Проблемы разработки и внедрения СМК в высших учебных заведениях

Современный этап развития высшего образования в Республике Беларусь связан с решением важнейшей задачи – создание и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в учебных заведениях. Экстенсивный рост системы высшего образования, вызванный расширением платной формы, создал предпосылки к снижению успеваемости (в силу снижения доли хорошо подготовленных и мотивированных студентов). Ситуация усугубляется и падением общего уровня подготовки выпускников средних школ. Все это в свою очередь не может не сказаться на качестве подготовки специалистов. Проблема качества высшего образования встает и в связи с увеличением притока на обучение иностранных граждан.

Сегодня категория «качество» прочно вошла в область образования, как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и отличие его от других. Одной из проблем, которые встают перед разработчиками СМК в вузе, становится необходимость идентификации этого общего понятия с качеством обучения, качеством знаний, определения состава компонентов качества подготовки и разработка соответствующего состава критериев и показателей.

Большинство исследователей соглашается с тем, что качество образования – синтетическая категория, отражающая все компоненты и аспекты развития образования как системы. Современный этап развития качества образования отражается в становлении новых социальных функций образования, где качество человека в центре понимания качества образования.

Вместе с тем для создания системы документов весьма важно определиться с понятиями, принять единый подход внутри университета, как в понимании сущности, так и в использовании таких понятий как: «система», «технология», «качество», «цели в области качества», «мониторинг», «критерии», «показатель». Немало сложностей встает и в понимании сущности и назначении процессов, их идентификации с соответствующими разделами международных стандартов.

Деятельность современного университета нацелена на создание всеобщей системы управления качеством образования. Это означает регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально выделенным критериям качества для всех компонентов самого процесса, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат. Качество в вузе – это результат оптимизации процессов обучения, а не контроль конечного результата. Речь идет о том, что в университетах, наряду с существующей системой контроля текущей успеваемости студентов, защитой ими выпускных квалификационных работ и сдачи экзаменов, должна быть создана эффективно действующая система проектирования содержания образования, разработки программ обучения, планирования их материального, методического и кадрового обеспечения, технологий реализации, мониторинга качества и непрерывного совершенствования. Аналогичные системы необходимы при выполнении научных исследований, технологических разработок, при производстве наукоемкой продукции.

Говоря о СМК вуза, необходимо, прежде всего, определить модель, в соответствии с которой она будет строиться. При этом под моделью системы менеджмента качества понимается совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам и процессам деятельности высшего учебного заведения, критериев, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.

Для оценки результативности деятельности вуза, его подразделений и отдельных процессов необходимо определить основные показатели и характеристики рабочих процессов и разработать систему их измерения, контроля, анализа степени достижения целей и постоянного улучшения.

Разработка механизма оценки качества должна строиться на основе использования количественно измеряемых показателей. Одним из условий такого подхода должно стать обеспечение единства используемых статистических данных и показателей оценки качества внутри университета.

Перед вузом стоит задача – определить состав требований к качеству подготовки обучаемых и, главное, количественные показатели. Это должны быть конкретные требования, зафиксированные в стандартах университета. Одновременно необходимо разработать экспертную оценку качества по позициям, не имеющим количественного измерения. Последнее обстоятельство особенно касается такого процесса, как воспитательная работа в вузе.

При этом должны быть реализованы соответствующие процедуры: измерение удовлетворенности внутренних и внешних потребителей; мониторинга качества процессов с установлением конкретных измеряемых характеристик, зон их допустимых и целевых значений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: