Методы генерации идей в процессе создания инноваций

Морфологический анализ. Метод был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Сущность метода состоит в том, что проводится структурный (морфологический) анализ объекта: выбираются несколько его составных частей (элементов) и для каждого из элементов находятся альтернативные решения. Далее проводится синтез: анализируются все возможные сочетания признаков, так как каждая комбинация представляет собой потенциальное решение.

Метод контрольных вопросов. Процесс выработки новых идей основывается на использовании списка вопросов или предложений, имеющих отношение к анализируемой проблеме. Вопросник составляется в произвольной форме. Например:

- Можно ли найти для этого какой-то иной способ применения?

- Можно ли это адаптировать?

- Есть ли где-то или было в прошлом что-то похожее?

- Не наводит ли это на какие-то другие идеи?

- Что можно скопировать? В чем можно превзойти?

- Можно ли это как-то модифицировать: изменить цвет, вид движения, запах, форму, силуэт?

- Что еще можно изменить?

- Можно ли это увеличить?

- Если «да», то что именно: частоту, мощность, размер?

- Можно ли придать этому новую ценность, добавив новое свойство или включив в состав дополнительные компоненты?

- Можно ли это уменьшить?

- Если «да», то как это сделать: уменьшить размеры?

- Повысить концентрацию?

- Сделать миниатюрный вариант?

- Сделать ниже?

- Сделать короче?

- Сделать легче?

- Убрать какой-то компонент?

- Можно ли вообще все поменять местами?

- Заменить плюс на минус?

- Можно ли это скомбинировать?

- Что если сделать смесь, сплав, набор, комплект?

Синектический метод. Техника синектики основана на аналогиях, помогающих взглянуть на проблему по-новому. Этот подход был разработан американским исследователем У. Гордоном в середине 50-х годов XX века. Проанализировав записи групповой работы изобретателей, он заметил, что новые важные идеи обычно появляются на основе аналогий с природными явлениями или другими аспектами жизни.

Используются четыре вида аналогий:

1. Прямые.

2. Личные (метод ассоциаций).

3. Символические.

4. Фантастические.

Метод фокальных объектов. Данный методбыл впервые предложен в 1926 г. и впоследствии значительно усовершенствован Ч. Вайтингом в середине 50-х годов ХХ века. Метод состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса, и поэтому называется фокальным. В результате возникает ряд неожиданных вариантов решения. Метод дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных систем.

Метод свободных ассоциаций. Метод свободных ассоциаций является одним из самых простых и в то же время самых действенных методов выработки новых идей. Он весьма полезен при необходимости выработать совершенно новый взгляд на проблему. На листе бумаги пишется слово или фраза, имеющая отношение к обдумываемой проблеме, затем последовательно добавляются другие слова или фразы, обозначающие новые грани мыслительного процесса, благодаря чему возникает цепочка идей.

Метод коллективного блокнота. Метод позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом рабочей группы (фиксирование идей в блокнот по рассматриваемой проблеме) с их коллективной оценкой и процессом выработки решения.

Метод мозгового штурма. Метод мозгового штурма (брейнсторминг), созданный американским психологом А. Осборном, представляет собой неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей, спонтанно предлагаемых участниками.

Подготовка к мозговому штурму начинается с формулирования проблемы. Затем подбираются участники (6—12 человек) желательно различных профессий, но среди них не должно быть признанных авторитетов по обсуждаемой теме. Любые, даже самые абсурдные, идеи фиксируются; не допускаются критические замечания или оценки высказанных идей; поощряется комбинирование идей и развитие их в разных направлениях.

Мозговой штурм может совмещаться с другими методами, например методом синектики.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) [2]. АРИЗ, разработанный Г. Альтшуллером, — эвристическая программа, позволяющая путем последовательных операций шаг за шагом приходить к наиболее эффективному решению задачи без перебора всех возможных вариантов. Цель — выявление в технической системе недостатка, порождающего противоречие, и поиск решения через устранение этого противоречия. При этом реализуется стратегия логического направленного поиска (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Основные этапы АРИЗ

Этап Содержание этапа
1. Выбор задачи Определить конечную цель решения задачи. Проверить, есть ли «обходной путь». Определить, решение какой задачи целесообразнее — первоначальной или обходной. Определить требуемые количественные показатели с учетом фактора времени. Уточнить требования, вызванные конкретными условиями, в которых предполагается реализация изобретения
2. Уточнение условий задачи Уточнить задачу с использованием патентной литературы. Изложить условия задачи с выделением элементов объекта. Выбрать те элементы, которые в наибольшей степени поддаются изменениям
3. Аналитическая стадия Составить формулировку идеального конечного варианта. Сделать два рисунка «Было» — «Стало». Выделить элемент, который не может совершать требуемого действия при требуемых условиях, и выяснить причины, а также определить, что нужно сделать, чтобы элемент «работал». Сформулировать способы, которые могут быть практически осуществлены
4. Предварительная оценка найденной идеи Определить, что улучшается, а что ухудшается при использовании предлагаемого новшества. Что можно сделать для предотвращения ухудшения и к каким ухудшениям это приведет?
5. Синтетическая стадия Определить, как должна быть изменена надсистема, в которую входит измененная система. Проверить, может ли измененная система применяться по-новому. Использовать найденную техническую идею при решении других технических задач

Автоматизированный метод генерации идей. В основу метода положены следующие процессы:

- диалог с банками данных, содержащими несколько миллионов единиц информации;

- изучение всех публикаций и поиск по ключевым словам «идея», «инновации», «новинки» и др. с их фильтрацией в ЭВМ по определенным правилам.

ЭВМ выдает заголовки этих материалов, а затем исследователь выбирает весь материал для детального ознакомления. Поиск может быть ограничен видом информации: патенты, научные конференции, реклама и торговые журналы и т.д.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: