Социальные агрегаты

Социальные агрегаты представляют собой случайное скопление людей. Чаще всего в качестве примера приводят публику и толпу.

Публика. Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XIX—XX вв. явился французский социолог Габриэль де Тард (1843— 1904). В книге «Мнение и толпа» (1901) он сравнивал два социальных обра­зования — толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство ко­торой создается физическим контактом, публика представляет собой духов­ную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений. По мнению Тарда, публи­ка — продукт Нового времени. Ее истоки — в светских салонах и клубах XVIII в. Однако подлинный расцвет публики начинается с появлением га­зет, а позже — радио и телевидения. Технические средства информации, об­щедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность ниве­лируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благода­ря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение. Миллионы долларов тратятся промышленными компаниями на рекламу, обследование рынка, телевизионные компании в поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике.

Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых со­брал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, единых норм и привычек поведения, нет предше­ствующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вмес­те, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча огром­ное число болельщиков покидает стадионы, после закрытия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние.

Французский ученый Густав Лебон (1 84 11 93 1) видел в толпе разрушитель­ную силу. Группа людей, собравшихся водном месте, воодушевленная общи­ми чувствами, готова следовать за любым лидером. Особенно, если он обла­дает какими-то сверхъестественными способностями (например, Гитлер). Отличительные качества толпы — ано­нимность, психическое заражение, внушение и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроени­ем и подчиняется низменным инстин­ктам. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рацио­нальный контроль, тем сильнее его восприимчивость ко всякому злу. Другая особенность — физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмер­ная плотность вызывает вначале психологический, а затем физический дис­комфорт. Типичный пример — давка.

Различают четыре основных типа толпы: случайную, конвенциональную, экспрессивную, активную.

Случайным называется такое скопление людей, когда каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной останов­ке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.

Конвенциональная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Участники религиозной службы, зрители спектакля в театре, слушатели симфоничес­кого концерта или научной лекции, футбольные болельщики соблюдают оп­ределенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой. Те­атральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т.п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается кричать, раз­говаривать, вставать с места, плясать, обниматься и т.п. Таково неформаль­ное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшем обычаем. Когда в 1980-е гг. в СССР чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, советские стадионы погрузились в траурную тиши­ну. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость стадио­нов резко упала.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы. Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной толпы.

Активная толпа — это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, представляют собой активную, или агрессивную, толпу. Другой при­мер — штурм Зимнего дворца в 1917 г. Активная толпа собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать за собы­тиями или выражать свои чувства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: