Принципы медиапсихологического исследования

Предмет медиапсихологии - массовая коммуникация как процесс спонтанной психической самоорганизации и саморегуляции, механизм коэволюции индивидуальной и коллективной психики.

Медиапсихология – это наука о формах осуществления нелокальных психических процессов в пространстве массовой коммуникации. Изучает соотношение индивидуальной и коллективной психики, индивидуального и массового сознания, индивидуального и коллективного бессознательного, автокоммуникации (внутренняя речь, Я-концепция, Я-коммуникация) и массовой коммуникации (широковещательная речь, Мы-концепции, Мы-коммуникация).

В сферу внимания медиапсихологии входят: вопросы идентичности личности, обусловленные глобализацией мирового сообщества и трансформацией национальной идентичности; проблемы информационного загрязнения и гиперэксплуатации психических ресурсов человека; техника безопасности в массовой коммуникации, медиапсихологические принципы и приемы решения коммуникативных проблем и творческих затруднений.

3 взаимосвязанных прикладных направления медиапсихологии: медиааналитики, медиатерапии и медиаобразования.

Задачи медиааналитики:

· анализ контента массовой коммуникации с точки зрения соблюдения

принципов информационно-психологической безопасности;

· выявление психотехнологий массовых информационных кампаний и их последствий;

· психологические, юридические и этические аспекты журналистской деятельности

Предмет медиатерапии разработка систем и способов психологической защиты от патогенных информационных технологий, профилактика и реабилитация информационных травм аудитории, психологическая реабилитация посредством массовой коммуникации, стабилизация психических состояний, формирование адекватных контролируемых реакций, содействие национальной самоидентификации и

личностному самоопределению индивидов.

«Информационная травма – воздействие, осуществляемое СМИ, которое вызывает деструктивное изменение базовых структур личности, аффективных и когнитивных систем на всех уровнях, начиная с физиологических механизмов и заканчивая картиной мира и образом “Я” индивида»

Задача медиаобразования - расширение знаний аудитории об основных приемах воздействия СМИ и современных коммуникативных технологиях

повышает уровень адаптированности и информационно психологическую

защищенность участников массовой коммуникации.

Рассмотрение высших психических функций человека и новейших информационных технологий в соответствии с тремя основными принципами:

• принципом относительности и детерминизма, утверждающим зависимость свойств психики от средств коммуникации;

• принципом дополнительности, подразумевающим дополнительность коллективной и индивидуальной психики, а также дополнительность филологического и психологического ракурсов исследования, микро- и макро- подхода, интер- и интраотношений;

• принципом аутентичности, или безопасности, то есть свободы от попыток манипулирования индивидом и контроля психики как условие психического здоровья

Метапатология – термин, предложенный А. Маслоу для обозначения психических нарушений, вызванных блокированием потребности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: