Этап урока
| Время
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
| 3 мин.
| - Приветствие.
- Сообщение темы, цели и задач урока.
(См.слайд № 1)
|
|
| 3 мин.
| Демонстрация видеосюжета
| Дорогие ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, вспомните, пожалуйста, с каким настроением, с какими намерениями вы приходите в лес. Если для того, чтобы отдохнуть от городской суеты, если идете с открытой душой и добрым сердцем для общения с природой, то милости просим, лесная сказка ждет вас.
Под спокойную мелодию идет демонстрация кадров документального видеофильма, посвященного жизни леса.
...И мы пройдемся медленно по лесу, И “здравствуй” скажем каждому цветку. И будем над цветками наклоняться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтобы увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.
|
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
| 3 мин
| Вопрос. Мир вокруг нас – какой он, что это такое?
Вопрос. Вспомните, что относится к неживой природе.
Вопрос. А что вы отнесете к живой природе?
Вопрос. Что же в окружающем нас мире является главным богатством природы?
Вопрос. Можем ли мы сегодня говорить о чистоте окружающей среды?
Вопрос. Почему? Перечислите, пожалуйста, природные опасности.
Вопрос. Назовите главную опасность для леса.
| Ответы учащихся. Это живая и неживая природа.
Ответы учащихся. Вода, солнце, воздух, почва, полезные ископаемые...
Ответы учащихся. Человека, животных, птиц, рыб, насекомых и растения, лес. Ведь он тоже живой, это мы наблюдали, когда ходили в поход.
Ответы учащихся. Чистый воздух, чистая вода, цветущие леса.
Ответы учащихся. Нет
Ответы учащихся. Стихийные бедствия, лесные пожары, загрязнение вод, засухи, наводнения, степные пожары...
Ответы учащихся. Лесные пожары и вырубки, после которых остаются древесные отходы, сучья, сухие ветки, пни. И все это может в любой момент стать горючим материалом для пожара.
|
3.Изучение нового материала
(см. слайд 2-16)
| 15 мин.
| Изучение темы по слайдам №№ 2-16
|
|
4.Физкультурная минутка
| 1 мин.
| Показ упражнений:
Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь!
Контроль за выполнением команд
| Выполнение физических упражнений
|
5. Обобщение знаний по теме.
| 5 мин
| (См. слайд №17)
Правильны ли эти утверждения:
- Лесной пожар – неконтролируемое, стихийно распространяющееся горение леса.
- Низовой и верховой пожары бывают устойчивые и беглые.
- Низовой пожар приносит больше вреда, чем верховой.
- Беглые низовые пожары чаще всего происходят весной – горит подсохшая лесная подстилка.
- Торфяные пожары называют ещё и подземными.
- Скорость торфяного пожара выше скорости лесных.
- Торфяной пожар возможен без доступа воздуха и даже под водой.
- Верховые пожары распространяются скачками.
- Низовые пожары распространяются скачками.
- Пирология – наука о лесных пожарах.
Вопросы по слайдам №№18-20
| Учащиеся отвечают на вопросы
|
6. Подведение итогов урока. Заполнение листа самоконтроля.
| 7 мин.
| Итак, что мы с вами нового узнали? Узнали виды лесных пожаров, познакомились со статистикой лесных пожаров в нашей области. Теперь мы знаем, сколько стоит для нас пожар. Вспомнили правила поведения при лесных пожарах, а главное – осознали, что лес нужно беречь. Насколько полно каждый из вас усвоил новый материал, покажет “Лист самоконтроля”.
Объяснение выполнения заданий по листам самоконтроля.
| Заполнение листа самоконтроля.
|
7. Заключение.
Сообщение домашнего задания.
| 3 мин.
| Составить листовку, обращение или памятку для учащихся нашей школы о правилах поведения в лесу в пожароопасный период.
|
|
Вопросы по теме «Лесные и торфяные пожары»
| Баллы
| Вопросы по теме «Лесные и торфяные пожары»
| Баллы
|
Вид лесных пожаров, при которых горит надпочвенный слой?
|
| Назовите причины лесных пожаров:
|
|
• низовой;
|
| • пал сухой травы;
|
|
• верховой;
|
| • молния;
|
|
• торфяной;
|
| • брошенный окурок;
|
|
• луговой
|
| • стекло;
|
|
Горят кроны деревьев. К какому виду относится пожар?
|
| • незатушенный костер;
|
|
• степной;
|
| • поджог
|
|
• луговой;
|
| Назовите подручные средства тушения пожара вокруг костра
|
|
• торфяной;
|
| • лопата;
|
|
• верховой
|
| • зеленый лапник;
|
|
Что главным образом губит людей при ландшафтном пожаре?
|
| • песок;
|
|
• дым;
|
| • дерн;
|
|
• паника;
|
| • одеяло;
|
|
• огонь;
|
| • куртка;
|
|
• воздух;
|
| • палка
|
|
• беспечность
|
| С чего начнете тушение пожара?
|
|
Направление движения спасающегося от лесного пожара?
|
| • с кромки огня;
|
|
• напрямик через дымовую завесу;
|
| • с центра очага пожара
|
|
• по направлению ветра;
|
| • хаотично, где придется
|
|
• в наветренную сторону по ручью
|
|
|
|
Где и как разведете костер?
|
|
|
|
• на пригорке, где ветрено;
|
|
|
|
• в углублении;
|
|
|
|
• обложить кострище камнями;
|
|
|
|
• рядом с кучей заготовленного хвороста;
|
|
|
|
• под деревом;
|
|
|
|
• рядом с палаткой;
|
|
|
|
• убрать сухой мох и траву вокруг кострища
|
|
|
|