1. По каким признакам организмы относятся к продуцентам, консументам, редуцентам? Приведите примеры организмов, относящихся к этим группам.
2. Какие из нижеперечисленных животных и почему можно отнести к консультантам первого порядка: корова, лев, амеба, волк, заяц, щука, колорадский жук, бычий цепень, гусеница капустной белянки, кровососущий комар?
3. Что называют экологической пирамидой? Что такое пирамида биомассы? Используя приведенные данные, постройте пирамиды биомассы для заброшенного поля и пролива Ла-Манш, определите их типы и назовите их. Заброшенное поле (Джорджия, США): продуценты – 500, первичные консументы – 1, вторичные консументы – 0,01г/м2. Пролив Ла-Манш фитопланктон – 4, зоопланктон 21г/м2.
4. Определите энергию последующих ступеней трофической цепи на основе правила 10%.
Растения→ | Травоядные животные→ | Первичные хищники→ | Вторичные хищники |
5000Дж → | ? → | ?→ | ? |
5. Объясните, каким образом вредные вещества – загрязнители (свинец) могут попасть в организм человека?
6. Объясните экологический смысл закона Линдемана (правило 10%)
7. Какие экологические факторы вызывают саморегуляцию плотности популяции?
8. Дайте характеристику популяции как саморегулирующейся системы.
Практическое задание № 3 направлено на развитие у студентов компетенции социального взаимодействия, компетенции познавательной деятельности.
Практическая работа №4
Ресурсы биосферы
Ключевые слова: природные ресурсы, ресурсный цикл, биосфера, возобновимые ресурсы, невозобновимые ресурсы, природопользование.
План занятия
1.Природные ресурсы и их классификация.
2. Характеристика природных ресурсов:
а) минеральных;
б) энергетических;
в) земельных;
г) водных;
д) биологических.
3. Ресурсный цикл, как антропогенный круговорот вещества.
4. Основные инженерные принципы рационального природопользования.
5. Эволюция биосферы.
6. Учение В. И. Вернадского о биосфере.
7. Ноосфера – разумная оболочка земли.