Предмет медиапсихологии - массовая коммуникация как процесс спонтанной психической самоорганизации и саморегуляции, механизм коэволюции индивидуальной и коллективной психики.
Медиапсихология – это наука о формах осуществления нелокальных психических процессов в пространстве массовой коммуникации. Изучает соотношение индивидуальной и коллективной психики, индивидуального и массового сознания, индивидуального и коллективного бессознательного, автокоммуникации (внутренняя речь, Я-концепция, Я-коммуникация) и массовой коммуникации (широковещательная речь, Мы-концепции, Мы-коммуникация).
В сферу внимания медиапсихологии входят: вопросы идентичности личности, обусловленные глобализацией мирового сообщества и трансформацией национальной идентичности; проблемы информационного загрязнения и гиперэксплуатации психических ресурсов человека; техника безопасности в массовой коммуникации, медиапсихологические принципы и приемы решения коммуникативных проблем и творческих затруднений.
3 взаимосвязанных прикладных направления медиапсихологии: медиааналитики, медиатерапии и медиаобразования.
Задачи медиааналитики:
· анализ контента массовой коммуникации с точки зрения соблюдения
принципов информационно-психологической безопасности;
· выявление психотехнологий массовых информационных кампаний и их последствий;
· психологические, юридические и этические аспекты журналистской деятельности
Предмет медиатерапии – разработка систем и способов психологической защиты от патогенных информационных технологий, профилактика и реабилитация информационных травм аудитории, психологическая реабилитация посредством массовой коммуникации, стабилизация психических состояний, формирование адекватных контролируемых реакций, содействие национальной самоидентификации и
личностному самоопределению индивидов.
«Информационная травма – воздействие, осуществляемое СМИ, которое вызывает деструктивное изменение базовых структур личности, аффективных и когнитивных систем на всех уровнях, начиная с физиологических механизмов и заканчивая картиной мира и образом “Я” индивида»
Задача медиаобразования - расширение знаний аудитории об основных приемах воздействия СМИ и современных коммуникативных технологиях
повышает уровень адаптированности и информационно психологическую
защищенность участников массовой коммуникации.
Рассмотрение высших психических функций человека и новейших информационных технологий в соответствии с тремя основными принципами:
• принципом относительности и детерминизма, утверждающим зависимость свойств психики от средств коммуникации;
• принципом дополнительности, подразумевающим дополнительность коллективной и индивидуальной психики, а также дополнительность филологического и психологического ракурсов исследования, микро- и макро- подхода, интер- и интраотношений;
• принципом аутентичности, или безопасности, то есть свободы от попыток манипулирования индивидом и контроля психики как условие психического здоровья
Метапатология – термин, предложенный А. Маслоу для обозначения психических нарушений, вызванных блокированием потребности