Функции педагогического управления

1. Руководство (принятие решений) – обеспечивает объединение, координацию, всех специальных функций в единое целое. Руководящая деятельность педагога реализуется посредством взаимодействия функций планирования, организации, стимулирования, контроля, коррекции и информационного обслуживания.

2. Планирование – сложная комплексная деятельность педагога по разработке и обоснованию целей и задач образования, воспитания, развития и эффективных путей их достижения. Планирование включает: формулировку целей обучения и выбор наилучшего пути достижения этой цели.

3. Контроль – этап педагогической деятельности, позволяющий сравнивать достигнутый результат с запланированным. В содержании контроля педагог должен включать не только результаты познавательной деятельности обучаемых, но и свой личный вклад. Корректирующая деятельность педагога, основанная на результатах контроля, являются логическим продолжением дальнейшего учета и анализа в руководстве обучением и воспитанием.

4. Коррекция – предполагает комплекс практических мер по устранению рассогласований между запланированными и реальными результатами обучения. Это достигается путем внесения педагогом определенных поправок как в процесс познавательной деятельности обучаемых, так и в свои педагогические действия.

5. Информационное обслуживание – обеспечение обучаемых и обучающих необходимой учебной и научной информацией. Функция информационного обслуживания связывает в единое целое все стороны педагогической деятельности.

6. Организация – координация деятельности обучаемых во времени и пространстве, определение функционального взаимодействия преподавателя и группы.

7. Мотивация - эффективность управления познавательной деятельностью обучаемых во многом зависит от создания педагогических условий и стимулов, обеспечивающих положительную мотивацию как у обучаемых, так и у преподавателей.

Современный научно-технический прогресс позволяет в наибольшей мере раскрыть всесторонние возможности и сущностные силы человека, в том числе совершенствовать уро­вень его общей и специальной образованности, которая, в свою очередь, есть непременное и важнейшее условие науч­но-технического прогресса. Поскольку его темпы постоянно нарастают, у современного человека возникает необходимость в пополнении своего жизненного и профессионального опыта непрерывно обновляющейся информацией, а также в углуб­лении и расширении фонда разнообразных умений и навыков; интеллектуальных, профессиональных, двигательных и других.

Таким образом, в настоящее время становится акту­альной необходимость разработки и претворения в жизнь кон­цепции непрерывного образования.

Первопричиной безотлагательного перехода к системе непрерывного образования в настоящее время является дина­мизм социально-экономического и научно-технического развития общества.

Также в качестве общественных причин перехода от «конечного» к непрерывному образованию выступают:

· необходимость повышения культурного уровня населения;

· усиление социальной роли личности;

· возвышение потребностей современного человека;

· возрастающая гуманизация и демократизация жизни;

· интеллектуализация труда.

Все вышеперечисленные причины вызывают необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».

Среди сдерживающих факторов разви­тия системы непрерывного образования в нашей стране отмечаются следующие [10]:

· низкая социальная значимость высоких профессиональ­ных качеств у занятых в общественном производстве;

· неудовлетворительное состояние материально-техничес­кой базы учебных заведений из-за незначительной доли на­ционального дохода, направляемого на образование;

· ограниченный диапазон форм и направлений обучения молодежи;

· слабая преемственность в подготовке кадров между от­дельными звеньями народного образования;

· снижение требований при аттестации уровня знаний у выпускников учебных заведений.

В понимании сущности непрерывного образования наме­тились следующие подходы, достаточно противоречивые: отождествление непрерывного образования с непрерыв­ным обучением, имея в виду соединение всех ступеней учеб­ного процесса с целью устранения противоречий на стыках ступеней образования; дополнение существующей системы образования новыми звеньями: кооперативными, частными, неформальными.

Основной идеей непрерывного образования является идея постоянного развития человека. Отсюда целью непрерывного образования является развитие личности во все периоды ее жизненного пути, начиная от младенчества и заканчивая старостью: в период ее созревание затем развития и стабилизации и, наконец, в период инволюционного развития.

Для конкретного человека непрерывное образование является удовлетворением потребности в духовном развития средством раскрытия его задатков и способностей, сущностных сил и призвания, стержнем личностного развития и гарантией профессионального самоопределения, а следовательно, и социального благополучия.

Для общества же непрерывное образование является сферой государственной политики по обеспечению необходимых условий для общего и профессионального развития каждого члена общества, его гармоничного развития и неотъемлемым условием научно-технического и социального прогресса.

