Метатеории информационного общества

две группы общественных метатеорий (по Ф. Уэбстеру):

1. концепции, утверждавшие переход

общества в новую, «информационную» («постиндустриальную») эпоху, т. е. теории собственно «информационного общества».

• постиндустриализма (Дэниел Белл);

• гибкой специализации (Майкл Пайор, Чарльз Сейбл);

• информационного способа развития (Мануэль Кастельс);

• постмодернизма (Жан Бодрийяр, Марк Постер, ЖанФрансуа Лиотар, Джанни Ваттимо).

2. • неомарксизм (Герберт Шиллер);

• регуляционная теория (Мишель Альетта, Ален Липиц);

• теория гибкой аккумуляции (Дэвид Харви);

• теория рефлексивной модернизации (Энтони Гидденс);

• концепция публичной сферы (Юрген Хабермас).

Теории журналистики

Нормативные теории -

оперируют модальностью «должного» и выводятся дедуктивно из общественных метатеорий в соответствии с их телеологией, дают представление о предназначении журналистики, ее функциях (опять же, нормативных, а не эмпирически фиксируемых), идеальных алгоритмах практической деятельности.

Теории выстроенные индуктивным путем при помощи эмпирического анализа реального функционирования журналистики в разных обществах, описывают не идеальные, а реально действующие модели с учетом всех вовлеченных факторов.

Современные проблемы

Отечественной теории журналистики

Важной проблемой данной научной дисциплины является неопределенность ее языка.

для Е. П. Прохорова «журналистика» и «СМИ» – синонимичные понятия.

для Е. В. Ахмадулина понятие «журналистика» шире, чем СМИ, ибо он считает СМИ просто совокупностью каналов.

Для Е. Л. Вартановой и И. Д. Фомичевой понятие «СМИ» шире, чем понятие «журналистика».

Объект, предмет, методы работы – это то, что определяет ход как отдельного исследования, так и научной дисциплины в целом.

РАЗДЕЛ 4

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

И МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Об интеграции дисциплин

В 20 в. сложились две изначально близкие, сегодня практически объединившиеся дисциплины: социология журналистики и социология массовой коммуникации (на Западе принято говорить об исследованиях медиа, или журнализма, и исследованиях массовой коммуникации).

Наблюдается взаимопроникновение социально- психологических, социопсихолингвистических, экономических, культурологических, политологических подходов.

Зачастую представители этих наук используют одни и те же методы сбора информации.

Ключевые понятия: журналистика,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: