Кадры системы социальных служб, учреждений и организаций — это люди, работающие в системе органов и учреждений социальной защиты, помощи и обслуживания, выполняющие должностные задачи и наделенные для этого определенными обязанностями, правами и ответственностью.
Их можно квалифицировать по признакам трудовой занятости в определенной структуре и занимаемым должностям:
- кадры аппарата федеральных органов;
- кадры аппарата республиканских, краевых, областных и окружных организаций социальной защиты: руководители органов соцзащиты республик, краев, областей, округов и их заместители; начальники отделов; специалисты различных отделов;
- кадры аппарата центров по начислению и выплате пенсий и пособий: начальники центров и их заместители; начальники отделов и их заместители; специалисты отделов;
- кадры аппарата районных и городских органов социальной защиты: руководители районных и городских органов соцзащиты, их заместители; начальники отделов и их заместители; специалисты;
|
|
- кадры стационарных учреждений социального обслуживания: руководители — директор и его заместители, заведующие отделениями; специалисты — врачи, медицинские сестры, фельдшеры, бухгалтеры, инструкторы по труду, воспитатели, учителя, ортопеды, психологи и другие;
- кадры медико-социальных экспертных комиссий — МСЭК (до 1996 г. — ВТЭК): главные эксперты; председатели республиканских, краевых, областных, межрайонных, районных, городских МСЭК, врачи-эксперты, медицинские сестры, психологи, специалисты по реабилитации, программисты;
- кадры служб социальной помощи, в т.ч. центров социального обслуживания: директор центра и его заместители; главный бухгалтер и бухгалтер; инспектор; специалист по социальной работе; отделение дневного пребывания: заведующий отделением, медицинская сестра, культорганизатор, инструктор по трудовой терапии; служба срочной социальной помощи: заведующий службой, психолог, юрист, специалист по социальной работе, социальные работники; отделение социальной помощи на дому: заведующий отделением, социальные работники.
Для кадров социальных служб, как и для персонала других сфер деятельности, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.
1) Требование здоровья обусловлено тем, что социальная работа была и остается одной из трудных в физическом и психологическом отношениях. Кадры системы социальных служб сталкиваются с самыми печальными сторонами человеческой жизни — старостью, инвалидностью, одиночеством, сиротством, немощностью, беззащитностью, болезнями и т.д. Следует учесть, что большинство кадров составляют женщины, обладающие более высокой по сравнению с мужчинами степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности.
|
|
Поэтому на практике для поддержания и укрепления здоровья кадров используются (хотя явно не в достаточной мере) различные системы:
а) индивидуальные;
б) групповые;
в) коллективные.
К ним, например, относятся:
- психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»;
- комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки;
- индивидуальная и групповая психотерапия;
- периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи;
- предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты;
- занятия физкультурой и др.
2) Компетентность кадров обеспечивается базовым образованием, самообучением в ходе практической деятельности, «заимствованием опыта» у своих коллег, различными формами краткосрочной учебы — курсы, семинары, разовые программы и др. Одним из решающих факторов в повышении компетентности является индивидуальная познавательная мотивация — завтра знать и уметь лучше, чем сегодня.
3) Требование профессионализма также является одним из важнейших в деятельности социальных работников. Профессионализм — это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания и умения, обеспечивающие соответственно высокое качество труда и результатов.