Примеры. – Расположения простых рассуждений

§ 1. Простые рассуждения из 7 и 8 частей по древнему способу расположения, в строгом смысле, чрезвычайно редки. Каждый ретор для примера сочиняет свое собственное. См.: Ломоносова: § 254–265; Рижского: § 116–119; Никольского: § 73; Толмачева: т. I, с. 191–195 и многие другие.

§ 2. Примером древнего расположения простых рассуждений из
7 частей может служить окончание прекрасного рассуждения Батюшкова „Нечто о морали, основанной на философии и религии“. Вот оно! Предложение: Писатель должен основывать нравственность на вере.

Начало: предложение: „Боже великий! Что такое ум человеческий в полной силе, в совершенном сиянии, исполненный опытности и науки? Что такое все наши познания, опытность и самые правила нравственности без веры, без сего путеводителя и зоркого, и строгого, и снисходительного? Вера и нравственность, на ней основанная, всего нужнее писателю.

Средина: 1) причина: Закаленные в ее светильнике мысли его становятся постояннее, важнее, сильнее; красноречие убедительнее, воображение при свете ее не заблуждается в лабиринте создания; любовь и нежное благоволение к человечеству дадут прелесть его малейшему выражению, и писатель поддержит достоинство человека на высочайшей степени. Какое бы поприще ни протекал со своей музою, он не унизит ее, не оскорбит ее стыдливости и в памяти людей оставит приятные воспоминания, благословения и слезы благодарно-
сти лучшая награда таланту!“;

2) противное [ от свидетельства ]: Неверие само себя разрушает, говорит красноречивый Квинтилиан наших времен [М. Н. Муравьев], который знал всю слабость гордых вольнодумцев, ибо он всю молодость провел в стане неприятельском. Одна вера созидает мораль незыблемую. Священное Писание, продолжает он, есть хранилище всех истин, и разрешает все затруднения. Вера имеет ключ от сего хранилища, замкнутого для коварного любопытства, вера обретает в нем свет спасительный. Неверие приносит в него собственные мраки, которые бывают тем густее, чем они произвольнее. Чтобы быть выше других людей, оно становится на высоты, окруженные пропастями. Оттуда взор его, смутный и блуждающий, смешивает все предметы. Неверие мыслит обладать орлиным оком и ничего не различает;

3) подобие [ превосходное ]: Не случалось ли вам путешествовать при первых лучах денницы путем, проложенным по высоким горам, когда пары, от земли восходящие, простирают со всех сторон туманную завесу, скрывающую горизонт, где изображается множество мечтательных предметов, от смешения света со тьмою происходящих? По мере того, как вы сходите с высоты, сие облако земное редеет, рассеивается; вы проникаете через него и находите на себе малые следы влаги, скоро иссыхающей. Тогда открывается и расширяется пред вами необъемлемый горизонт: вы видите близлежащие горы, жатвы и стада, их покрывающие, селения человеческие и холмы, над ними возвышенные; вся природа вам отдана снова вот эмблема неверия и веры. Сойдите с этих высот неверия, где вы ходите около пропастей неизмеримых, где взор ваш встречает одни призраки; сойдите, говорю вам, призванные и поддержанные смиренной верою, идите прямо к сим облакам обманчивым, восходящим от земли (они скрывают от вас истину и являют одни обманчивые образы); сойдите и пройдите сквозь сию ничтожную преграду паров и призраков; она уступит вам без сопротивления, она исчезнет – и ваши взоры обретут необъемлемую перспективу истин, все утешения сего земного жилища и гор лазурь небесную;

4) пример [ разительный ]: Но для нас исчезли все признаки мудрости человеческой. К счастию нашему, мы живем в такие времена, в которые невозможно колебаться человеку мыслящему: стоит только взглянуть на происшествия мира и потом углубиться в собственное сердце, чтобы твердо убедиться во всех истинах Веры. Весь запас остроумия, все доводы ума, логики и учености книжной истощены перед нами; мы видели зло, созданное надменными мудрецами добра не видали. Счастливые обитатели обширнейшего края, мы не участвовали в заблуждениях племен просвещенных, мы издали взирали на громы и молнии неверия, раздробляющие и трон царя, и алтарь истинного
Бога; мы взирали с ужасом на плоды нечестивого вольнодумства, на вольность, водрузившую свое знамя посреди окровавленных трупов, на человечество, униженное и оскорбленное в священнейших правах своих; с ужасом и горестию мы взирали на успехи нечестивых легионов, на Москву, дымящуюся в развалинах своих, но мы не теряли надежды на Бога, и фимиам усердия курился не тщетно в кадильнице Веры, и слезы, и моления не тщетно проливалися перед Небом мы восторжествовали. Оборот единственный, беспримерный в летописях мира! Легионы непобедимых затрепетали в свою очередь. Копье и сабля, окропленные святою водою на берегах тихого Дона, засверкали в обители нечестия, в виду храмов рассудка, братства и вольности, безбожием сооруженных и знамя Москвы, Веры и чести водружено на месте величайшего преступления против Бога и человечества;

5) свидетельство [ помещено в противном, а здесь вместо его предложен другой пример ]. Должно ли приводить на память последние чудеса, новые покушения злобы и неверия и сияющее торжество невинности, человеколюбия и религии? Сколько уроков уму! Сердце в них нужды не имеет.

Конец: заключение: С зарею наступающего мира, которого мы видим сладостное мерцание на горизонте политическом, просвещение сделает новые шаги в Отечестве нашем: снова процветут промышленность, искусства и науки, и все сладостные надежды сбудутся; у нас, может быть, родятся философы, политики и моралисты, и, подобно светильникам Эдимбургским, долгом поставят основать учение на истинах Евангелия, кротких, постоянных и незыблемых, достойных великого народа, населяющего страну необозримую, достойных великого человека, им управляющего!“ [ Вот истинное красноречие, язык сердца! Какая правильность расположения! Какие чувства и мысли! Они должны быть начертаны в сердце каждого ученика красноречия. ]

§ 3. По новому способу расположения есть множество примеров простых рассуждений как у ораторов, так и писателей. Таково начало рассуждения Карамзина „О любви к Отечеству и народной гордости“. Оно состоит из 7 частей, и многие части повторяются. – Предложение: Любовь к Родине физическая есть общая.

Начало: предложение: Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества.

Средина: 1) 1-я причина: В свете нет ничего милее жизни, она есть первое счастие, а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть;

2) пример [ 1-й пример доказывает причину ]: Так нежные друзья освящают в памяти первый день любви и дружбы своей. [ 2-й пример доказывает предложение. ] Лапландец, рожденный почти во гробе природы, несмотря на то, любит хладный мрак земли своей. Переселите его в счастливую Италию – он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведет таких сладких чувств в его душе как день сумрачный, как свист бури, как падение снега – они напоминают ему Отечество;

3) 2-я причина: Самое расположение нерв, образованных в человеке по климату, привязывает нас к Родине;

4) пример [ ко второй причине ]: Недаром медики советуют иногда больным лечиться ее воздухом; недаром житель Гельвеции, удаленный от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию, а возвратясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает;

5) подобие: Всякое растение имеет более силы в своем климате – закон природы и для человека не изменяется.

Конец: заключение: [ от уступления ] Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды Отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней – некоторые земли, обогащенные природою, могут быть тем милее своим жителям. Говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к Отечеству, ибо она не была бы тогда общею.

Сие заключение служит только переходом к следующему рассуждению, также простому, которое состоит из 5 частей и доказывает другое подобное предложение: Любовь к Отечеству моральная есть также общая.

Начало: предложение и причина: С кем мы росли и живем, к тем привыкаем: (ибо) душа их сообразуется с нашею, делается некоторым ее зеркалом, служит предметом или средством наших моральных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная любовь к Отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее, ибо время утверждает привычку.

Средина: 1) пример: Надобно видеть двух иноземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями Отечества! Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше
разумеют друг друга, нежели прочих;

2) причина [ объясняющая пример ]: Ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство, и жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдаленных колец или звеньев;

3) свидетельство: „На берегах прекраснейшего в мире озера, служащего зеркалом богатой натуре, случилось мне встретить голландского патриота,
который по ненависти к Штатгальтеру и оранистам, выехал из Отечества и поселился в Швейцарии между Hiona и Роля. У него был прекрасный домик, физический кабинет, библиотека; сидя под окном, он видел перед собою великолепнейшую картину природы. Ходя мимо домика, я завидовал хозяину, не знав его; познакомился с ним в Женеве и сказал ему о том. Ответ голландского флегматика удивил меня своею живостию: „Никто не может быть счастлив вне своего Отечества, где сердце его выучилось разуметь людей и образовало свои любимые привычки. Никаким народом нельзя заменить сограждан. Я живу не с теми, с кем жил 40 лет, и живу не так, как жил 40 лет – трудно приучить себя к новостям, и мне скучно“.

Конец: заключение [ от противного ]: Но физическая и моральная любовь к Отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества, и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения и потому не все люди имеют его.

Сие заключение служит также переходом к новым рассуждениям. – И таким образом составляется ораторская речь, о которой подробнее увидим в „Частной реторике“.

§ 4. Вот несколько предложений с расположениями для практики: [I] По древнему способу – рассуждение из 7-ми частей. Начало: предложение: Мщение есть страсть низкая и вредная. Средина:
1) причина: ибо делать зло ближнему значит унижать достоинство человека ко вреду собственному; 2) противное: Напротив, прощать обиды есть подвиг души, прекрасной и великой; 3) подобие: Так пчела, отмcтив обиду, сама лишается жизни; 4) пример: Часто друг, мстя другу за легкую обиду, лишается жизни или подвергается строгости законов; 5) свидетельство: Слова Озерова: „Дух кроткий их (обиды) простит, великий – забывает“. Конец: заключение: Итак, удаляйте от сердца страсть мщения.

§ 5. Расположение из 8-ми частей. Начало состоит в двух частях: 1) предложение: Виант, выходя из разоренного Отечества своего, города Приэнны, сказал: „Я все свое несу с собою“; 2) похвала сему философу, одному из семи мудрецов. Средина: 1) причина: ибо истинное сокровище в добродетели и знаниях, которые неразлучны с человеком; 2) противное: Дары фортуны тленны и подвержены неудобствам; 3) подобие: Мудрый подобен драгоценному камню в коре, который, хотя и презрен невеждами, но через то не лишается цены своей; 4) пример: Поэт Симонид, возвращаясь в Отечество, на остров Хиос, подвергается кораблекрушению и лишается всего, но в первом городе Кламезонах вельможа, любивший его сочинения, принимает его и осыпает дарами; 5) свидетельство: Катон Цензор говаривал сыну: Учись добродетели и искусствам, ибо фортуна изменяет, а наука остается с нами. Конец: заключение: Итак, добродетель и знания – надежные и полезные богатства.

§ 6. [II] По новому способу – расположение рассуждения из 5-ти частей. Начало: предложение: Воспоминание служит залогом счастия или несчастия людей. Средина: пример: Дионисий-тиран ничем лучше не мог отмстить врагу своему Диону, как воспитав сына его праздным и развратным. Конец: заключение: Итак, воспоминание должно быть предметом важнейших попечений.

§ 7. Расположение рассуждения из 4-х частей. Начало: предложение: Писатель должен быть добр и чувствителен душею. Средина: 1) причина: ибо доброта и чувствительность соделают творение его любезным; 2) противное: Напротив, злые и грубые чувства писателя, как бы ни скрывал их, откроются против его воли в творении и оно будет всем противно. Конец: заключение: Итак, кто хочет быть писателем, пусть украсит душу и сердце добродетелью.

§ 8. Расположение рассуждения из 5-ти частей. Начало: предложение: Наука дает человеку какое-то благородство во всяком состоянии. Средина: 1) причина: ибо она, образуя ум, имеет сильное влияние на образ мыслей и поступков; 2) причина к причине: А образованный ум не может колебаться в выборе между низким и благородным; 3) пример: Философ Езоп, будучи рабом, пользовался уважением больше своего господина. Конец: заключение: Итак, учение есть истинный путь к благородству.

§ 9. Расположение рассуждения из 6 частей. Начало: предложение: Нужно умерять страсти. Средина: 1) причина: ибо следствия пылких страстей пагубны; 2) подобие: Человек – корабль в море, страсти – ветры; умеренные направляют к желанной цели – бури разбивают корабль; 3) пример 1: Страсть к завоеваниям губит честолюбцев – Наполеон; 4) пример 2: Страсть к наслаждениям убивает душу и тело – Сарданапал. Конец: заключение [ от противного ]: Напротив, тихие и умеренные движения сердца благодетельны для человека.

§ 10. Еще несколько предложений для практики: Низкие страсти потушают дарование, ибо пламень его есть пламень добродетели. – Хорошо писать значит хорошо чувствовать и мыслить, ибо слог есть только одежда чувствований и мысли. – Любовь к прекрасному есть ангел-хранитель от разврата, ибо она отвергает все низкое, грубое, презренное и пр.

XXII.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: