Ход урока

Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. 3 мин.
  • Приветствие.
  • Сообщение темы, цели и задач урока.
(См.слайд № 1)
 
  3 мин. Демонстрация видеосюжета Дорогие ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, вспомните, пожалуйста, с каким настроением, с какими намерениями вы приходите в лес. Если для того, чтобы отдохнуть от городской суеты, если идете с открытой душой и добрым сердцем для общения с природой, то милости просим, лесная сказка ждет вас. Под спокойную мелодию идет демонстрация кадров документального видеофильма, посвященного жизни леса. ...И мы пройдемся медленно по лесу, И “здравствуй” скажем каждому цветку. И будем над цветками наклоняться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтобы увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. 3 мин Вопрос. Мир вокруг нас – какой он, что это такое? Вопрос. Вспомните, что относится к неживой природе. Вопрос. А что вы отнесете к живой природе? Вопрос. Что же в окружающем нас мире является главным богатством природы? Вопрос. Можем ли мы сегодня говорить о чистоте окружающей среды? Вопрос. Почему? Перечислите, пожалуйста, природные опасности. Вопрос. Назовите главную опасность для леса. Ответы учащихся. Это живая и неживая природа. Ответы учащихся. Вода, солнце, воздух, почва, полезные ископаемые... Ответы учащихся. Человека, животных, птиц, рыб, насекомых и растения, лес. Ведь он тоже живой, это мы наблюдали, когда ходили в поход. Ответы учащихся. Чистый воздух, чистая вода, цветущие леса. Ответы учащихся. Нет Ответы учащихся. Стихийные бедствия, лесные пожары, загрязнение вод, засухи, наводнения, степные пожары... Ответы учащихся. Лесные пожары и вырубки, после которых остаются древесные отходы, сучья, сухие ветки, пни. И все это может в любой момент стать горючим материалом для пожара.
3.Изучение нового материала (см. слайд 2-16) 15 мин. Изучение темы по слайдам №№ 2-16  
4.Физкультурная минутка 1 мин. Показ упражнений: Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь! Контроль за выполнением команд Выполнение физических упражнений
5. Обобщение знаний по теме. 5 мин (См. слайд №17) Правильны ли эти утверждения:
  1. Лесной пожар – неконтролируемое, стихийно распространяющееся горение леса.
  2. Низовой и верховой пожары бывают устойчивые и беглые.
  3. Низовой пожар приносит больше вреда, чем верховой.
  4. Беглые низовые пожары чаще всего происходят весной – горит подсохшая лесная подстилка.
  5. Торфяные пожары называют ещё и подземными.
  6. Скорость торфяного пожара выше скорости лесных.
  7. Торфяной пожар возможен без доступа воздуха и даже под водой.
  8. Верховые пожары распространяются скачками.
  9. Низовые пожары распространяются скачками.
  10. Пирология – наука о лесных пожарах.
Вопросы по слайдам №№18-20
Учащиеся отвечают на вопросы
6. Подведение итогов урока. Заполнение листа самоконтроля. 7 мин. Итак, что мы с вами нового узнали? Узнали виды лесных пожаров, познакомились со статистикой лесных пожаров в нашей области. Теперь мы знаем, сколько стоит для нас пожар. Вспомнили правила поведения при лесных пожарах, а главное – осознали, что лес нужно беречь. Насколько полно каждый из вас усвоил новый материал, покажет “Лист самоконтроля”. Объяснение выполнения заданий по листам самоконтроля. Заполнение листа самоконтроля.
7. Заключение. Сообщение домашнего задания. 3 мин. Составить листовку, обращение или памятку для учащихся нашей школы о правилах поведения в лесу в пожароопасный период.  

Вопросы по теме «Лесные и торфяные пожары» Баллы Вопросы по теме «Лесные и торфяные пожары» Баллы
Вид лесных пожаров, при которых горит надпочвенный слой?   Назовите причины лесных пожаров:  
• низовой;   пал сухой травы;  
• верховой;   • молния;  
• торфяной;   • брошенный окурок;  
• луговой   • стекло;  
Горят кроны деревьев. К какому виду относится пожар?   • незатушенный костер;  
• степной;   • поджог  
• луговой;   Назовите подручные средства тушения пожара вокруг костра  
• торфяной;   • лопата;  
• верховой   • зеленый лапник;  
Что главным образом губит людей при ландшафтном пожаре?   • песок;  
дым;   • дерн;  
• паника;   • одеяло;  
• огонь;   • куртка;  
• воздух;   • палка  
• беспечность   С чего начнете тушение пожара?  
Направление движения спасающегося от лесного пожара?   • с кромки огня;  
• напрямик через дымовую завесу;   • с центра очага пожара  
• по направлению ветра;   • хаотично, где придется  
• в наветренную сторону по ручью      
Где и как разведете костер?      
на пригорке, где ветрено;      
• в углублении;      
• обложить кострище камнями;      
• рядом с кучей заготовленного хвороста;      
• под деревом;      
• рядом с палаткой;      
• убрать сухой мох и траву вокруг кострища      

Лист самоконтроля В графе «баллы» выставить оценки: Да/нет. Ответ «да» – 3 балла Ответ «нет» – 0 баллов



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: