Средства обучения на уроках

Для успешного формирования у младших школьников элементов исследовательских умений учитель должен обладать определёнными средствами, помогающими учащимся овладеть этими умениями. Познавательная деятельность начинается с исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для решения различных практических задач, которые он ставит перед собой.

Большое значение имеют наглядные средства обучения. Применение наглядных средств повышает качество обу­чения, способствует формированию познавательного интереса к природе и учебному предмету.

· Классификация средств обучения

вербальные o учебники o учебные пособия для учащихся o рабочие тетради по предмету на печатной основе Учебник - пере­дает информацию, помогает ученику ее усвоить, способствует формированию практических умений и навыков. Фотографии- передают документальность объекта без искажений Рисунки - помогают формирова­нию правильных и четких представлений. Рисунки-инструкции играют роль руководства к действию. Пользу­ясь ими, дети выполняют практическую или лабораторную работу: собирают приборы для опыта, модели и т. д. Схемы - передают основные (главные) признаки предмета, процес­са. Поэтому они используются для обобщения, выделения главно­го в изучаемом материале. Карты — это знаковые иллюстрации, которые помогают формирова­нию пространственных представлений у детей. Вопросы и задания учебника - используются для организации наблю­дений, опытов, беседы на разных этапах урока, в проверке знаний, для проработки материала дома; при­меняются для организации работы с текстами и иллюстрациями учебника.
натуральные o коллекции o гербарии o живые объекты Дают возмож­ность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным
изображения предметов и явлений природы o плоскостные — таб­лицы, картины, карты; o объемные — модели, муляжи Более полно передают свойства реальных природных объектов
аудиовизуальные o диапозитивы o кино и видеофильмы o аудиозаписи o компьютерные программы Экранно-звуковые средства обучения отличаются динамично­стью в подаче материала и звуковым оформлением. Вся информация здесь воспринимается не только зрением, но и слухом. Эти средства позволяют показать реальную картину природы в её динамике. Компьютер используется для демонстрации многих процессов и явлений естествознания с помощью графичес­ких средств изображений. Компьютер­ные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению при­чинно-следственных связей, формированию знаний о закономерно­стях, существующих в природе. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам.
вспомогательные o приборы o лабораторное оборудование o экскурсионное оборудование o технические средства Лабораторное оборудование необходимо для выполнения опытов на уроках природоведения (на­бор пробирок, штатив для них, стаканы тонкого стекла, гвоздик или стеклянную пластинку для определения твердости минералов, под­ставку для демонстрации горения, проволочную асбестированную сетку, лабораторный штатив, воронки, наборы фильтров, колбы, колбы с пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка, демон­страционный столик). Для проведения экскурсий необходимо иметь экскурсионное обо­рудование (коробки для образцов почв и полезных ископаемых данной местности, совок для выкапывания растений, небольшая (саперная) лопатка с короткой ручкой, сачки воздушные и водные, ведерко, коробки для насекомых, рейка для измерения снежного покрова (для зимней экскурсии)). Технические средства обучения —телевизоры, видеомагнито­фоны, DVD и т. д

При отборе средств обучения к уроку необходимо исхо­дить из темы и целей обучения, а также учитывать подготовленность школьников к изучению данного материала. В первую очередь необ­ходимо провести тщательный анализ учебного материала, выделить понятия, которые следует формировать, затем определить средства обучения, учитывая их возможности, которые помогут формирова­нию понятий, место этих средств на уроке, методы и приемы работы с ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: