важнейших средств формирования общекультурного уровня занимающихся, предъявляет повышенные требования к подготовке специалистов для более грамотного осуществления процессов физического воспитания и спортивной тренировки, работе с детьми и учащей молодежью, для этого необходимо знание педагогических основ физической культуры и спорта.
Предпосылки возникновения педагогики спорта (Э. Майнберг):
1. Отказ от концепции дуалистического противопоставления тела и духа.
2. Открытие и обоснование воспитательных и образовательных возможностей физического воспитания.
3. Активное изучение вопроса о роли и месте физического воспитания в системе общего образования человека.
4. Зависимость попыток педагогического обоснования физического воспитания от политической ситуации эпохи.
5. Поиск целей и методов физического воспитания.
6. Первые шаги в создании теории физического воспитания на научной основе.
7. Начало профессионализации преподавателей физической культуры и спорта – необходимость разработки спортивно-педагогической теории.
Педагогика спорта – это частная дисциплина науки о воспитании и науки о спорте, с помощью различных исследовательских методов изучающая спортивную и игровую двигательную активность в ее официальных и неофициальных формах. В первую очередь в плане образования, воспитания, социализации и обучения.
Являясь одной из наук о человеке, педагогика спорта изучает целенаправленную деятельность человека по передаче, со стороны обучающего и освоению обучающимся ценностей физической культуры и спорта, а также развитие и формирование личности в сфере физической культуры и спорта.
Основные вопросы педагогики спорта:
1. Педагогика «тела и плоти». Взаимосвязь спортивного образования и чувства ответственности; педагогика спорта и этика и др.
2. Педагога спорта и проблема здоровья человека.
3. Педагога спорта и эстетика, эстетическое воспитание.
4. Спорт – феномен культуры.
Предметом педагогики физической культуры и спорта является исследование сущности развития и формирования личности в процессе направленного физического развития, воспитания на спортивных занятиях и закономерности их построения.
Педагогика физической культуры и спорта сформировалась и развивается на стыке общественных и естественных наук (рис.1). Однако хотелось бы отметить, что педагогика физической культуры и спорта изучает двигательную активность в отличие от теории ФК и спорта, руководствуясь критериями педагогики.
Педагогика физической культуры и спорта
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теория ФК и спорта | Социология спорта | Психология спорта | История спорта | Теория спортивной тренировки | Анатомия | Физиология | Общая педагогика | Специальная педагогика | Психология | Культурология и др. |
Рис. 1. Педагогика спорта в системе наук
Вопросы для самоконтроля и размышления
1. Какие основные специфические функции физической культуры Вы можете назвать?
2. Как Вы считаете могут ли выполнять физическая культура и спорт политические функции, если «да», то обоснуйте свой ответ, приведите конкретные примеры.
3. Каковы основные причины возникновения и уровень современного состояния педагогики физической культуры и спорта?
4. Как Вы считаете, какие общие тенденции в развитии педагогики спорта за рубежом и в России можно выделить?
5. Раскройте связь педагогики физической культуры и спорта с другими науками, такими как теория физической культуры, психология, социология и т.д.