А) милосердие
Б) суверенитет
В) гуманизм
Г) справедливость
Д) независимость
ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.15 Мораль».
А1 | |
А2 | |
А3 | |
Задание1. |
-90-
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) | Регресс (от лат. regressus — обратное движение) |
— тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. | — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. |
Стагнация (Застой) – период, в процессе которого движение вперед задерживается и даже на время останавливается и прекращается способность воспринимать новое, передовое. |
Примеры | |
Прогресс | 1. Переход от административно-командной экономики к рыночной. 2. За последние годы в РФ произошел переход от однопартийной системы (партия КПСС) к многопартийной (несколько десятков партий). |
Регресс | 1. Италия с 1922 по 1943 гг. (фашистский режим Б.Муссолини), послевоенный период. 2. Германия с 1933 по 1945 гг. (фашистский режим Адольфа Гитлера – Третий рейх). 3.Русь – период монголо-татарского ига с 1237 г. по 1480 г. |
Стагнация | 1. В России – в сфере экономики в сер. 70-х – конце 80-х гг. (застой при Брежневе). 2. Рецессия мировой экономики в 1930-х гг. – Великая депрессия 1929-1933 гг. |
2. Различные взгляды на направленность общественного развития:
1.1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот. | 1.2. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества. | 1.3. Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества. | 1.4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем). |
3. Традиционные критерии прогресса:
- развитие человеческого разума
- совершенствование нравственности людей
- прогресс науки и техники
- развитие производительных сил, включая самого человека
- возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
-91-
1. Прогресс в одной из областей общественной жизни не обязательно дополняется прогрессом в других областях. | 2. То, что считается прогрессивным сегодня, завтра может обернуться катастрофой. | 3. Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогресс в других странах и регионах. | 4. Прогрессивное для одного человека может не быть прогрессивным для другого. |
Противоречивость общественного прогресса | Примеры |
1.Прогресс в одной области не является прогрессом в другой. | Рост производства прогрессивно влияет на материальное благополучие людей→ отрицательное влияние на экологию природы. |
Технические устройства, облегчающие работу и быт человека, → неблагоприятное влияние на здоровье человека. | |
2.Прогресс сегодня может обернуться катастрофой. | Открытия в области ядерной физики (рентгеновские лучи, деление ядра урана) → оружие массового поражения – ядерное оружие |
3.Прогресс в одной стране не влечет прогресс в другой. | Тамерлан способствовал развитию своей страны → ограбление и разорение чужих земель. |
Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровню развития народов Европы → разорение и стагнация общественной жизни в разоренных странах Востока. |
-92-
ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.16 Понятие общественного прогресса».
А1 | |
А2 | |
А3 | |
А4 | |
В1 | |
В2 | |
В5 |
-94-
I. Линейно - стадиальный |
развитие человечества как движение в некотором общем направлении с прохождением определенных стадий. |
В рамках данного направления выделяют модели общественного развития |
Формационная модель (подход) Карл Маркс, Фридрих Энгельс Формация – это определенная стадия в развитии общества. Формационный подход (К. Маркс и Ф. Энгельс) - всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. История человечества определяется как движение от 1-го бесклассового общества - первобытнообщинного строя, через классовые - рабовладение, феодализм, капитализм - к новому бесклассовому - коммунизму. | Стадиально-цивилизационная модель 1. Элвин Тоффлер, 2. Дэниел Бэлл, 3. Уолт Ростоу, |
1. Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" Э. Тоффлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований:
Alvin Toffler Элвин Тоффлер американский социолог родился в 1928 году | 1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян | 2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное | 3) технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу |
В соответствии с этой теорией Alvin Toffler выделил три типа обществ: | |||
1) традиционное (аграрное) | 2) капиталистическое (индустриальное) | 3) современное (информационное) |
2. Дэ́ниел Белл (Daniel Bell, американский социолог) предложил типологию, основанную на эволюции технологии и знания. Он выделил общества:
доиндустриальное | индустриальное | постиндустриальное |
3. Уолт Ростоу: 5 стадий
Традиционное общество | Переходное общество | Стадия «сдвига» | Стадия «зрелости» | Эра «высокого массового потребления |
Общество с примитивной техникой, преобладает с/х | Рост с/х производства; складываются централизованные государства | «сдвиг»-промышленные революции и следующие за ними соц.-экон., полит. преобразования | НТР, урбанизация | Рост сферы услуг, производства товаров и потребления |
- 95 -
II. Локально – цивилизационныйилициклический |
Усматривают в истории человечества существование замкнутых общностей – цивилизаций. |
(1889-1975), британский историк, социолог | (1822-1885), русский публицист и социолог |
Центральным в концепции Тойнби является понятие цивилизации, замкнутого общества, характеризующееся набором определяющих признаков. Шкала критериев, позволяющих классифицировать цивилизации, у Тойнби весьма подвижна, но два из этих критериев остаются стабильными – это, во-первых, религия и форма ее организации и, во-вторых, территориальный признак. В соответствии с этими критериями Тойнби выделяет 21 цивилизацию. В их числе: египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, майянская, индская, эллинская, западная, православная христианская (в России), дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская и вавилонская. Из выделенных цивилизаций семь - живые общества, а остальные четырнадцать - мертвые, при этом большинство из живых цивилизаций клонится теперь к упадку и разложению. | Типы цивилизаций: Ø первичные (подготовительные) - египетская, индийская, халдейская, или древнесемитская; иранская, китайская, ассиро-вавилонско-финикийско-халдейская; Ø одноосновные - европейская, греческая (эллинская), римская, новосемитская, или аравийская; Ø двухосновные - германо-романская, или европейская, американская (мексиканская и перуанская); Ø объединительная и гармонизирующая - славянская цивилизация, ведущее начало в ней - русская. |
1). Локальная цивилизация - основная единица исторического процесса.
Стадии развития цивилизации:
рождение, рост, надлом, разложение, гибель цивилизации.
2). Каждая цивилизация уникальна и самобытна, обладает собственным менталитетом (исторически сложившееся умонастроения, единство сознаваемых и бессознательно принимаемых ценностей, норм, установок.)
-96-
- как синоним культуры (А. Тойнби).
- как определенная стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком (О. Шпенглер).
- как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
дописьменные | письменные |
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
|