Жанровая характеристика литературного наследия Ломоносова, причины активного обращения к жанру оды.
«Ода на взятие Хотина»: история создания и первой публикации произведения; события, положенные в основу оды, и их поэтическое осмысление. Особенности концепции истории у Ломоносова. Поэтика оды: оригинальность композиционного решения, значение вступления в общем замысле произведения; система образов оды, роль антитезы в её создании; специфика художественного пространства и времени; символика и эпитетика оды, «высокая» лексика и усложнённость синтаксических построений. Проблема соотношения барочного и классицистического в художественном методе произведения.
Ломоносов как создатель жанра программной оды («Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747 года»). Развитие тем Родины, мира, науки, просвещённого монарха в одах Ломоносова. Особенности образной системы ломоносовской оды, основные приёмы создания поэтического образа, их связь со стилистическими исканиями русского искусства 18 в.
|
|
Эстетический идеал Ломоносова («Разговор с Анакреоном»). Философия жизни поэта; отношение Ломоносова к Анакреону, Сенеке, Катону. Новое в концепции прекрасного, в определении задач искусства и науки, их роли в развитии России. Жанрово-композиционная и ритмико-стилевая оригинальность «Разговора с Анакреоном». Национально-историческое и античное в художественном наследии писателя.
Философская ода в творчестве Ломоносова («Утреннее» и «Вечернее размышление о Божием величестве»). Ломоносовская традиция в русской философской поэзии 18-19 вв.
«Рационалистическая», или сумароковская, школа одического искусства: процесс «опрощения» жанра, пародирование стиля ломоносовской оды, внимание к «анакреонтике», стремление к простоте и ясности содержания, внутренней логичности композиционных и стилевых решений.