Два уровня научного знания

эмпирический (от греч. empeiria — опыт) уровень научного знания теоретический
Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация). К нему относятся хорошо известные вам из курса физики законы Шарля (зависимость давления газа от температуры), Гей-Люссака (зависимость объема газа от температуры), Ома (зависимость силы тока от напряжения и электрического сопротивления) и многие другие. Эти зависимости были выявлены экспериментально. Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новыхтеорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки. Среди законов, открытых и обоснованных на теоретическом уровне, — закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности и т. д.

Фиксируя результаты наблюдений, ученый использует метод описания и классификации. + АБСТРАГИРОВАНИЕ (мысленное отбрасывание лишних свойств)
+ ИЗМЕРЕНИЕ + ФОРМАЛИЗАЦИЯ это отображение содержательного знания в знаковой форме
+ СРАВНЕНИЕ + МАТЕМАТИЗАЦИЯ

-65-

Эмпирические методы исследования: Беседа - метод исследования, предполагающий личный контакт с отвечающим. Наблюдение- наиболеё информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия. Обследование - это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования Опытная работа- метод внесения предварительных изменений, инноваций в процесс в расчете на получение болеё высоких его результатов. Эксперимент- общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях. Теоретические методы исследования: Абстрагирование- метод исследования, заключающийся визолированном рассмотрении одного выделенного параметра при неучитывании всех остальных. Анализ - метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при которой исследуемый процесс или явление разделяются на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения. Аналогия- мыслительная операция, при которой подбирается подобие, прототип. Дедукция - мыслительная операция, предполагающая развитие рассуждения от общих закономерностей к частным фактам. Индукция- мыслительная операция, основанная на логике обобщения частных фактов. Классификация- теоретический метод изучения изучаемых объектов, фактов, основанный на упорядочивании явлений по отношению друг к другу. Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию, предполагает нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего объекта. Моделирование- метод исследования, предполагающий построение модели. Обобщение - одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений. Синтез - мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина. Сравнение– метод исследования, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного. Схема научного познания:
Гипотеза - научное предположени е, выдвигаемое для объяснения некоторого явления.

Итоги научного исследования:

ПАРАДИГМА – (пример, образец, модель) – это теория, принятая в качестве образца решения исследовательской задачи.

-66-

В1. В3. Установите соответствие между уровнями научного познания и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
A) факт 1) эмпирический
Б) идеальный объект 2) теоретический
В) опыт  
Г) концепция
Д) идея

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

-67-

В6.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Факты чаще всего накапливаются в результате ______. (1). Это позволяет человеку установить основные свойства __________(2). В ходе __________ (3) человек в известной степени вмешивается в естество предмета: помещает в несвойственную ему среду, испытывает в искусственных условиях и т. п. Полученные _________ (4) являются объективными, истинными. На теоретическом уровне ________ (5), используя абстракции, идеальные объекты, позволяет глубже проникнуть в сущность вещей. Здесь используются_______ (6): «идеальный газ», «абсолютно твердое тело». Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. A) знание Б) субъект B) понятие Г) наука Д) суждение Е) описание Ж) наблюдение 3) объект И) эксперимент В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. В7 (2). -68-   -69- С6. В1 (2) -70-   -71-

Итак:

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «научное познание». Закономерность; примета; объективность; синтез; исследование.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «научное познание».

Ответ:____________________________

В4. Найдите в приведенном ниже списке теоретические методы научного познания и обведите цифры, под которыми они указаны

1) наблюдение

2) сравнение

3) формализация

4) математизация

5) обобщение

6) эксперимент

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки».

В1  
В7  
В3  
В6  
В7 (2)  
В1 (2)  
В2  
В4  

-72-

1.12 Образование, его значение для личности и общества.
Образование – это: 1. 1.процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями; 2. 2.социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

3.

Образование – форма деятельности личности, которая предшествует всем другим видам деятельности. Без развитой системы образования не может быть серьёзных достижений ни в одной сфере общественной жизни.

Просвещение – распространение знаний, образования.

Обучение больше связывают с приобретением точных знаний и практических умений, а воспитание – с развитием духовной культуры человека, выработкой определённых убеждений и разумного поведения, накоплением жизненного опыта.

Образование есть формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации.

Вторичная социализация – период социализации, совпадающий с периодом получения формального образования.

Функции образования:

1. 1. экономическая (формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками);

2. 2. социальная, личностная (социализация личности);

3. 3. культурная (использование ранее накопленной культуры);

4. 4. укрепление национальной безопасности (военной, экономической, экологической);

5. 5. укрепление демократического общества

6.

Направления развития образования в современном мире:

1. 1. гуманизация предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманизация образования призвана помочь человеку развить свои способности и дарования, использовать творческий потенциал;

2. 2. гуманитаризация означает усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин;

3. 3. интернационализация образования понимается по-разному. Иногда предлагается максимально сблизить национальные образовательные системы (Болонский процесс). Другие специалисты считают, что такой подход снижает ценность национальных культур и механически переносит чужой опыт в другую социокультурную среду;

4. 4. компьютеризация (использование новых современных технологий обучения).

5. 5. демократизация образования: образование стало доступным для широких слоёв населения.

6. 6. тенденция к росту продолжительности образования, что существенно меняет образ жизни людей.

7. 7. образование стало непрерывным, ибо в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ, на новые технологии.

-73-

Цели образования: 1. 1) научиться познавать, умение учиться; 2. 2) научиться делать, научиться работать, приобретать компетентность = практикоцентризм; 3. 3) научиться жить вместе, сосуществовать (возрастание роли образования в формировании гражданских качеств личности); 4. 4) повышение роли образования в раскрытии творческого потенциала личности. Образовательные учреждения:
Образовательные учреждения делятся на группы по следующим основаниям:
пол мужские, женские (например, школы)
возраст дошкольные, школьные, среднего профессионального образования, высшего образования (институты, университеты)
форма заочные, очно-заочные (вечерние), очные
религия религиозные, светские
семья для детей, имеющих родителей и для детей-сирот
дефект для здоровых, для инвалидов
способности специализированные учебные заведения (спортивные, художественные, музыкальные и т. п.)

Сеть образовательных учреждений в России:

1. дошкольные (ясли, детские сады);

2. общее образование, которое, в свою очередь, состоит из трех ступеней:
- начальное общее образование (1–4 классы),

- основное общее образование (5–9 классы),

- и среднее (полное) общее (10-11 классы) образование (школы, гимназии, лицеи);

3. дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);

4. профессиональное образование, в котором также выделяются ступени:

а) среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);

б) высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);

5. постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);

6. подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);

7. духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).

Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)

Т.о. При осуществлении образовательного процесса реализуются принципы:

1) разнообразия учебных заведений (государственные и негосударственные, гражданские и военные и пр.)

2) и форм обучения (очное, заочное, семейное, по индивидуальному плану, экстернат и др.),

3) вариативности учебных программ и учебников.

4) Государство гарантирует всем гражданам России бесплатное обучение на русском языке (обучение на национальных языках проводится при наличии соответствующих возможностей и желания учеников и их родителей) по базовому набору предметов, в объемах, предусмотренных Государственными образовательными стандартами (или нормативными актами, их заменяющими)

-74-

А1. А2. А3. В4. Найдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) сокращение продолжительности образования 2) гуманизация образования 3) усиление сословного характера образования 4) гуманитаризация образования 5) отказ от преподавания общественных наук 6) создание единой системы образования для разных стран Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ:________________________________ -75-

А4.

ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.12 Образование, его значение для личности и общества».

А1  
А2  
А3  
В4  
А4  
   

-76-

1.13 Религия. 1.
«Религия» в буквальном переводе с латинского означает «связь» (восстановление связи). Верующие считают связь повседневной жизни, решающих поступков и даже своих помыслов с главной святыней, т. е. с Богом.
Религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.

2.

Религиозное сознание, Светское сознание
т. е. убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог,— высшая сила в мире. 1) отличается от религиозного тем, что источники всех важнейших процессов в мире оно усматривает в изменениях в обществе: -в накоплении культурных навыков, -в бурном прогрессе естественных, технических и прикладных наук, -в гуманизации и компьютеризации образования и т.д.

3.Структура религии В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

· религиозное сознание, · которое может быть А) обыденным (личное отношение) · Б) концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.) · религиозная деятельность, которая подразделяется на 1) культовую 2) и внекультовую · религиозные отношения (культовые, внекультовые), · религиозные организации. 1. Церковь 2. Секты — это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью).

Культ — почитание, поклонение.

Религиозный культ — религиозное почитание каких-либо предметов (таких как икона, священные предметы и т.д.)

Разновидности внекультовой деятельности: производство средств культа, преподавание в религиозных учебных заведениях, участие в миссиях, в работе соборов, пропаганда религиозных взглядов в средствах массовой информации. Внекультовая деятельность тесно переплетается с культовой. Культовая деятельность: например, ритуальные действия - пляски, пения, богослужения, религиозные праздники.

4.

Религию как особую сферу культуры человечества изучает специальная наука — религиоведение.

Изучает:

1)сущность религии,

2)значение религии в общественном развитии,

3)возникновение религии,

4)развитие религии, и её соотношение с другими явлениями культуры.

-77-

!Религиоведение наряду с этикой, изучающей мораль,— наука философская. Ее не следует путать с теологией (богословием), являющейся совокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога. 5. Виды религий:
Политеизм- многобожие Монотеизм- единобожие
  Выделяют различные виды политеизма: Авраами́ческие рели́гии — монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета:
А)Анимизм (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы, предметов и вещей. А) Христианство – = греч. «Christos» = возникло в I в. н. э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи.
Б)Фетишизм — религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, кости и т. д.) Б) Иудаизм = др.-греч. — «еврейская религия» = религия еврейского народа, возникшая в I тыс. до н. э. на Ближнем Востоке.
В)Тотемизм — Слово «тотем» можно перевести на русский как - "покровитель". -это связь человека с тотемом (животным, растением) В) Ислам = араб. — «предание себя Богу, покорность» = возник в Аравии в VII в., его основатель — пророк Мухаммед.

6. ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ:

1) Регулятивная – регулирование поведения индивидов, социальных групп (через заповеди, т.е устанавливаются определенные рамки поведения)

2) Воспитательная - побуждает человека к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению,

3) Компенсаторная функция проявляется в том, что религия снимает социальное и душевное напряжение человека.

4) Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире.

5) Компенсаторная функция проявляется в том, что религия снимает социальное и душевное напряжение человека.

6) Коммуникативная функция, т.е. средство общения верующих. Это общение разворачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующими.

7) Культурная функция состоит в том, что религия сохраняет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры

-78-

7.
ИУДАУИЗМ - религия, распространенная главным образом среди евреев. Основные догматы иудаизма: -признание единого бога Яхве (Иеговы), -"богоизбранность" еврейского народа; -вера в небесного избавителя (мессию). Иудаизм - государственная религия Израиля.

протестантизм:
А) Лютеранство (Германия; Мартин Лютер)
Б) Кальвинизм (Швейцария, Голланд.; Жан Кальвин)
В) Англиканская церковь(Англия)

ИНДУИЗМ - религия, распространенная в Индии. -Главным богом в индуизме является триединый бог, обладающий свойствами созидания (Брахма), сохранения (Вишну), разрушения (Шива). -Основа И. - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение.


БУДДИЗМ ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ
возник в Индии в VI-V вв. до н.э. возникло в I веке н.э. возник в VII веке н.э.
от 200 до 250 млн. приверженцев около 2 млрд. приверженцев более 1 млрд. приверженцев

 
 
1.


-79-

1.
Буддизм — старейшая мировая религия, наиболее распространенная в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной Азии. Российские центры буддизма находятся в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува. В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах: 1) все в человеческой жизни есть страдание — рождение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т. п.; 2) причина страдания заключается в наличии у человека желаний, в том числе желания жить; 3) прекращение страдания связано с освобождением от желаний; 4) чтобы достичь этой цели, необходимо придерживаться восьмеричного пути спасения, включающего --= усвоение четырех благородных истин, = принятие их как жизненной программы, = воздержание от не относящихся к нравственной цели слов, = не причинение вреда живому, = превращение истинных действий в образ жизни, = постоянный самоконтроль, = отрешение от мира, = духовное самопогружение. Следование этим путем ведет человека к нирване — состоянию отсутствия, преодолению страданий. Строгость буддийской морали и сложность техники, с помощью которой можно достичь нирваны, привели к выделению двух путей спасения — хинаяны (≪узкая колесница≫), доступной только монахам, и махаяны(≪широкая колесница≫), следуя которой обычные миряне могут действовать, спасая других людей и себя. Необходимо также отметить, что буддизм легко сочетается с национальными религиями, например конфуцианством и даосизмом в Китае или синтоизмом в Японии.

2.

Христианство является второй по времени возникновения мировой религией. Из курса истории вы знаете, что выделяются три главных течения христианства: католицизм, православие и протестантизм. Библия — основной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврейского народа, в которой Христос признается лишь одним из мессий) и христиан, и Новый Завет, который составляют четыре Евангелия (от древнегреч. euangelion — благовестие), а также Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Христианство — это религия искупления и спасения. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который вочеловечился и принял смерть на кресте. Идея Богочеловека-Спасителя — центральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению.

3.

Ислам — самая поздняя по времени возникновения мировая религия Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог — Аллах — передал людям устами пророка Мухаммеда при посредничестве ангела Джебраила священную книгу — Коран, являющуюся непререкаемым авторитетом в духовной жизни, праве, политике и хозяйствовенной деятельности. Можно выделить пять важнейших предписаний Корана, которые обязан выполнять каждый мусульманин: 1) знание символа веры; 2) пятикратная молитва (намаз); 3) соблюдение поста Ураза весь месяц Рамадан; 4) раздача милостыни; 5) совершение паломничества в Мекку (хадж). Поскольку Коран содержит предписания, относящиеся ко всем сторонам жизни мусульман, уголовное и гражданское право исламских государств основывалось, а в ряде стран до сих пор основано на религиозном законе — шариате. Становление ислама происходило под заметным влиянием более древних религий ближневосточного происхождения — иудаизма и христианства. Поэтому в Коране встречается ряд библейских персоналий (архангелы Гавриил, Михаил и др., пророки Авраам, Давид, Моисей, Иоанн Креститель, Иисус), упоминается священная для иудеев книга — Тора, а также Евангелие.

-80-

 
Эгалитарность –равенство. Прозелитизм –стремление обратить других в свою веру. Космополитизм -от греч. kosmopolitus — гражданин мира.

ЕГЭ

А1.

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религия ». Верование; обряд; магия; знание; политеизм.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «религия».

Ответ: ____________________________________

-81-

А2. К мировым религиям относится

1) иудаизм

2) синтоизм

3) буддизм

4) даосизм

А3. Какая из перечисленных религий является древнейшей?

1) буддизм

2) католицизм

3) ислам

4) православие

А4. Верны ли следующие суждения о религиозной вере?

А. Религиозная вера включает веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий.

Б. Религиозная вера включает веру в объективно-истинное знание о природной и социальной действительности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5. Верны ли следующие суждения о сущности религии?

А. Религия — это определенные взгляды и представления людей, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

Б. Религия — это соответствующие обряды и культы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.13 Религия».

А1  
В2  
А2  
А3  
А4  
А5  

-82-

1.14 Искусство. 1. Понятие «искусство» многозначно.
Во-первых, искусство как мастерство, умение, ловкость, например, искусство, т. е. мастерство, ремесленников Древней Руси. Во-вторых, искусство понимается как специфический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней. Именно во втором значении оно является одним из компонентов духовной культуры общества.

