Понятие рынка

Социология рынков

Вакуленко Светлана Николаевна

Список литературы:

Радаев В.В. «Социология рынков: к формированию нового направления», Москва, изд. ГУ ВШЭ 2003 г.

Анализ рынков в современной экономической социологии. Москва, изд. ГУ ВШЭ 2008 г.

13.02.13

Рынок как форма организации хозяйственной жизни общества

1. Понятие рынка

2. Методы определения понятия «рынок». Феноменологический метод

3. Историко-генетический метод

4. Метод теоретического моделирования

5. Статистический метод

Понятие рынка

Наблюдается тенденция пересечение наук, то есть складывается междисциплинарные науки. Экон соц и экон теория – все более тесно переплетаются, изучая экон сферу общества и рынок как явление и его разновидности.

Соц рынков (возникновение в США). Исследователи из США сформировали основы этой науки в начале 2000х годов.

Американские исследователи и их работы:

- Теория производственных рынков - Х. Уайт

- Социология рынков труда М. Грановеттер, А. Калмберг, А. Соренсен

- Фондовые и фьючерсные рынки - У. Бейкер, М. Аболафия

- Рынок биотехнологий - У. Пауэлл

- Рынок страхования жизни - В. Зелизер

- Теория международных рынков - Г. Джерефи, А. Мартинелли, Н. Флингстин

- Компаративные (сравнительные) исследования рынков разных стран – Н. Биггард, Р. Дор

Из современных отечественных ученых этим занимается только В.В. Радаев

Рынок и рынки постепенно становятся объектом изучения социологии.

Возникает сложность с определением: Что такое рынок? Единого определения этого понятия до сих пор нет.

Что представляет из себя рынок (по мнению аудитории):

1. Форма организации экономических отношений

2. Соотношение спроса и предложения

3. Место купли-продажи

Классификация понятия «рынок» франц соц исследователя Р. Бойе:

1. Пространственно-детерминированное (обусловленное) понятие рынка, то есть рынок как место, где регулярно встречаются продавцы и покупатели и организуется процесс торговли. Такое понимание рынка возникло в 12 веке и сохранилось до нашего времени. Такие рынки могут быть постоянными и временными, регулярно функционирующими и стихийными.

2. Географическое определение рынка, которое ассоциируется с определенными территориями, на которых происходят процесс купли-продажи. В качестве таких территорий могут рассматриваться города, государства и целые континенты. (Рынок европейского сообщества, североамериканский рынок и т.д.)

3. Рынок – это суммарный платежеспособный спрос, который предъявляется на определенный вид товаров или услуг (потребительские товары, акции, рабочая сила). Рынок – это уже не территория, а как совокупность потребителей товара или услуги.

4. Рынок – это саморегулирующийся механизм формирования спроса и предложения, то есть сфера, где преобладает конкуренция между независимыми производителями и на ее основе осуществляется свободное ценообразование. Рынок – это не место, не пространство, не совокупность субъектов, а условие достижения баланса спроса и предложения.

5. Рынок – это экономическая система, в которой рыночный механизм является господствующей формой организации хозяйственной жизни. Общество, построенное на рыночной экономике или командно-административной (плановой) экономике.

Вывод: Понятие рынка многозначно и напрямую зависит от контекста его употребления.

Основные моменты изучения рынка социологами:

1. Его структурные элементы: участники рынка, связи между ними, формы организации этих связей;

2. Институциональные элементы: формальные и неформальные правила, ограничивающие и стимулирующие поведение участников рынка;

3. Элементы власти, которые отражают иерархию участников рынка и их возможность влиять на других участников;

4. Культурные элементы, предполагающие наличие определенной совокупности знаний, навыков, значений и символов.

Радаев предлагает следующее определение рынка:

Рынок – это система регулярного, преимущественно финансового, взаимовыгодного добровольного и состязательного обмена благами, где действие его участников регулируется, помимо цен, их структурными связями, институциональными формами, властными иерархиями и культурными конструкциями.

Радаев предлагает рассматривать рынки как социальные конструкты:

1. Рынок – это всего лишь одна из форм организации хозяйственной жизни, которая существует наряду с другими формами, не менее значимыми.

2. Рынок – это продукт государственного и социального регулирования, результатом чего является большое разнообразие рыночных форм хозяйствования.

3. Рынок – это социально укорененная форма хозяйствования, поскольку он встроен в сетевые, институциональные и социокультурные отношения, сложившиеся в данном обществе в данный исторический период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: