Четвертая фаза не способствует скромности и свои успехи стремится зафиксировать в титулах, званиях, звонких словах. Этельстан свой титул Короля англов и саксов сменил на новый, более отвечающий исторической координате – Монарха всей Британии, Базилеуса английского, императора королей и наций, живущих внутри границ Британии.
Политика национального, вернее, интернационального объединения на государственных началах стала основой подъема страны. «Никогда еще Англия не была так могущественна и не пользовалась таким миром, как в это время» (Дж. Грин).
Вторая фаза первой России (945–981).
945-й потряс современников, поразил летописцев. Месть Ольги древлянам... Предание гласит, что сразу после мести Ольга с сыном и дружиной «пошла по земле, устанавливая уставы и уроки».
Понимать надо так, что была ликвидирована племенная верхушка. Военная дань, наложенная на племя, превращалась в постоянный государственный налог центральной киевской власти. Впервые в истории было произведено административное деление территории племени и создана система государственных контролеров, которые должны были следить за сбором налогов.
|
|
Третья фаза первой России (981–1017).
Главным событием во времена Владимира было, безусловно, крещение Руси. Размах действа был грандиозен. Брали штурмом города, разрушали языческие капища, «отбирали детей у лучших граждан и отдавали их в книжное учение» – описывал все это историк С. М. Соловьев.
Соловьев приводит слова летописи: «подобно тому, как если бы кто-нибудь распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просвятивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение...»
Четвертая фаза первой России (1017–1053).
Древнейшее собрание наших гражданских уставов известно под именем «Русская правда». Карамзин пишет: «Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого монарха... Ярослав первый издал законы письменные на языке славянском». «Русская правда» законодательно закрепила все изменения в славянском обществе, где на место родов и племен пришли сословия.
«Владимир не читал сам священных книг, он мог только слушать Священное писание; сын его Ярослав сам читал книги, был представителем нового поколения грамотных христиан, выученных при Владимире, которые могли находить для себя утверждение в вере, в книгах священных...» (С. М. Соловьев).