Для успешного формирования у младших школьников элементов исследовательских умений учитель должен обладать определёнными средствами, помогающими учащимся овладеть этими умениями. Познавательная деятельность начинается с исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для решения различных практических задач, которые он ставит перед собой.
Большое значение имеют наглядные средства обучения. Применение наглядных средств повышает качество обучения, способствует формированию познавательного интереса к природе и учебному предмету.
· Классификация средств обучения
вербальные | o учебники o учебные пособия для учащихся o рабочие тетради по предмету на печатной основе | Учебник - передает информацию, помогает ученику ее усвоить, способствует формированию практических умений и навыков. Фотографии- передают документальность объекта без искажений Рисунки - помогают формированию правильных и четких представлений. Рисунки-инструкции играют роль руководства к действию. Пользуясь ими, дети выполняют практическую или лабораторную работу: собирают приборы для опыта, модели и т. д. Схемы - передают основные (главные) признаки предмета, процесса. Поэтому они используются для обобщения, выделения главного в изучаемом материале. Карты — это знаковые иллюстрации, которые помогают формированию пространственных представлений у детей. Вопросы и задания учебника - используются для организации наблюдений, опытов, беседы на разных этапах урока, в проверке знаний, для проработки материала дома; применяются для организации работы с текстами и иллюстрациями учебника. |
натуральные | o коллекции o гербарии o живые объекты | Дают возможность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным |
изображения предметов и явлений природы | o плоскостные — таблицы, картины, карты; o объемные — модели, муляжи | Более полно передают свойства реальных природных объектов |
аудиовизуальные | o диапозитивы o кино и видеофильмы o аудиозаписи o компьютерные программы | Экранно-звуковые средства обучения отличаются динамичностью в подаче материала и звуковым оформлением. Вся информация здесь воспринимается не только зрением, но и слухом. Эти средства позволяют показать реальную картину природы в её динамике. Компьютер используется для демонстрации многих процессов и явлений естествознания с помощью графических средств изображений. Компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о закономерностях, существующих в природе. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам. |
вспомогательные | o приборы o лабораторное оборудование o экскурсионное оборудование o технические средства | Лабораторное оборудование необходимо для выполнения опытов на уроках природоведения (набор пробирок, штатив для них, стаканы тонкого стекла, гвоздик или стеклянную пластинку для определения твердости минералов, подставку для демонстрации горения, проволочную асбестированную сетку, лабораторный штатив, воронки, наборы фильтров, колбы, колбы с пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка, демонстрационный столик). Для проведения экскурсий необходимо иметь экскурсионное оборудование (коробки для образцов почв и полезных ископаемых данной местности, совок для выкапывания растений, небольшая (саперная) лопатка с короткой ручкой, сачки воздушные и водные, ведерко, коробки для насекомых, рейка для измерения снежного покрова (для зимней экскурсии)). Технические средства обучения —телевизоры, видеомагнитофоны, DVD и т. д |
При отборе средств обучения к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а также учитывать подготовленность школьников к изучению данного материала. В первую очередь необходимо провести тщательный анализ учебного материала, выделить понятия, которые следует формировать, затем определить средства обучения, учитывая их возможности, которые помогут формированию понятий, место этих средств на уроке, методы и приемы работы с ними.
|
|
|
|