Таким образом, воспитанность и обученность являются разными понятиями, однако, например, для того, чтобы воспитать добросовестное отношение к труду сначала нужно помочь воспитанникам уяснить, в чем состоит сущность добросовестного отношения к труду, как такое отношение проявляется, а затем научить их трудовым умениям и навыкам.
Единство обучения и воспитания заключается также в том, что обучение содержит в себе большой воспитательный материал, например: нравственные идеи, примеры патриотизма, честности, смелости, высоконравственных отношений между людьми.
В спорте, овладевая спортивными навыками, спортсмен учиться соблюдать установленные правила, быть честным, т.е. соответствовать требованиям честной игры, проявлять взаимопомощь и т.п.
В соответствии с педагогическими задачами выбираются методы иформы организациипедагогического процесса. Так, в одном случае этобудут урочные занятия или индивидуальные консультации, а в другом - различные виды общественно-полезного труда или учебные задания. В учебно-воспитательной деятельности широко применяются комбинированные формы организации (деловые игры,конкурсы,олимпиады, самостоятельная работа и т.п.).
Закономерности педагогического процесса проявляются в его широких связях с общественными явлениями. В качестве более узких: между процессами обучения, образования, развития, воспитания, между педагогическим руководством и самодеятельностью воспитуемых, между воспитательными влияниями множества субъектов воспитания (воспитателями, общественными организациями, семьей, друзьями и т.п.).
Рассмотрение педагогической наукой и практикой связей между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации учебно-воспитательного процесса дает возможность выделить следующие его общие педагогические закономерности:
· педагогический процесс обусловлен социальным заказом общества, его потребностями и возможностями в обеспечении обучения, воспитания и развития личности учащегося (воспитуемого); изменение состояния общества и его потребностей приводит к пересмотру задач педагогического процесса, его форм и содержания;
· эффективность педагогического процесса во многом определяется условиями его протекания, среди которых важное место принадлежит его техническому обеспечению, гигиеническим и морально-психологическим факторам; чем лучше условия, в которых протекает обучение и воспитание, тем легче добиться положительного результата в решении поставленных задач;
· качество учебно-воспитательного процесса зависит от единства действий субъектов управления педагогическим процессом и конкретного педагогического коллектива;
· эффективность и качество педагогического процесса обусловлены особенностями контингента обучаемых (пол, возраст, способности, национальные традиции) и их постоянным учетом при решении многообразных педагогических задач.
Физическое воспитание входит в понятие «физическая культура» как ее деятельная часть в виде трех направлений педагогического процесса: общего физического воспитания, физического воспитания с профессиональной направленностью и физического воспитания со спортивной направленностью (Ч.Т. Иванков).
Физическое воспитание несет в себе все общие признаки, свойственные педагогическому процессу. Однако физическое воспитание имеет и свои особенности, такие как: 1) обучение движениям; 2) воспитание физических качеств; 3) вооружение занимающихся специальными знаниями в области физической культуры и спорта; 4) формирование у занимающегося осознанной потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Формы организации педагогического процесса - внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников, местом, временем и порядком его осуществления. В педагогике выделяют формы воспитания и обучения, формы организации учебного процесса и формы организации воспитания.
Формы воспитания и обучения:
· фронтальная работа (со всеми занимающимися);
· групповая работа (с частью занимающихся);
· индивидуальная работа детей и с детьми.
Формы организации обучения:
· урок - как основная форма;
· факультативные занятия;
· дополнительные занятия;
· домашняя учебная работа;
· занятия в предметных кружках (спортивных секциях) и т.д.
Метод обучения – способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающей усвоение содержания образования. Классификация методов обучения по Ю.К. Бабанскому представлена в табл.1.
Смирнов В.И. выделяет основные средства воспитания и обучения, которые в зависимости от уровня их применения (уровень всего процесса обучения, предмета, урока), наполняются конкретным содержанием.
1. «Живое» слово 1. Иллюстрации 1. Здания, мебель, оборудование
2. Аудиозапись 2. Макеты 2. ЭВМ, аудио-видеотехника
3. Печатное слово 3. Видеопродукция 3. Лабораторно-техническое обо -
4.Натуральные объекты рудование
4. Материалы, инструменты
Рис. 3. Средства обучения и воспитания
Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и связи в организованных неживых, живых и общественных системах. Ею сформулированы исходные принципы, которые лежат в основе педагогического управления.
В этой связи процесс обучения представляет собой систему двух основных блоков: 1) управляющего – педагогический коллектив; 2) управляемого – контингент обучаемых. Взаимодействие между блоками осуществляется посредством прямых и обратных связей, реализуемых через содержание обучения.
Объектом педагогического управления служит познавательная деятельность учащихся. Управление познавательной деятельностью осуществляется непосредственно педагогами или опосредованно – через учебную среду.
Информационные взаимодействия между педагогом и учащимися можно условно разделить на исходную, прямых управляющих воздействий, обратной связи.
1. Исходная информация – представляет собой систематизированную совокупность знаний о целях обучения, средствах их достижения, о физическом, психическом, функциональном состоянии обучаемых. Достаточность этой информации является одним из основных требований, предъявляемых к эффективному управлению учебным процессом.
2. Прямая информация – имеет характер предписания, требования, распоряжения, нормы. Виды управляющих воздействий: мобилизующие, мотивирующие, ориентирующие, обучающие, организующие, психорегулирующие, оценивающие.
3. Обратной связи – содержат данные о результатах учебно -педагогической деятельности, о соответствии средств педагогического воздействия целям и задачам обучения.
Педагогическому управлению свойственна иерархия организационных структур, определяющая ряд уровней, которые взаимосвязаны между собой, выделяют:
· линейную структуру, которая основана на принципе единоначалия. При такой организации каждый руководитель (независимо от уровня) обладает определенными полномочиями, что требует высокой профессиональной подготовленности;
· функциональную структуру, дополняющую линейную, и основанную на принципе функциональной специализации. Ее суть разделение обязанностей. Две этих структуры не применяются автономно;
· фукционально-линейную структуру, которая сочетает функциональность и единоначалие (комплексная организационная структура).
Для осуществления оптимального управления учебным процессом важнейшее значение имеет критерий эффективности, который определяет наилучшую стратегию достижения конечной цели. Критерий эффективности обуславливает понятие оптимума.
Ю.К. Бабанский под критериями оптимизации учебно-воспитательного процесса понимает:
- достижение каждым обучаемым реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости;
- соблюдение обучаемыми и педагогами установленных для него норм времени;
- рациональные усилия участников педагогического процесса для достижения целей обучения.