Принципиальными особенностями системы непрерывного об­разования являются:

· демократизация - предоставление каждому человеку пра­ва на свободный выбор того или иного вида образования с учетом его способностей, склонностей, а также права на обес­печение равных условий для получения образования приме­нительно к его способностям;

· многоукладность - означает разнообразие учебно-воспи­тательных заведений как по их содержательной направлен­ности (базовое, специализированное и т. д. образование), так и по организационным формам (государственные, обществен­ные, кооперативные или иные учебные заведения). Напри­мер, применительно к сфере физической культуры и спорта выделяют общеобразовательные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивные школы, училища олимпийского резерва и т.п.

· альтернативность - процесс образования немыслим без введения конкурентных начал в деятельность различных учебных заведений;

· открытость способность к активному восприятию и введению инноваций в учебный процесс;

· опережающее развитие образования;

· гуманизация;

· гуманитаризация - ориентация содержания образова­ния преимущественно на человека в целом, иными словами, человековедение, в той или иной степени пронизывающее прак­тически все учебные предметы;

· дифференциация;

· непрерывность -тесная временная связь различных звеньев системы образования. Например, в ДЮСШ выделя­ют по этому признаку такие группы юных спортсменов, как группы начальной подготовки, учебно-тренировочные, спортивного совершенствования. В свою очередь, ДЮСШ предшествует такому звену спортивного образования, как учили­ща олимпийского резерва;

· развивающий характер - означает целевую направленность на развитие человека во все периоды его жизни. Необходимо отметить, что постоянное развитие человека является системообразующим фактором непрерывного образования, т.е. определяющим все остальные его принципиальные особенности.

По определению Е.В. Калинина (1990), «целостную систему непрерывного образования следует рассматривать, во-первых, как предоставление постоянных возможностей каждому члену общества изучать общеобразовательные, естественнонаучные и специальные дисциплины исходя из общественных и личных потребностей, во-вторых, как совокупность динамично развивающихся звеньев народного образования, органически связанных между собой и обеспечивающих преемственность в обучении, в-третьих, как комплекс рычагов и стимулов, способствующих постоянному увеличению реального квалифицированного потенциала народного хозяйства на основе экономической и социальной заинтересованности как отдельных граждан, так общественного производства».

Как следует из определения системы непрерывного образования, она включает в себя преемственность его звеньев. К их числу относятся: дошкольное образование; общее среднее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее образование; аспирантура и докторантура; повышение квалификации и переподготовка кадров.

 
 


Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Дайте определение педагогического процесса. Охарактеризуйте педагогические процессы в сфере физической культуры, обозначьте их специфику.

2. Какие основные компоненты педагогической системы Вы можете выделить? Назовите их, дайте краткую характеристику.

3. Какие основные формы организации педагогического процесса Вы знаете?

4. Назовите основные средства и методы педагогического процесса, дайте краткую характеристику.

5. Какие функции педагогического управления Вы можете выделить? Как вы считаете, можно ли из названных Вами функций выделить первостепенные, если да, то какие?

6. Как Вы понимаете высказывание «образование через всю жизнь»? Приведите примеры необходимости непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта.

7. Назовите основные особенности системы непрерывного образования, выделите их специфику в сфере физической культуры и спорта.

Рекомендуемая литература

1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

2. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

3. Иванков Ч.Т. Теоретические основы методики физического воспитания. – М.: «ИНСАН», 2000.

4. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М.П. Ивановой. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж; Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.

5. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: вводный курс / Пер. с нем. под ред. М.Я. Виленского, О.С. Метлушко. – М.: Аспект Пресс, 1995.

6. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001.

7. Найн А.Я. Современный словарь-справочник нового педагогического мышления. – Челябинск: Чел. фил. УГНОЦ РАО, 2000.

8. Педагогика спорта / А.А. Тер-Ованесян, И.А. Тер-Ованесян. – К.: Здоров’я, 1986.

9. Прохорова М.В. Педагогика физической культуры и спорта: Примерная программа дисциплины для направления подготовки 521900 Физическая культура, специальности 022300 Физическая культура и спорт / М.В. Прохорова, С.Д. Неверкович, Т.А. Маркина и др. – М.: РИО РГУФК, 2003.

10. Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физическая культура». – М.: «Терра-Спорт», 2000.

11. Спорт в современном обществе / Под ред. В.М. Выдрина. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

12. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. ПЕДАГОГИКА. 100 экзаменационных ответов. – Экспресс-справочник для студентов вузов. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001.

13. Сулейманов И.И. Общее физкультурное образование: Учебник. Т.1. Школьное физкультурное образование / И.И. Сулейманов, В.И. Михалев, В.Х. Шнайдер, А.Б. Семина, И.П. Пуусепп. – Омск: СибГАФК, 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: