Исторические типы стратификации

Социальная стратификация — это то же, что социальное расслоение. На­ука уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные — среднюю, а богатые — верхнюю. Крупные общественные страты именуют еще классами, внутри которых мы можем обнаружить более мелкие подразделения, которые соб­ственно и называются слоями, или стратами. Класс богатых разбивается на верхний (очень богатых, миллиардеров) и нижний (просто богатых, милли­онеров) слои. Средний класс состоит из трех слоев, а низший, или бедный — из двух. Самый нижний слой его именуют еще андерклассом, или «соци­альным дном».

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социаль­но-экономический статус, т.е. положение и место человека в обществе. В та­ком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. При­писываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратифи­кации, т.е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. Ктаким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей по соци­альной лестнице. К такой системе относят капиталистическое общество. Наконец, феодальное общество с присущим ему сословным устройством следует причислить к промежуточному типу, т.е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике не исклю­чаются.

Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образо­вании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточ­ной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появ­лением раннего государства стратификация ужесточается, а по мере разви­тия общества, например европейского, либерализации нравов стратификация смягчается: сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй еше более либеральный.

Рабство — исторически первая система социальной стратификации, воз­никло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени, существо­вало в США еще в XIX в. Рабство — экономическая, социальная и юриди­ческая форма закрепощения людей, характеризуемая практически полным бесправием рабов, т.е. крайней степе­нью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная фор­ма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое раб­ство, существенно различаются. В первом случае раб обладал правами млад­шего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина, его запрещалось убивать. При развитой форме рабства раб был окончательно закабален: жил в отдельном помещении, не участвовал ни в какой форме в общественной жизни, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не

имел, его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам счи­тался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Касты. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли многие стра­ны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой чело­век обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Кастовое положение человека закреплено индуизмом (по­этому касты мало распространены). Согласно его канонам, люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую ка­сту, и наоборот. Всего в Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) — и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные). Они стоят вне кастовой системы. Этот слой приниженных и лишенных всех социальных прав людей представляет собой практически то же, что в совре­менном обществе андеркласс (буквально: расположенный ниже всех классов). В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 70% населе­ния, остается кастовой.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанно­стями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Класси­ческим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовен­ство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крес­тьяне). В X— XIII вв. главных сословий было три — духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сослов­ное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещан­ство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной соб­ственности. Права и обязанности каждого сословия определялись юридичес­ким законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследованием. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием — рыцарством.

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В отличие от кастового общества вполне допускались межсословные браки и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретать дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично со­хранилась и в современной Англии.

Характерная черта сословий — наличие социальных символов и знаков-титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты, не имея государствен­ных отличительных знаков, выделялись одеждой, украшениями, нормами И правилами поведения, ритуатом обращения. В феодальном обществе государ­ство присваивало отличительные символы главному сословию — дворянству. Титулы — установленные законом словесные обозначения служебного И сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как генерал, статский со­ветник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секретарь, превосходительство и светлость. Стержнем системы титулов выступал чин — ранг государственного служащего. До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. В 1722 г. Петр I учредил систему званий, известную как «Табель о рангах». Каждый род государственной служ­бы — воинская, штатская и придворная — делился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дворянство — поместное и служилое. То и другое являлось потомственным: дворянское звание переда­валось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословной, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Благодаря этому в сознании посте­пенно формировались чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составляющей которой являлись ува­жение и доверие окружающих к незапятнанному имени. Благородное про­исхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед Отечеством.

Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами.

Классы. В классовом обществе правовые документы не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек может перейти при наличии способностей, образования или доходов из одного класса в другой.

Поскольку частная собственность возникла в период зарождения госу­дарства, считается, что уже на Древ­нем Востоке и в античной Греции существовали два класса — рабов и рабовладельцев. Феодализм и капи­тализм не являются исключением: и здесь существовали антагонистичес­кие классы — эксплуататоров и экс­плуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживают­ся и сегодня многие отечественные и зарубежные социологи. Эта точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне приоб­ретает права гражданства в отечественной.

В современном обществе, опираясь на описанные критерии, выделяют не две противоположные, а несколько переходящих друг в друга страт, называе­мых классами. Одни социологи говорят о шести классах, другие насчитывают пять и т.д. Согласно узкой трактовке, классов не было ни при рабовладении ни при феодализме. Они появились только при капитализме и знаменуют со­бой переход от закрытого общества к открытому.

Хотя собственность на средства производства играет важную роль в со­временном обществе, ее значение постепенно снижается. Эра индивидуаль­ного и семейного капитализма уходит в прошлое. В XX в. доминирует кол­лективный капитал. Акциями одного пред­приятия могут владеть сотни и тысячи лютей Так, в США насчитывают более 50 млн акци­онеров, т.е. собственность распылена между огромным числом владельцев, но только те. кому принадлежит контрольный пакет ак­ций, могут принимать ключевые решения. Часто ими оказываются высшие менедже­ры — президенты и директора компаний, председатели советов правления.

В приведенной ниже типологии, состав­ленной на примере США, выделяют три класса и по нескольку слоев внутри их.

Верхний-высший класс в США включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богат­ства. Их отличают особый образ жизни, вели­косветские манеры, безупречный вкус и по­ведение.

Нижний-высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, занимаю­щих высшие посты в промышленности, биз­несе, политике, спорте, шоу-бизнесе, к ним можно отнести профессионального баскетболиста или эстрадную звезду, по­лучающих десятки миллионов долларов, но в роду у которых нет «аристо­кратов по крови».

Верхний-средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов; это крупные адвокаты, известные врачи, актеры или теле­комментаторы. Образ их жизни приближается к великосветскому, но позво­лить себе приобрести фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.

Средний-средний класс — самая массовая прослойка развитого индустри­ального общества. Она включает всех хорошо оплачиваемых служащих, сред­неоплачиваемых профессионалов — представителей интеллигентных профес­сий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества.

Нижний-средний класс составляют низшие служащие и квалифицирован­ные рабочие, которые заняты скорее не физическим, а умственным трудом

Верхний-низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабо­чих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающих­ся от высшего и среднего класса. Отличительные черты — невысокое обра­зование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассив­ный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного, нелитературная лексика.

Нижний-низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они не имеют никакого образо­вания либо начальное, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничают из-за беспросветной бедности и постоянных униже­ний, ощущают комплекс неполноценности. Их принято называть «соци­альным дном», или андерклассом. Чаще всего их ряды пополняют хроничес­кие алкоголики, бывшие заключенные, бомжи и др.

Особую роль, стабилизирующую социальную и политическую обстанов­ку в обществе, играет средний класс. В индустриально развитых странах он составляет большинство населения — от 60 до 80%. К среднему классу при­нято относить врачей, преподавателей и учителей, инженерно-техническую интеллигенцию (включая всех служащих), среднюю и мелкую буржуазию (предпринимателей), высококвалифицированных рабочих, руководителей (менеджеров). В российском обществе, считающемся переходным, а пото­му нестабильным, доля среднего класса не очень высока — по разным оцен­кам, от 12 до 25%. По мере развития промышленности и подъема экономи­ки нашей страны удельный вес среднего класса будет возрастать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: