Методологические подходы к анализу медиасистем

традиционные подходы к изучению медийной системы – типологический и так называемый «экологический»- позволяют анализировать всю совокупность СМИ и прогнозировать тренды ее развития.

Сегодня эти тренды отражают, в частности, ускорение процессов гибридизации – скрещивания классических видов прессы (газет, журналов) с форматами, порожденными новыми медиа (к примеру, блогами).

Исследования медиасистемы, ее организации, структурных частей, устойчивости функционирования предполагают проведение своего рода аудита, необходимого для описания состояния объекта. Решение этой задачи обеспечивается статистическим материалом, или информационной базой, включающей средства массовой информации разных видов и типов, попадающих в реестр СМИ после прохождения юридической процедуры регистрации.

Такой статистический материал позволяет установить количество легализованных СМИ и получить представление о самоидентификации каждого из них. Однако зафиксированное в регистрационном документе (заявлении) самоопределение отдельного СМИ с указанием целей деятельности на практике часто не соответствует декларированной миссии и реальному формату.

Исследование медийной системы с учетом среды ее существования возможно называть экологическим подходом.

Фрейм (рамки) логической схемы исследования на основе экологического подхода - есть сферы социума, которые и становятся факторами влияния,

Самым актуальным примером динамики значимости факторов может быть вопрос: что играет первую роль в развитии медиасистемы – политика, экономика или технико-технологическая сфера?

цель исследования с применением экологического подхода – определение качества медиасистемы, рассмотрим варианты последствий воздействия

указанных факторов.

Политический фактор (политическая сфера).

Медиасистема создается на платформе принципов, конструирующих систему

политическую.

Разные типы политической организации общества являются предоминантным (исходным) условием формирования соответствующих им моделей медиасистемы. Открытость, относительная закрытость или полная закрытость политического устройства (демократия, авторитаризм, тоталитаризм и их модификации) практически изоморфно воспроизводятся медиасистемой: «пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных

и политических структур, внутри которых она функционирует, в частности, пресса отражает систему социального контроля, посредством которого регулируются отношения между отдельными людьми и установками».

Влияние политического фактора на конфигурацию медиасистемы

высвечивает целевые задачи и ориентированность самих моделей: плюралистичной – отвечающей потребностям и запросам демократического общества;

контролируемой – обеспечивающей социальный контроль правящих групп;

плюрализированной – ориентированной на интересы правящей политической элиты и частично гражданского общества.

Экономический фактор (экономическая система).

Экономика и господствующие в ней отношения могут оказывать на медиасистему как позитивное, так и негативноевлияние. Капиталистические отношения создают условиядля свободного доступа к производству и распространениюинформационного контента средств массовой информации.

Экономика обусловливает спрос на эффективные рекламоносители, следовательно, и на СМИ как рекламные коммуникации. Значимость этой сферы жизни общества детерминирует и устойчивое развитие деловой прессы, одной из структурных групп медиасистемы. Деловая пресса задает и

поддерживает стандарты качественных СМИ преуспевают.

Именно под влиянием экономических выгод происходит структуризация медиасистемы.

Фактор социальной структуры

Этот фактор особенно важен для планирования, распределения зон влияния; для определения масштабов распространения, объемов аудитории, анализа ее информационных интересов и запросов; проектирования новых средств массовой информации. Без опоры на социальную структуру конструкция медиасистемы обречена на дисфункциональный режим.

Фактор многоканальности.

Круглосуточная работа великого множества СМИ на бесперебойную подачу новостей усиливает шумы и снижает остроту восприятия. К тому же приписывание Интернету роли похоронной команды для печатной прессы преждевременно. Ее потеря – это потеря аналитического сектора медиасистемы. Усложнившаяся технологическая инфраструктура этой системы и невнятная функциональная дифференциация «старых» и «новых» медиа побуждают искать нетрадиционные подходы к анализу состояния медиасистемы, прогнозу ее развития и перспектив реализации задач журналистики.

Качество медиасообщества.

медиасистема приобретает особые качества за счет работы профессионалов и тех ценностных установок, которыми они руководствуются и которым

подчиняют свою деятельность.

Экологический подход дает понимание целостности медиасистемы и границ ее возможностей, задаваемых объективными условиями ее функционирования в социуме, обладающем определенными политическими, экономическими, социокультурными параметрами.

Типологический подход имеет принципиальное значение для проектирования каждого конкретного средства массовой информации, выработки стратегий поведения СМИ на информационном рынке, а также стратегий развития разных групп прессы в географическом и территориально-административном пространстве с учетом существующей номенклатуры, свободных ниш и рисков конкуренции.

Типологический подход, в отличие от экологического, изучает объект не как целостную совокупность. Объект расчленяется, анализу подвергаются выделенные элементы, части медиасистемы.

В типологическом подходе в описании любого СМИ должны быть учтены

главные признаки, или признаки первого порядка: аудитория, целевое назначение (миссия), сфера отражения, масштаб (ареал) распространения, характер тематики (универсальная, многотемная, специализированная).

Есть признаки второго порядка, как правило, связанные с фиксацией формальных свойств (формат, объем переданной информации, периодичность, частота выхода и др).

Третий этап типологического анализа предполагает определение признаков третьего порядка -структурно-функциональный анализ, результаты которого

показывают функциональный профиль конкретного СМИ в медиасистеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: