Тема 17. Лингвистические и этнолингвистические исследования культуры

Лингвистика как основное направление в науке о языке в XIX—XX вв. Сравнительно-историческое языкознание XIX в. (Ф. Бопп, Р. К. Раек, В. фон Гумбольдт и др.) установило определенные отношения между родственными языками, изучило их эволюцию, начиная с эпохи общего происхождения какой-либо группы языков (например, индоевропейских).

Структурная лингвистика XX в. (Р. Якобсон, А. Мартине, Э. Бенвенист и др.) исследовала язык как систему знаков с четко выделяемыми и математически описываемыми структурными элементами. Достижения сравнительной и структурной лингвистики оказали огромное влияние на развитие современных культурологических знаний. Но все же языкознание остается слишком специфической, относительно замкнутой, элитарной сферой гуманитарного познания, сохраняющей обособленность от других сфер. Взаимодействие лингвистики с культурологией оказалось наиболее плодотворным в форме обмена достижениями, научной методологией, проведения междисциплинарных исследований. Примером можно назвать этнолингвистику— науку об особенностях функционирования языка в культурах различных племен и народов.В первые десятилетия XX века на стыке культурной антропологии и лингвистики (науки о языке) стала формироваться этнолингвистика — наука, изучающая особенности функционирования языка в культурах разных этнических групп (племен, народов). Эти особенности кажутся порой весьма необычными для нас. Например, есть языки, в которых полностью отсутствуют имена существительные, их заменяют различные глагольные формы. У некоторых народов существуют женский и мужской варианты языка, причем у каждого варианта, при их схожести, имеется своя грамматика, свой словарный запас, языковые запреты и т. д. Наблюдения такого рода в 30-е — 50-е годы XX века привели ряд антропологов (Э. Сепир, Б. Уорф и др.) к гипотезе о том, что структура человеческого мышления, способы познания человеком мира, характерные черты культуры зависят от структуры и особенностей языка. Все воспринимаемое человеком воспринимается через язык. Полемика вокруг «гипотезы Сепира-Уорфа» не подтвердила ее основную идею, но стимулировала развитие этнолингвистики, как одной из интереснейших областей культурной антропологии.

Во второй пол. XX века философия культуры интегрируется в широкое поле культурологических, антропологических, социокультурных и историко-культурных исследований, получивших названия структурализма и постструктурализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: