Этапы воспитательного процесса

Начальный этап процесса воспитания – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения. Без этого этапа формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным.

На втором этапе знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрениях взгляды, которые служат руководством в жизни.

Третий этап связан с воспитанием чувств. Без эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Заключительный и главный этап воспитательного процесса – деятельность. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений и чувств. Отдельно он выделяется только теоретически. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Принципы организации воспитательного процесса – это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

· общественная направленность воспитания,

· связь воспитания с жизнью и трудом,

· опора на положительное в воспитании,

· единство воспитательных воздействий.

Методы воспитания – это пути достижения заданной цели воспитания. Методы воспитания можно разделить на четыре группы:

1. Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, положительный пример)

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрация, демонстрация)

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнования, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание)

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Выбор методов воспитания не является произвольным актом, Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по мнению А.С.Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М. 2000

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб. 2003

3.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. 1999

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М. 2001

5. Неверкович С.Д. и др. Педагогика физической культуры и спорта. М. 2006

6.Подласый И.П. Педагогика. М. 1999

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М. 2002


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: