Введение. «проблемы создания и внедрения принципов менеджмента качества в организациях Республики Беларусь, оказывающих разные виды услуг»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

ТЕМА:

«Проблемы создания и внедрения принципов менеджмента качества в организациях Республики Беларусь, оказывающих разные виды услуг»

ВЫПОЛНИЛИ:

студентки факультета ТОВ (ФХМП)

13 группы 4 курса

Апанасевич К.А., Белая В.А.

Минск 2013 г.

Лишены прозорливости не те люди, которые

не достигают цели, а те, которые проходят

мимо неё. (Франсуа Ларошфуко)

Идеальное состояние управления качеством –

когда управление уже не требует проверки.

(Каору Исикава)

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день сертификаты системы менеджмента качества имеют порядка 2,5 тыс. организаций Республики Беларусь. Много это или мало? Учитывая, что нет обязательных графиков прохождения этой процедуры, и большое количество организаций самостоятельно принимают решение о необходимости сертификации системы менеджмента качества, пожалуй, это достаточно много.

Всё больше предприятий, которые в своей деятельности ориентируются на международный рынок (и не только), стремятся внедрить систему менеджмента качества на соответствие стандартам ISO серии 9000. Наличие сертификата соответствия ISO 9001 уже давно стало необходимым условием успешного ведения бизнеса, да и просто является признаком хорошего тона. Сертификат подтверждает способность поставщика удовлетворить минимальные требования потребителя к качеству продукции или услуги. Сам по себе сертификат служит своеобразным "входным билетом" на рынок конкретной страны – без него этот самый рынок для него будет закрыт.

Организации занимаются (и будут заниматься) этим потому, что это выгодно! Иначе можно и не заключить контракт, потому что сертификация СМК стала обязательным требованием для участия в большинстве тендеров, особенно при экспортных поставках, а нет контрактов- нет прибыли. Для получения государственного заказа также требуется наличие на предприятиях сертифицированной СМК.

Заинтересованные стороны, а именно потребители, собственники, кредитные организации и т. д. тоже выдвигают требование о наличии сертифицированной СМК потому, что им нужны гарантии стабильной (применительно к качеству продукции) работы организации. А гарантию может дать СМК, построенная в соответствии с требованиями стандарта СТБ ISO 9001:2009.

Все вышеуказанное позволяет сделать вывод, что добровольная сертификация СМК фактически постепенно превращается в обязательную.

Однако нужно понимать, что стандарт ISO 9001:2008 не волшебная палочка и не лекарство от всех болезней организации. К тому же, только правильная и неформальная реализация его требований принесет конкретную пользу предприятию: в противном случае может получиться обратный эффект.

К примеру, популяризация систем менеджмента на соответствие стандартам ISO 9000 и их повсеместное внедрение породили парадоксальное явление: с одной стороны всё больше компаний стремятся пройти сертификацию, но при этом многие недобросовестные руководители получают сертификат ради сертификата, ошибочно полагая, будто бы он решит все их проблемы. На самом деле наличие полученного таким образом сертификата лишь сокращает время на заключение сделки и упрощает выбор поставщика среди тысяч предложений.

К сожалению, руководители многих предприятий слабо представляют реальные преимущества от внедрения детально проработанной, отлажено функционирующей системы менеджмента качества на соответствие ISO 9001. В лучшем случае такие руководители действуют шаблонно, не вникают в смысл внедряемой системы. В худшем – сертификат просто покупается. В то же время, благодаря действующей СМК, можно не только подтвердить качество продукции либо услуг, но и улучшить весь производственный процесс: система способна изменить технологию производства, систему контроля качества продукции, указать направления модернизации предприятия и т.д.

Частая проблема производителей: они считают, что для получения сертификата достаточно просто подготовить документацию, подробно описывающую деятельность компании. Но нужно еще и следовать ей в своей работе! Впрочем, даже для правильного составления указанной документации необходимы специальные познания, навыки, умения, практический опыт. Не говоря уже о том, чтобы заниматься реинжинирингом, внедрением новых технологий и принципов работы. Как показывает практика, справиться с подобным предприятию порой по силам только при поддержке квалифицированных консультантов.

Попытки самостоятельной подготовки к сертификации часто сводятся к неудачам: были неправильно интерпретированы требования, была составлена документация по системе качества, но не нашлось того, кто бы взялся за ее внедрение, все было проведено как надо, но на выходе никакого улучшения качества не произошло.

Еще несколько ошибок: излишнее внимание к системе документооборота и попытки описать и стандартизовать все без исключения; решение всех вопросов в спешке. Существует масса других проблемных ситуаций, знать о которых и предвидеть их может только опытный консультант.

Для успешного руководства организацией и её функционирования необходимо управлять ею систематически и прозрачным способом. Успех, может быть, достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества (СМК), разработанной для постоянного улучшения деятельности с учётом потребностей всех заинтересованных сторон.

Вряд ли кто станет спорить, что для достижения стабильных высоких результатов работы необходима четко функционирующая, результативная СМК.

СМК приносит много пользы организации только в случае отсутствия формального отношения к ней!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: