Социология рынков
Вакуленко Светлана Николаевна
Список литературы:
Радаев В.В. «Социология рынков: к формированию нового направления», Москва, изд. ГУ ВШЭ 2003 г.
Анализ рынков в современной экономической социологии. Москва, изд. ГУ ВШЭ 2008 г.
13.02.13
Рынок как форма организации хозяйственной жизни общества
1. Понятие рынка
2. Методы определения понятия «рынок». Феноменологический метод
3. Историко-генетический метод
4. Метод теоретического моделирования
5. Статистический метод
Понятие рынка
Наблюдается тенденция пересечение наук, то есть складывается междисциплинарные науки. Экон соц и экон теория – все более тесно переплетаются, изучая экон сферу общества и рынок как явление и его разновидности.
Соц рынков (возникновение в США). Исследователи из США сформировали основы этой науки в начале 2000х годов.
Американские исследователи и их работы:
- Теория производственных рынков - Х. Уайт
- Социология рынков труда М. Грановеттер, А. Калмберг, А. Соренсен
- Фондовые и фьючерсные рынки - У. Бейкер, М. Аболафия
- Рынок биотехнологий - У. Пауэлл
- Рынок страхования жизни - В. Зелизер
- Теория международных рынков - Г. Джерефи, А. Мартинелли, Н. Флингстин
- Компаративные (сравнительные) исследования рынков разных стран – Н. Биггард, Р. Дор
Из современных отечественных ученых этим занимается только В.В. Радаев
Рынок и рынки постепенно становятся объектом изучения социологии.
Возникает сложность с определением: Что такое рынок? Единого определения этого понятия до сих пор нет.
Что представляет из себя рынок (по мнению аудитории):
1. Форма организации экономических отношений
2. Соотношение спроса и предложения
3. Место купли-продажи
Классификация понятия «рынок» франц соц исследователя Р. Бойе:
1. Пространственно-детерминированное (обусловленное) понятие рынка, то есть рынок как место, где регулярно встречаются продавцы и покупатели и организуется процесс торговли. Такое понимание рынка возникло в 12 веке и сохранилось до нашего времени. Такие рынки могут быть постоянными и временными, регулярно функционирующими и стихийными.
2. Географическое определение рынка, которое ассоциируется с определенными территориями, на которых происходят процесс купли-продажи. В качестве таких территорий могут рассматриваться города, государства и целые континенты. (Рынок европейского сообщества, североамериканский рынок и т.д.)
3. Рынок – это суммарный платежеспособный спрос, который предъявляется на определенный вид товаров или услуг (потребительские товары, акции, рабочая сила). Рынок – это уже не территория, а как совокупность потребителей товара или услуги.
4. Рынок – это саморегулирующийся механизм формирования спроса и предложения, то есть сфера, где преобладает конкуренция между независимыми производителями и на ее основе осуществляется свободное ценообразование. Рынок – это не место, не пространство, не совокупность субъектов, а условие достижения баланса спроса и предложения.
5. Рынок – это экономическая система, в которой рыночный механизм является господствующей формой организации хозяйственной жизни. Общество, построенное на рыночной экономике или командно-административной (плановой) экономике.
Вывод: Понятие рынка многозначно и напрямую зависит от контекста его употребления.
Основные моменты изучения рынка социологами:
1. Его структурные элементы: участники рынка, связи между ними, формы организации этих связей;
2. Институциональные элементы: формальные и неформальные правила, ограничивающие и стимулирующие поведение участников рынка;
3. Элементы власти, которые отражают иерархию участников рынка и их возможность влиять на других участников;
4. Культурные элементы, предполагающие наличие определенной совокупности знаний, навыков, значений и символов.
Радаев предлагает следующее определение рынка:
Рынок – это система регулярного, преимущественно финансового, взаимовыгодного добровольного и состязательного обмена благами, где действие его участников регулируется, помимо цен, их структурными связями, институциональными формами, властными иерархиями и культурными конструкциями.
Радаев предлагает рассматривать рынки как социальные конструкты:
1. Рынок – это всего лишь одна из форм организации хозяйственной жизни, которая существует наряду с другими формами, не менее значимыми.
2. Рынок – это продукт государственного и социального регулирования, результатом чего является большое разнообразие рыночных форм хозяйствования.
3. Рынок – это социально укорененная форма хозяйствования, поскольку он встроен в сетевые, институциональные и социокультурные отношения, сложившиеся в данном обществе в данный исторический период.