Сущность и значение воспитательного процесса

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как единое целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека, его эмоций, воли, характера, мотиваций, ценностных ориентаций, интеллекта.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей, содержания, методов, средств, достигнутых результатов.

Воспитание является много факторным процессом. На него оказывают влияние: природная среда, социальное окружение и структура общественных ценностей, семья, образовательные учреждения, детские и молодежные организации, искусство и средства массовой информации.

Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

К группе объективных факторов относятся:

· генетическая наследственность и состояние здоровья человека,

· социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение,

· обстоятельства биографии,

· культурные традиции, профессиональный и социальный статус,

· социально-экономические условия проживания.

Группу субъективных факторов составляют:

· психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы воспитателя и воспитуемого,

· системы выстроенных отношений с социумом,

· организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего общества.

Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных воздействий.

В современной отечественно педагогике процесс воспитания предусматривает:

· целостное формирование личности с учетом цели всестороннего

· гармоничного развития,

· формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности,

· приобщение учащихся к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства,

· воспитание жизненной позиции соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности,

· развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований,

· организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание,

· организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности,

· развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: