К изучению вещания

Этапы в развитии исследований телевидения:

• 1960-е гг.- осмысление феномена телевидения как нового вида искусства, то есть с эстетических, искусствоведческих позиций;

• 1970-е гг. – время исследований с филологических (язык, жанры, история) и социально-психологических позиций (работа с аудиторией, общественное мнение, эффекты воздействия);

• в конце 1970-х и в 1980-е гг. на авансцену выходит институциональный подход, изучающий структуру, организационные формы, механизмы взаимодействия местного и центрального телевидения и радиовещания и т. д.;

• 1990-е гг. – время индустриального подхода, включающего в сферу науки о телевидении и радио вопросы экономики, бизнеса;

• коммуникационный подход, синтезирующий опыт предыдущих подходов и рассматривающий индустрию телерадиовещания в период тотальных изменений в системе средств массовой коммуникации (Интернет, цифровое

телевидение, мобильная коммуникация и т. п.).

Искусствоведение (искусствознание) – совокупность наук, выделяющихся в зависимости от объекта исследования.

Это –литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение,

наука о пластических искусствах.

Группы искусств:

1 – изобразительныу –живопись, графика, скульптура, фотоискусство. Все они статические (пространственные).

2 – неизобразительныу – статические: архитектура, прикладное искусство и динамические (временные) искусства: музыка, хореография, балет.

К ним же было отнесено и активно формировавшееся в ХХ в. радиоискусство.

3 – зрелищные – драматический и оперный театр, эстрада и цирк, киноискусство.В этот же ряд исследователи культуры 1960–1970-х гг. ставили и телевидение, на котором в эти годы появились вполне самостоятельные телетеатр и телекино.

Общей теорией для всех видов искусства является эстетика.

3 аспекта в структуре искусствознания:

• теория искусства (закономерности создания и социального функционирования искусства в целом и его отдельных видов);

• история искусства (генезис и функционирование художественных ценностей во времени);

• художественная критика (рефлексия современников-экспертов на текущие факты и события в искусстве).

Уже в 1960-е гг. было предложено выделить в особую группу технические искусства: киноискусство, фотоискусство, радиоискусство и телевизионное искусство.

Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Изучает культуру как целостность, как специфическую функцию человеческого бытия, впитывает в себя материалы, подходы, концепции, выводы, результаты исследований целогоряда дисциплин (антропологии, социологии, психологии, истории, педагогики).

Культурология изучает:

• особенности культур народов мира (этим занимается этнография);

• влияние картины мира на особенности культурного творчества и восприятия продуктов культуры (этим занимается психология);

• прошлое культуры (этим занимается история);

• отношения социальных групп по поводу культурных ценностей, доступность культурных ценностей, участие и особенности поведения этих групп в процессе культурного творчества (этим занимается социология).

Культурологические школы:

• символическая школа (Э. Кассирер и К. Леви-Стросс);

• натуралистическая (Ф. Гамильтон, Г. Спенсер);

• психологическая (З. Фрейд);

• социологическая (П. Сорокин, М. Вебер);

• семиотическая (Ю. Лотман);

• литературоведческая (С. С. Аверинцев);

• диалогическая (В. С. Библер);

• историческая (Л. Н. Баткин, А. Я. Гуревич);

• антропологическая (М. Мид) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: