СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
Контрольная работа
Задание
1. Провести диагностику одного испытуемого (взрослого человека) по предложенным методикам. Желательно в качестве испытуемого найти человека, имеющего какие-либо увечья (связанные с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, связанные с травмами, отравлением, инфекцией и действием других неблагоприятных факторов).
2. Представить протоколы полученных результатов (оформить по образцу протоколов общего психологического практикума).
3. Сделать общие выводы относительно различных аспектов здоровья испытуемого (примерно 1 страница текста).
Следует осветить следующие вопросы:
Ø интегральная оценка здоровья человека (объективная и субъективная); здоровье и трудоспособность человека:
- опросник «Интегральная оценка здоровья»;
- опросник «Оценка физического состояния и здоровья»;
- опросник «Немного о себе».
Ø общая характеристика физического благополучия человека (позитивные и негативные факторы здоровья)
- физиологические реакции (температура, давление, дыхание, КГР, ЭЭГ);
- опросник «Оценка физического состояния и здоровья»;
- опросник «Угроза инфаркта».
Ø общая характеристика психического благополучия человека и психологические качества, способствующие и препятствующие благополучию:
- методика изучения ценностных ориентаций Рокича-Ядова;
- диагностика типа А и типа В;
- опросник психической напряженности Т. Немчина;
- опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
- методика Люшера (показатель аутогенной нормы);
- оценка личностной и ситуационной тревожности по методике Спилбергера-Ханина;
- Миссисипская шкала диагностики ПТСР;
- субшкала PNSD-синдрома на базе ММРI;
- ЛОБИ-личностный опросник Бехтеревского института (диагностика типов отношения к болезни);
- опросник Г.Айзенка (диагностика фрустрации, агрессии, тревожности и ригидности);
- тест руки Вагнера (диагностика агрессивности, директивности, страха, эмоциональности, коммуникации, зависимости);
- методика УСК (уровня субъективного контроля);
- Торонтская алекситимическая шкала;
- Q-сортировка;
- Семантический дифференциал Э.Эриксона;
- методика неоконченных предложений;
- тест фрустрации Розенцвейга (для исследования типа поведения в ситуации фрустрации);
- методика стратегий совладания Н.А.Сироты и В.М.Ялтонского;
- опросник для выявления психологических защит (опросник Келрман-Плутчек).
Ø общая характеристика социального благополучия человека (уровень стресса на работе, в быту, в семье, в межличностных отношениях и пр.):
- психодиагностическая шкала для оценки уровня социальной фрустрированности Л.И.Вассермана;
- оценочная шкала стресса Холмса-Рейхе;
- перечень жизненных событий;
- опросник Бойко (диагностика эмоционального выгорания);
- оценка стресса в семье;
- оценка конфликтности;
- оценка агрессии.
Ø прогноз развития здоровья и социальной адаптации человека.
Интегральная оценка здоровья
Инструкция: выберите подходящий для Вас вариант ответа:
Вопросы | Оценка | |
1. Общая характеристика здоровья: | От 1 до 5 | |
У меня хорошее здоровье, не помню, когда я болел (а). | 1 2 3 4 5 | |
У меня хорошее здоровье, но изредка я болел (а) острыми заболеваниями (грипп, травма), которые проходили без особых последствий. | 1 2 3 4 5 | |
У меня здоровье не хуже, чем у других, но хотя бы раз в год мне приходится серьезно чем-нибудь болеть и вызывать врача (скорую помощь). | 1 2 3 4 5 | |
У меня здоровье не очень хорошее, поэтому у меня возникают проблемы с работой, семьей или бытовые проблемы. | 1 2 3 4 5 | |
У меня здоровье настолько плохое, что я уже не справляюсь с работой, бытовыми и семейными проблемами. | 1 2 3 4 5 | |
2. Как часто приходится обращаться к врачу? | Да | Нет |
К врачу не обращаюсь, нет даже карточки в поликлинике. | ||
К врачу обращаюсь только в связи с обострением заболеваний. | ||
Нахожусь на учете у врача, и периодически прохожу диспансеризацию и лечение. | ||
Собираюсь оформить инвалидность. | ||
Нахожусь на инвалидности в связи с потерей трудоспособности. | ||
3. Какие у Вас есть увечья или хронические заболевания, влияющие на трудоспособность? | ||
4. Когда возникли данные увечья или хронические заболевания? | ||
До родов или во время родов | ||
В период дошкольного детства | ||
В возрасте от 7 до 10 лет | ||
В подростковом возрасте и старших классах школы | ||
После окончания школы до начала постоянной трудовой деятельности | ||
В армии | ||
В период трудовой деятельности, травма получена на работе | ||
В период трудовой деятельности, травма носит бытовой характер | ||
В период трудовой деятельности, травма носит криминальный или катастрофический характер (взрыв газа, наезд машины и пр.). | ||
5. Влияет ли Ваше увечье (или хроническое заболевание) на потерю трудоспособности? | ||
Да, влияет, работа невозможна | ||
Влияет, но можно найти такую работу, которая доступна | ||
Очень сложно найти работу, поскольку заболевание ограничивает трудоспособность | ||
Работу найти сложно, поскольку работодатель не хочет брать инвалида, даже если он справляется с работой | ||
Нет никаких проблем с работой, моей энергии и квалификации достаточно | ||
6. Адаптировались ли Вы к увечью, заболеванию? | ||
В сфере работы | 1 2 3 4 5 | |
В сфере семьи | 1 2 3 4 5 | |
В сфере межличностных отношений | 1 2 3 4 5 | |
В бытовой сфере | 1 2 3 4 5 |