Образец выполнения самостоятельной работы по теме «Элокуция»

1) Какие тропы и в каких целях использованы в следующих фрагментах текстов?

1. Подобно тому как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть, отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы.

2. …Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так искрилось и живо трепетало, как метко сказанное русское слово (Н.В.Гоголь).

3. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? – это весь народ. Это его культура, его язык (А.К.Толстой).

Материал, необходимый для выполнения задания:

Тропы – обороты речи или слова в переносном значении, сохраняющие выразительность и образность. Основные виды тропов: метафора, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, метонимия, ирония.

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов: Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец (Н.Заболоцкий).

Эпитет – образное определение: Ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве (С.Есенин).

Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них при помощи другого: Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Ф.Тютчев).

Гипербола – выражение, содержащее непомерное преувеличение: В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский).

Литота – художественное преуменьшение: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. Некрасов)

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы:

Я свистну, и ко мне послушно, робко

Вползет окровавленное злодейство,

И руку будет мне лизать, и в очи

Смотреть, в них знак моей читая воли. (А. Пушкин)

Аллегория (иносказание), недомолвка – выражение отвлеченного понятия (идеи) в конкретном художественном образе:

Прекрасен царскосельский сад,

Где, льва сразив, почил орел России мощной

На лоне мира и отрад (А. Пушкин).

Символ — многозначный предметный образ, объединя­ющий разные планы изображаемого:

Гололед на земле, гололед,

Целый год напролет гололед,

Будто нет ни весны, ни лета.

Чем-то скользким покрыта планета.

Люди, падая, бьются об лед,

Гололед на земле, гололед,

Целый год напролет гололед. (В. Высоцкий)

Ирония – употребление слова в смысле, обратном буквальному: Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов) Умная голова – обращение к ослу.

Парадокс — неожиданный, резко расходящийся с логикой предшествующего текста или с привычным мнением вывод, например: Век живи – век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь (К.Прутков).

Метонимия – перенос наименования предмета на другой предмет по смежности: А в двери – бушлаты, шинели, тулупы (В.Маяковский); Янтарь в устах его дымился (А.Пушкин) – о янтарной трубке.

Синекдоха – разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет целиком: Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин).

Перифраза – замена обычного однословного названия описательным оборотом: белокаменная столица России – о Москве, царь зверей – о льве; Унылая пора, очей очарованье (А.Пушкин) – о ранней осени. Солнце русской поэзии (о Пушкине); певец «березового ситца» (о Есенине).

В речи тропы:

– отражают личностный взгляд человека на мир, выражают оценки, чувства при постижении мира, а значит, делают речь эмоциональной;

– делают речь привлекательной для читателя;

– способствуют наглядному отражению картины внешнего и внутреннего мира человека;

– обогащают восприятие мира, показывают предметы и явления с новой, неожиданной стороны;

– помогают лучше понять автора, читателю – запомнить передаваемое автором.

Образец выполнения:

1) Подобно тому как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть, отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы.

Пример представляет собой развернутое сравнение, которое отражает личностный взгляд человека на мир, выражает оценки, чувства при постижении мира, а значит, делают речь эмоциональной. Внутри сравнения содержится метафора из безбрежного океана жизненных впечатлений, которая делает речь привлекательной для читателя и способствует наглядному отражению картины внешнего и внутреннего мира человека.

2. …Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так искрилось и живо трепетало, как метко сказанное русское слово (Н.В.Гоголь).

Пример содержит сравнение как метко сказанное русское слово, которое отражает личностный взгляд человека на мир, олицетворения живо трепетало, замашисто, бойко, которые способствуют наглядному отражению картины внешнего и внутреннего мира человека, помогают лучше понять автора, читателю – запомнить передаваемое автором; метафору так искрилось. которая обогащает восприятие мира, показывает предметы и явления с новой, неожиданной стороны.

3.Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? – это весь народ. Это его культура, его язык (А.К.Толстой).

Пример содержит ряд однородных метафорических эпитетов яркий, меткий, задушевный, которые обогащает восприятие мира, показывает предметы и явления с новой, неожиданной стороны: а также два развернутых сравнения как радуга после весеннего ливня и как песня над колыбелью, которые обогащают восприятие мира, показывают предметы и явления с новой, неожиданной стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: