Тема 16. Исследования культуры в психоанализе и герменевтике

Новый импульс развитию философии культуры дали идеи представителей психоанализа (И. Брейер, 3. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, В. Райх, К. Хорни, Э. Фромм, Ж. Лакан и др.). Психоанализ (или фрейдизм) возник как концепция психиатрии и психологии, но у этого учения вскоре обнаружился философский и культурологический потенциал.

Культура, по Фрейду, в конечном счете, есть порождение бессознательных желаний и влечений человека, заряд которым дает психическая энергия сексуального влечения (либидо, лат. «libido»). Культура возникает через сублимацию (лат. «sublimo» — «высоко поднимать, возвышать», франц. «sublime» — «возвышенный, величественный» и «sublimation» — «возгонка, химическая переработка») либидо, то есть преобразование сексуальных и агрессивных вожделений индивида в нечто приемлемое для других людей — искусство, политику, религию, спорт и др.

Важнейшую роль в формировании культуры Фрейд отводил психическим комплексам (особенно так называемому «Эдипову комплексу»), неврозам, навязчивым идеям, «вытесненным» из сознания, но стремящимся в него вернуться. В поздний период творчества Фрейд пришел к выводу, что кризис культуры неизбежно порождается прогрессом самой культуры, так как ее нормы («Сверх-Я») вступают в непримиримый конфликт с бессознательными влечениями людей («Оно»).

«Эдипов комплекс» — одно из центральных понятий психоанализа 3. Фрейда. Обозначает совокупность чувств ребенка-мальчика (а затем и взрослого), в основе которой лежит влечение к матери и враждебность к отцу. Оба чувства в процессе воспитания подвергаются «вытеснению» в область бессознательного, но никогда не исчезают полностью. С «эдиповым комплексом» Фрейд связывал не только причины психических расстройств, но и происхождение религии, морали, искусства, общественной организации, то есть придавал этому явлению универсальное значение.

Учение об «эдиповом комплексе» произвело большое впечатление на деятелей искусства (например, сюрреалистов), но подверглось жесткой критике со стороны ученых, среди которых были и последователи самого Фрейда.

Критически переосмысляя идеи Фрейда, Юнг создал учение о «коллективном бессознательном» человечества, которое является своего рода хранилищем опыта всех поколений людей. Будучи недоступным непосредственному наблюдению, «коллективное бессознательное» оказывает мощнейшее воздействие на культуру, преимущественно через свои «архетипы» (пра-образы, изначальные образы), проявляющиеся в фантастических видениях, религиозной символике (крест, свастика, звезда и т. п.), мифологии.

Юнг так же пришел к выводу о существенном различии культур Запада и Востока, основанном на кардинальном различии их психологических установок. Если Восток стремится «растворить» личность в «коллективном бессознательном», то Запад стремится к автономии личности, ее обособлению от «коллективного бессознательного».

Важным вкладом философии культуры, литературоведения и библеистики в развитие культурологических методов познания стала разработка ими герменевтики. Название этой дисциплины (или методологии) происходит от имени Гермеса - древнегреческого божества, покровительствовавшего торговле, искусству и толкованию прорицаний.

Первоначально герменевтикой называлось искусство истолкования священных или загадочных текстов, в средние века и эпоху религиозной Реформации (XVI—XVII вв.) — толкование Библии. В современном понимании герменевтика — это теория интерпретации (объяснения и понимания) текстов, содержащая правила интерпретации, знание предпосылок (философских, психологических, культурных, религиозных), способов истолкования, различных сопутствующих тексту факторов, том числе культурных. Наибольшее значение для культурологии методов герменевтики имели труды таких философов, как В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикерт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: