В современной теории организаций предпринимательская организация рассматривается как целенаправленная социально-экономическая система.
Целенаправленная организация – это организация, действующая в соответствии с чётко сформулированными целями, которые способны изменяться сообразно изменениям среды/ситуации.
Методология системного исследования и построения реальных организаций строится на использовании теоретических конструкций, которые называются «моделями системы» и «моделями процессов».
При моделировании целенаправленных систем/процессов вводятся понятия: «цель», «проблема», «решения» («альтернатива»), «функция», «метод» и устанавливается номенклатура (перечень) функций, необходимых для решения проблем, связанных с достижением целей.
Эффективность решения проблем зависит от методов, применяемых для выполнения функций решения проблем.
Мощной методологией решения проблем является системный анализ (функционально-структурный анализ), в рамках которого организация рассматривается как совокупность рутинных процессов (основная деятельность) и процессов решения проблем (улучшение), а совершенствование организации рассматривается как улучшение методов, применяемых для решения проблем и осуществления рутинных процессов.
|
|
Организация как целенаправленная система, решающая проблемы, может быть представлена в виде некоторой логической схемы процесса решения проблем и её совершенствования, т.е. моделью организации / процесса/ /проекта. Такие модели могут формироваться 2-х видов:
- «как есть» (as is)
- «как надо»(to be)
Последние модели называют нормативными, которые практически являются описанием конструкции организации и используются для:
- изначального формирования организации
- перестройки (совершенствования, реинжиниринга) организации.
Обобщённой целью целенаправленной социально-экономической системы / бизнес-организации / проекта / процесса является сохранение / увеличение потока ее выхода в виде продукта / услуг, т.е. благ (материальных, информационных, духовных).
Эта цель в условиях конкуренции и изменений среды успешно может достигаться только если организация в состоянии быстро приспосабливаться к внешним и внутренним изменениям, если ее менеджмент способен своевременно выявлять, возникающие в сферах деятельности организации проблемы и решать их. При этом должно учитываться, что проблемы повторяются, и организация должна накапливать, систематизировать и регламентировать методы эффективного решения типовых проблем и затрачивать дополнительные усилия только на решение новых нестандартных проблем.
Организация должна рассматриваться как открытая система, встроенная во внешнюю среду.