В научном исследовании, как известно, различают две основные стадии познания: эмпирическую и
теоретическую. Для последней характерно широкое использование процессов абстрагирования и идеализации, сопровождающихся образованием понятий, суждений, гипотез и законов. Поскольку в реальном процессе познания все эти формы мышления выступают во взаимосвязи и взаимодействии, то теоретическая деятельность концентрируется именно вокруг точно определенных их систем. Конечно, и понятия, и суждения, и гипотезы, и другие формы мышления играют самостоятельную роль в процессе познания. Однако конечной целью познания является образование не отдельных понятий и не выдвижение изолированных гипотез, и даже не открытие обособленных законов, а построение единой, концептуальной системы, посредством которой достигается более адекватное и целостное отображение определенной области действительности. В рамках теории все ранее обособленные и изолированные формы мышления становятся элементами концептуальной системы и связываются в единое целое с помощью логических отношений определения, дедукции и подтверждения. Подробнее об этом будет сказано ниже, здесь же необходимо с самого начала подчеркнуть, что теория представляет собой концептуальную систему, единую целостную форму знания, которая хотя и содержит в своем составе другие его формы, но принципиально отличается от обособленных форм как по глубине, так и по объему отображения действительности. Именно благодаря взаимодействию ранее обособленных форм познания достигается новое, системное знание о действительности.
|
|
Нередко теорию противопоставляют эмпирии, наблюдениям и экспериментам на том основании, что ее положения и результаты имеют гипотетический характер, в то время как данные наблюдений и опыта представляются более надежными и заслуживающими доверия. На первый взгляд такое представление кажется правильным, так как в процессе эмпирического исследования мы опираемся якобы только на результаты наших чувственных восприятий и ничего постороннего не привносим в их результаты. Однако такой взгляд оказывается несостоятельным, во-первых, Потому, что чистых восприятий, лишенных мысли и теоретических представлений, в действительности не существует, а, во-вторых, подобное представление является поверхностным, ибо с Помощью эмпирического познания обнаруживаются лишь внешние, непосредственно наблюдаемые свойства и отношения предметов и явлений. Для раскрытия же глубоких внутренних отноше-
ний и закономерностей необходимо обращение к теоретическому познанию, которое предполагает построение гипотез, абстрактных* понятий, моделей и теорий.
|
|
Идею о том, что единственно надежными и не вызывающими сомнения являются данные опыта, или даже результаты не-Посредственных чувственных данных (sense data), защищают сторонники,феноменализма, радикального эмпиризма и бихевиоризма. К. ним же следует отнести и позитивистов, в том числе и пользовавшихся большим влиянием логических позитивистов, которые хотя и признают роль логики в систематизации научньгх знаний, тем не менее считают единственно на-] дежными и достоверными результаты наблюдений и экспериментов, которые фиксируются в так называемых протокольных предложениях и составляют исходный базис всего дальнейшего познания. Теория же с ее понятиями и утверждениями рас-; сматривается как некое вспомогательное построение, имеющее чисто гипотетический характер. Руководствуясь именно такой идеей, логические позитивисты ввели различие между языками «чистого» наблюдения и теории, и попытались свести теоретические понятия и предложения к эмпирическим.
Существует и противоположная, хотя и менее распространенная тенденция, сторонники которой считают единственно достоверным именно знание, выступающее в форме теории. В отечественной литературе оно нашло свое выражение в философской энциклопедии, в которой теория определяется как «форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов» и «в этом смысле теория... противопоставляется эмпирическому знанию, содержащееся в ней научное знание, обеспечивается получением этого знания в соответствии с существующими научными стандартами, и выражается в его внутренней непротиво-1 речивости, реализации его проверки на истинность и т. д.»1.! Такое противопоставление теории эмпирическому знанию вряд' ли правомерно, так как теоретические предсказания имеют в] принципе такой же правдоподобный, или вероятностный, а не достоверный характер, как и предсказания, опирающиеся на эмпирические обобщения. Недаром же в англоязычной литера-! туре теории часто отождествляются с гипотезами. Стандарты получения теоретического знания обеспечивают ему большую правдоподобность и надежность чем эмпирическому и обыден-
ному знанию, но не превращают теорию в «форму достоверного научного знания». Как мы видели в главе 4, в начале теория выступает в виде гипотетико-дедуктивной системы, которая многократно проверяется эмпирическими данными, но ее верификация никогда не является окончательной. Поэтому теория не исключает риска ошибки, которая может быть выявлена при дальнейшей проверке. Возможно, авторы связывают достоверность теории с логической дедукцией, используемой для вывода ее заключений из посылок, но дедукция лишь переносит истинность посылок на заключения. Однако посылки теорий в опытных и фактуальных науках никогда не могут быть известны с полной достоверностью, а тем самым их заключения могут быть только вероятными. Мы не касаемся здесь математических теорий, выводы которых основываются на заранее принятых аксиомах и поэтому имеют условный характер в том смысле, что они зависят от тех конкретных интерпретаций, которые придаются аксиомам.
Рассматривая теорию как форму рациональной мыслительной деятельности, мы, во-первых, четко отделяем ее от практики и таких ее специфических разновидностей, как-наблюдения и эксперимент, которые являются формами материальной, предметной деятельности в науке. Во-вторых, мы разграничиваем ее от эмпирического знания, в котором в сравнении с мышлением превалирушую роль играет чувственно-практическая деятельность.
Ограничившись такой предварительной общей характеристикой теории, мы можем определить ее как концептуальную систему, элементами которой служат понятия и суждения различного рода (обобщения, гипотезы, законы и принципы), связанные двумя типами логических отношений. К первому из них относятся логические определения, с Помощью которых все производные понятия теории стремятся определить с помощью исходных, неопределяемых основных Понятий. Ко второму — отношение логической дедукции, посредством которой выводятся другие утверждения теории из Первоначальных, выступающих в форме аксиом и постулатов в Математике и фундаментальных принципов или основных законов в эмпирических науках. Полученные из них выводы соответственно называются теоремами и производными законами.
|
|
1 Теория//Философская энциклопедия. Т. 5. —М.: Сов. энциклопедия, 1970.— С.205.1
Итак, строение теории можно представить в такой схеме:
1) эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки;
2) исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы и постулаты, фундаментальные законы и | принципы;
3) логический аппарат содержит правила определения произ водных понятий и логические правила вывода следствий,^ или теорем, из аксиом, а также из фундаментальных за конов производных, или неосновных законов;
4) потенциально допустимые следствия и утверждения теории.
Как мы увидим ниже, в теориях разного типа и находя
щихся на различных ступенях развития, не все эти элементы! представлены в такой отчетливой форме. Логические правила дедукции не только в естественно-научных, но даже в содерЖа-j тельных математических теориях» предполагаются общеизвестны-; ми и потому обычно заранее не формулируются. В эмпирических теориях, которые еще только складываются, основные законы обычно не формулируются, поскольку остаются неизвестными. Вместо них выступают многочисленные промежуточные законы меньшей степени общности, и вследствие этого общая логическая) структура теории остается однозначно неопределенной. Она ска-рее напоминает мозаику из множества отдельных подтеорий, свяч зывающее отношение между которыми может быть установлено только в ходе дальнейшего исследования.
|
|
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что информативное содержание теории меняется в зависимости от] обнаружения новых фактов и открытия ранее неизвестных за конов. Все это, конечно, не укладывается в прежнюю структуру теории, ибо существенно меняет ее эмпирический базис, а в период революционных изменений в науке также и теоретический базис.