Статистика расходов населения

Важнейшее место в системе показателей уровня жизни населения занимает характеристика расходов и потребления населением товаров и услуг. В этом блоке представлены общий объем расходов и потребления товаров и услуг, структура и динамика расходов и потребления, уровень потребления отдельных товаров и услуг, степень удовлетворения потребностей.

Потребление неразрывно связано с расходами на приобретение необходимых благ и услуг и во многих случаях может оцениваться с их помощью.

Денежные расходы населения представляют собой использование доходов населения на покупку товаров и услуг и различного рода платежи.

Основные виды расходов населения следующие:

  • покупка товаров и оплата услуг;
  • покупка недвижимости;
  • расходы населения на приобретение иностранной валюты;
  • обязательные платежи и добровольные взносы;
  • прирост сбережений во вкладах и ценных бумаг;
  • прочие расходы.

Общий объем потребления населением товаров и услуг представляет собой их полную стоимость, в том числе платные, льготные и бесплатные товары и услуги, полученные населением за счет заработной платы, доходов от собственности, поступлений из финансовой системы и некоммерческих организаций. Объем потребления товаров и услуг в стоимостном выражении определяется как в текущих (фактических), так и в сопоставимых ценах.

Для характеристики потребления отдельных видов товаров и услуг используют показатели объема потребления в натуральном выражении.

В составе товаров и услуг, потребляемых населением, выделяют:

  • продукты питания;
  • непродовольственные товары;
  • услуги.

Объем потребления продуктов питания определяется с учетом как прямого (по конкретным продуктам – молоко, масло, сыр), так и косвенного потребления (потребление молочных продуктов в пересчете на молоко). Учитывается потребление по следующим группам продуктов питания: мясо и мясопродукты в пересчете на мясо; молоко и молочные продукты в пересчете на молоко; яйца; рыба и рыбопродукты; сахар и кондитерские изделия; масло растительное и другие жиры; картофель; овощи и бахчевые; фрукты и ягоды; хлебные продукты.

При изучении потребления непродовольственных товаров краткосрочного пользования выделяют следующие группы: одежда, обувь, белье, ткани; предметы для отдыха и увлечений; транспортные средства; строительные материалы; топливо; товары и принадлежности по ведению хозяйства, мебель; табачные изделия; предметы личной гигиены; фармацевтические и медицинские товары и др. Потребление этих товаров определяется с помощью показателей в натуральном выражении в расчете на душу населения.

Потребление предметов длительного пользования характеризуется показателями обеспеченности населения либо на 1000 человек, либо на 100 семей с выделением конкретных предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения: телевизоры, радиоприемники, видеомагнитофоны и видеокамеры; музыкальные центры; персональные компьютеры; холодильники и морозильники; стиральные машины; электропылесосы; швейные и вязальные машины; легковые автомобили.

Показатели объема потребления услуг рассчитываются как в целом по видам услуг, так и по их отдельным видам – бытовые, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, медицинские, санитарно-оздоровительные, учреждений культуры и системы образования.

В статистике используют следующие показатели расходов и потребления населения: потребительские расходы населения, фактическое конечное потребление домашних хозяйств, расходы на конечное потребление домашних хозяйств, коэффициент удовлетворения потребностей в i-м товаре, коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам, индивидуальный индекс объема потребления отдельных продуктов, индивидуальный индекс среднедушевого потребления, общий индекс физического объема потребления, общий индекс потребления на душу населения, коэффициент эластичности потребления от изменения дохода и т.д.

Потребительские расходы населения - это часть денежных расходов, которая направляется домашними хозяйствами непосредственно на приобретение потребительских товаров и личных услуг для текущего потребления.

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств - включает расходы на покупку потребительских товаров и услуг, а также стоимость товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от органов государственного управления и от некоммерческих организаций бесплатно в виде социальных трансфертов в натуре.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств - включают расходы на приобретение потребительских товаров и услуг, а также на потребление товаров и услуг в натуральной форме, произведенных для себя (сельскохозяйственная продукция личных подсобных хозяйств, условно исчисленные услуги по проживанию в собственном жилище) и полученных в качестве оплаты труда, и различных видов вспомоществования.

Коэффициент удовлетворения потребностей в i-м товаре определяется по формуле:

, (31)

где - фактическое потребление i- го товара на душу населения;

- нормативный уровень потребление i -го товара на душу населения.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам определяется по формуле:

(32)

где q – количество фактически потребленных товаров;

p – цена товара;

y – количество фактически потребленных услуг;

t – фактический тариф за определенную услугу;

- норматив потребления определенного товара на душу населения;

- норматив потребления определенного вида услуг на душу населения;

- средняя численность населения за период.

Индивидуальный индекс объема потребления отдельных продуктов вычисляется по формуле:

, (33)

где - объемы потребления данного вида материальных благ в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах.

Индивидуальный индекс среднедушевого потребления определяется следующим образом:

, (34)

где - средняя численность населения в отчетном и базисном периодах.

Общий индекс физического объема потребления вычисляется по формуле:

, (35)

где - сопоставимые цены каждого вида продукта.

Общий индекс потребления на душу населения определяется по формуле:

(36)

Коэффициент эластичности потребления от изменения дохода (формула А. Маршалла) показывает, на сколько процентов возрастает или снижается потребление товаров и услуг при росте дохода на 1%. Его величина определяется по формуле:

, (37)

где – начальный доход и потребление;

- их приращения за некоторый период или при переходе от одной группы населения к другой.

Если , то потребление растет быстрее доходов, если , то между доходом и потреблением существует пропорциональная зависимость, а если , то потребление увеличивается медленнее, чем доход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: