Передача пространства

В изобразительном искусстве переда­ча пространства — очень важное средство, с помощью которого художники опреде­ленным образом воздействуют на зрителя. Проблемы изображения с передачей про­странства на плоскости имеют давнюю ис­торию.

Эта история началась с наскальной жи­вописи и получила развитие в фундамен­тальных исследованиях ученого в облас­ти космонавтики Бориса Викторовича Ра-ушенбаха. В его трудах рассмотрена роль физиологии художественных, националь­ных и религиозных традиций в восприятии картинной плоскости и построена мате­матическая модель процессов восприятия. Желающие могут ближе познакомиться с работами ученого [19-21].

Научные исследования Б. В. Раушенбаха с применением математических методов многое прояснили в процессе восприятия вообще и восприятия перспективы, изоб­раженной на плоскости, в частности. Нас же интересует практическое применение передачи пространства в рекламе. Чаще всего рекламные объявления строятся с ис­пользованием фотографий. Перечислим эти фотографические приемы:

линейная перспектива, с ее помощью предметы уменьшаются по мере удале­ния, в кадре присутствуют линии, которые, собственно, и строят этот вид перспективы (рис. 117)[*].

тональная перспектива, когда изобра­женные объекты на переднем плане имеют большую тональную плотность, чем уда­ленные.

Малая тональная плотность удаленных объектов объясняется наличием туманной дымки в атмосфере (рис. 118).

глубина резкости проявляется, ког­да СВКЦ изображается резко, а объекты, находящиеся на некотором расстоянии от СВКЦ, — нерезко. Это достигается фото­графированием объективами либо с боль­шими фокусными расстояниями, либо с допустимо открытой диафрагмой (рис. 119, 120). На рис. 120 использовано еще изобра­зительное средство чередующиеся элементы в изображении.

использование двух- и трехпланового композиционного построения. В этом слу­чае отсутствуют линии, обозначающие пер­спективу, а пространство передается за счет уменьшения изображенных объектов на дальних планах (рис. 121). Если необходи­мо получить все планы, имеющиеся в кад­ре, резкими, то это достигается расчетным значением диафрагменного числа или при­менением широкоугольных объективов, у которых большая глубина резкости. При наличии в фотографии рекламного объяв­ления двух- или трехплановой композиции СВКЦ желательно выносить на передний план (см. «Сюжетно важный композици­онный центр — СВКЦ»).

Существуют и другие варианты пере­дачи пространства при композиционном построении. Среди практических приемов, помогающих передавать на плоскости объ­емность предметов, упомянем использова­ние бокового (рисующего) света (рис. 122); съемку широкоугольными объективами (рис. 123). Здесь летящий велосипедист снят с близкого расстояния широкоугольным объективом, о чем говорит изображен­ное большое переднее колесо и маленькое заднее.

На изображениях, снятых телеобъек­тивом, малая глубина резкости, поэтому задний план изображен нерезким, что и подчеркивает передачу пространства (см. рис. 75); изображение чередующихся уходя­щих и поэтому уменьшающихся элементов в кадре (рис. 124); наличие ярко выражен­ного переднего плана (рис. 125) — здесь на передний план вынесена бутылка реклами­руемого рома, изображенная в цвете; рис. 126 — фары и радиатор автомобиля выне­сены на передний план.

Порой в рекламном объявлении необ­ходимо выделить форму объекта, его объем и фактуру.

Показ формы достигается выбором разных точек фотосъемки (изобразитель­ные средства: точка съемки и ракурс). Объ­емность и фактуру обычно показывают фо­тосъемкой с рисующим светом.

Современные технологии изготовления рекламной продукции позволяют получать в полиграфии объемные (выпуклые и во­гнутые) шрифты и изображения.

Наружная реклама также использует объемные изображения (рис. 127). Отме­тим еще один прием, который применя­ется в рекламе (не только в наружной), но непосредственно к изобразительному средству «передача пространства» не относится. Часто композиционное решение строится таким образом, что какая-то часть изобра­жения выносится за плоскость рекламного объявления (рис. 128). Если это наружная реклама, то из проезжающей мимо маши­ны меняется точка, с которой человек ви­дит щит. С изменением точки видения ме­няются и линейные размеры, что вызывает иллюзию движения объекта, изображенно­го на рекламном щите, а также иллюзию изменения объемности (рис. 129).

В изобразительном искусстве давно ис­пользуются эффекты зрительного «обмана» (зрительных иллюзий). Известен, напри­мер, феномен картины Виктора Михайло­вича Васнецова (1848—1926) «После побо­ища» (1880), где ноги погибшего русского воина всегда направлены на зрителя, неза­висимо от того, с какой точки зала рассмат­ривается картина.

Этот прием часто применяется в рек­ламных объявлениях, которые можно объ­единить одним названием: «А ты?» (рис. 130). Здесь вопрошающий указывает на зрителя пальцем, и направление пальца не меняется от того, под каким углом рас­сматривается рекламное объявление. Идея этих рекламных объявлений заимствована из знаменитого плаката Д. Мора 1921—1924 годов «Ты записался добровольцем?», кото­рая, в свою очередь, взята со знаменитого американского плаката Дж. М. Флегга «Ты нужен американской армии», призываю­щего молодых граждан вступать в армию США в 1917 году.

Автор рекламы (рис. 131) нашел до­вольно оригинальный прием передачи про­странства с помощью коллажа разных час­тей пейзажа, снятых даже в разное время года. При этом рамка рекламной картинки сделана размытой, что дает еще большую иллюзию объемности.

Довольно часто используется изобра­жение «парящих» рекламируемых объек­тов. На рис. 132 пластиковые карты изображены под разными углами зрения и пока­заны «парящими» за счет теней под ними.

Рекламная продукция в большинстве своем живет не очень долго, так как про­изводители товаров и услуг постоянно со­вершенствуют ее. Именно поэтому срок жизни товара и рекламы короток. Сейчас большинство рекламных объявлений раз­рабатываются без передачи пространства. Графические решения довольно простые: на плоскости изображен товар, текст, иног~ да люди или животные. И этим все доволь­ствуются, что вполне оправдано (рис. 133, 134).

На рис. 135 представлено рекламное объявление, где девочка сфотографирова­на в рисующем свете, и тем подчеркнута объемность этой части рекламного объяв­ления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: