- Практическая работа – очистка воды
Ученики делятся на три группы. Каждой группе даются три задания:
1. Объяснить термины: «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог» (термины записаны на карточках, стоят на столе).
2. Составить памятки экологической безопасности (одна группа составляет памятку о воде, вторая — о воздухе, третья — о продуктах).
3. Собрать водяной фильтр (план работы лежит на столе у каждой группы).
План работы «Как очистить грязную воду»:
а) Возьми большую пластиковую бутылку с завинчивающейся пробкой. В крышке проделай отверстие диаметром равным толщине соломки для коктейлей (отверстие в крышке заранее проделывается учителем).
б) Вставь соломку в дырочку так, чтобы снаружи осталось всего четыре сантиметра.
в) Отрежь у бутылки донную часть и переверни горлышком вниз.
г) На дно горловой части положи слой ваты, на него поочередно слой крупных и мелких камешков, затем слой крупного и мелкого песка. Все это накрой вырезанным по диаметру кружком промокательной бумаги.
|
|
Проведи опыт:
- Вылей на промокашку грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью. Видишь, что полилось из соломки? Совершенно чистая вода. Но не пей ее! Она еще не питьевая! Сделанный тобой фильтр не способен очистить ее от химических примесей, а только от механической грязи.
После того, как каждая группа соберет фильтр и проведет очистку воды, начинается проверка того, как дети понимают термины «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог», «Экологический прогноз». От каждой группы выступает по одному ученику, остальные уточняют и добавляют его ответ.
- Практическая работа – влияние моющих средств на экологию
- Что же взять для мытья посуды?
На столе учителя: пробирки с растворами соды, стирального порошка, мыла.
Опыт 1
Сода
Раствор без цвета и запаха. Для природы это хорошо. Добавляем уксусную кислоту к раствору соды. Наблюдаем вскипание: уходит углекислый газ, остается раствор без цвета и запаха. Углекислый газ потом используют зеленые растения. Опускаем индикатор. Раствор щелочной. Следовательно, остаток раствора после мытья посуды желательно слить в кислую почву.
Опыт 2
Мыло
В пробирку с мылом добавляем раствор перманганата калия. Это окислитель. В природе также есть окислители. Что произойдет? Раствор постепенно обесцвечивается. Поэтому в природе мыло
подвержено разложению. Природе не наносится большой вред. Но остается еще осадок грязно-коричневого цвета. Это из-за получившегося окисла марганца. Но и он в природе найдет применение: во-первых, он поглощает вредные примеси в атмосфере — хлор, оксид серы; во-вторых, в почве под действием кислорода он переходит в соединение, способное усваиваться растениями (микроудобрение).
Опыт 3