2. Истоки (происхождение) искусства.

- ряд ученых выводит искусство, во-первых, из потребности всех живых существ с помощью каких-либо украшений привлекать внимание противоположного пола с целью продолжения рода.
- истоки искусства кроются в наличии у человека не растраченной в трудовой деятельности энергии.

и другие истоки выделяют исследователи

3. Классификация искусства.

А) Классификация искусства немецкого философа Ф. Шеллинга (начало XIX в.)

Реальные искусства Идеальные искусства
- музыка, - живопись, - пластика (архитектура и скульптура). - литература - поэзия
1) Идеальные искусства ставил впереди реальных искусств 2) Поэзию вообще признавал высшей формой художественного творчества, выражающей самую суть искусства.

Б) Иная классификация видов искусства:

1-я группа пространственные, или пластические виды, к которым относятся - архитектура, - все виды изобразительного искусства, - художественная фотография. Дляэтих видов искусства существенным в раскрытии художественного замысла является пространственное построение объектов.
2-я группа временные или динамические виды искусства - литература - и музыка, основой которыхявляется разворачивающаяся во времени композиция.
3-я группа пространственно-динамические виды, которые также называют синтетическими или зрелищными, - театр, - киноискусство, - хореография, - цирк и др.

-83-

В) Искусство можно также классифицировать по социологическому принципу, выделив
элитарное народное массовое

4. В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров.

Понятие «жанр» обобщает специфические свойства художественной формы и содержания значительной группы произведений искусства какой-либо исторической эпохи, народа или мира в целом.

Основания длявыделения жанров весьма многочисленны, вот некоторые из них:

В литературе по способу отражения действительности выделяются, например: - эпос, - лирика - и драма.
В изобразительном искусстве специфические черты предмета изображения: - портрет, - натюрморт, - пейзаж, - батальная или - историческая картина.
характер изображения: - карикатура - или шарж.
В музыке жанры различаются во-первых, по способу исполнения - вокальные и - инструментальные
  во-вторых, по содержанию - лирические, - эпические - и драматические
в-третьих, по месту и условиям исполнения - театральные, - концертные, - камерные и др.

Система жанров искусства динамически развивается — появляются новые жанры, меняется удельный вес традиционных. Несомненна современная тенденция к стиранию границ, синтезу различных видов и жанров искусства.

5. Таким образом Искусство — это умение создавать прекрасное!

Источник искусства — создание (творчество). Средство искусства — умение (ремесло). Цель искусства — прекрасное (духовное наслаждение).



-84-

6. ФУНКЦИИ ИСКУССТВА: 1)Познавательная функция искусства теснейшим образом связана с 2)информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого творца. 3)Коммуникативная функция искусства – это общение людей по поводу конкретного произведения + контакт автора и зрителя посредством художественного образа. 4)Ценностно-ориентирующая функция проявляется двояко:
с одной стороны, произведения искусства являются культурными ценностями, т. е. приобретают особую общественную и личностную значимость. с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров.

5)Эстетической функции искусства еще древние мыслители придавали первостепенное значение. Искусство очищает нашу душу, просветляет, влияет на наши эмоции, расширяя их предмет. Оно стимулирует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.

ЕГЭ

А1. Искусство характеризуется тем, что оно

1) основано на вере в сверхъестественное

2) отражает действительность в образно-символической форме

3) выполняет функцию социального управления

4) комплексно описывает и объясняет события и явления.

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «искусство».

Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ: _______________________________________________.

-85-

С6. Раскройте на трех примерах роль искусства в жизни общества.

ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.14 Искусство».

А1  
В2  
   
   

-86-

1.15 Мораль. 1.
Мораль —это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

2. Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание.

Моральные нормы выполняют следующие функции:

1)поддерживают устойчивость общества и основных групп, входящих в него (семейных, этнонациональных, классовых и т. д.);

2)регулируют и координируют деятельность людей в разных общественных сферах; 3)рекомендуют индивиду оптимальные формы деятельности и приемы для разрешения нравственных проблем, встающих перед ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: