Шел ХII век, время триумфа католицизма (непогрешимость папы, учение о папе как о наместнике Христа, продажа индульгенций, основание монастырей, зависимых только от папы, и т.д.). Но в Англии уже сказываются результаты 144-летия по отстранению церкви от власти.
Правда, Кларендонские конституции, где церковь фактически ставилась под контроль государства (1164), были отменены, «но, в сущности, победа осталась за королем. В течение всего его царствования назначение духовных лиц находилось на деле в его руках, и совет короля сохранял за собой надзор за духовным судом епископа» (Дж. Грин).
Наконец-то закон ставится выше самых высоких соображений, закон начинает действовать даже внутри королевской администрации, пресекаются произвол и коррупция. Феодалы-рыцари освобождались от военной службы государству. Она заменялась выплатой щитовых денег, на которые король нанимает ополчение. Политические права феодалов были сведены к минимуму, до уровня прав простых граждан.
Незнатное население страны тоже переживало удивительные превращения. Происходило своеобразное «раскрепощение» простого люда, обретение им гражданских прав.
|
|
На этом заканчивается имперская история шестого возраста. Имперская ткань плотная, почти без разрывов. Россия все глубже уходит в православие, Англия же противостоит католичеству в его стремлении поставить духовную власть выше светской. Человечество входит в период, когда концентрация имперского ритма будет высока как никогда. Но удивительным образом седьмой возраст человечества начинается с достаточно длинного безимперского периода. Легко догадаться, что этот период нужен был для свободного поиска в ритме Запада, родившего английский парламентаризм. Впрочем, уже в 1353 году вновь включаются имперские часы, и дальше циклы идут один за другим, переплетаясь самым чудесным образом. Человечество идет к пику исторических постижений.