Расположение рассуждений искусственных

§ 1. Искусственное рассуждение (chria inversa[40]) никогда не начинается предложением, но мыслями, почерпнутыми из предложения: или доказывающими (причиной), или объясняющими и доказывающими вместе (распространением).

§ 2. Посему искусственное рассуждение бывает двух родов: одно называется рассуждением первого рода – через предыдущее и последующее (per antecedens et consequens). В нем предшествует причина, а заключает предложение.

§ 3. Другое называется рассуждением второго рода – через положение и приложение (per thesin et hypothesin). Оно начинается распространением, то есть подобием, противным, примером или свидетельством и переходит к предложению, которым заключается рассуждение.

§ 4. Через предыдущее и последующее искусственное рассуждение заключает в себе от 3-х до 5-ти частей. Начало: 1) приступ. Средина: 2) предыдущее, 3) связь, 4) последующее. Конец: 5) заключение. Иногда бывает без приступа и заключения в трех частях.

§ 5. Приступ содержит общую мысль (род или целое), к которой относится или предыдущее, или последующее. Предыдущее показывает причину действующую, ибо она всегда предшествует действию. Связь есть искусный переход от предыдущего к последующему
(новая причина, новое доказательство). Последующее есть самое предложение. Заключение – общая мысль, относящаяся или к предыдущему, или к последующему, или к обоим вместе.

§ 6. Таким образом, по большей части, распространяются разные предложения ораторских речей и пишутся некоторые письма, краткие речи, мнения и пр. Иногда бывают многие предыдущие, многие причины, доказательства.

§ 7. Через положение и приложение искусственные рассуждения бывают в 3-х и 5-ти частях. Начало: 1) приступ. Средина: 2) положение, 3) связь, 4) приложение. Конец: 5) заключение. – Может быть: 1) положение, 2) связь и 3) приложение.

§ 8. Положением называют прекрасное подобие, сильное противное, разительный пример или ясное, убедительное свидетельство. Связь есть переход от положения к приложению. Приложение есть самое предложение. В приступе и заключении содержатся мысли, общие с предложением.

Сим способом располагают краткие речи, приветственные, благодарственные и пр., распространяют части ораторских речей и даже пишут иногда
письма.

§ 9. Итак, мы видим, что в искусственных рассуждениях части
те же, что и в простых, но расположение их совсем иное, и средство убеждения искусственнее, хитрее, нежели в простых рассуждениях.

§ 10. В простом рассуждении предлагается прямо истина и постепенно доказывается, объясняется... В искусственном сперва привлекают читателя приступом; потом предлагают предыдущее, или положение, как истины общие, неотразимые; далее посредством искусной связи приводят нечувствительно к последующему или приложению, то есть, к своей истине, которой не может не признать он, если согласится на предыдущее, или на положение.

XXIII.

Примеры и расположения
искусственных рассуждений

§ 1. Примеры искусственных рассуждений везде встречаются у ораторов, письмописателей и писателей. Так, Карамзин в Похвальном слове Екатерине через предыдущее и последующее прекрасно доказывает, что Россия заключила с Портою самый блестящий мир,ибо взяла Крым и принудила визиря подписать все условия.

§ 2. Начало содержит общую мысль, равно относящуюся к предыдущему и последующему. Вот оно:

Начало: приступ: Следующее лето также осенило нас лаврами. Что начал Иоанн Грозный, то довершила Екатерина Великая.

Средина: предыдущее: Эти славные глубокие окопы, которые от Черного моря простираются до Азовского, не могли остановить торжественного шествия ее воинов, и Крым, последнее убежище варваров, пал к стопам Российского Гения. Берега Дуная не преставали обагряться кровию неверных и Константинополь трепетал, внимая близким громам нашего флота. Мустафа смирился, и Румянцев опустил меч свой [ величественная картина ], но еще не пришел конец бедствиям оттоманов;

связь: Мирные переговоры не имели счастливого успеха и полководец Екатерины украсил ее корону новыми лаврами: разил, истреблял, расчистил себе путь к Адрианополю, отрезал, окружил визиря и геройскою рукою своею подписал славный для России мирный трактат, который открыл нам моря Турецкие и Дарданеллы, даровал независимость Крыму, обогатил государственную казну миллионами, утвердил за Россиею Азов и Таганрог;

последующее: Никогда еще Отечество наше не заключало толь блестящего мира с Портою Оттоманскою.

Конец: заключение: Беспримерные подвиги сей войны украсили книгу дворянства тремя именами славы: Рим имел Сципионов Африканских, Азиатских – Екатерина воскресила сию награду, достойную ее величия, и Россия имеет своего Задунайского, Чесменского, Крымского. [ Какая верность в расположении! Какая ясность, живость и благородство в ораторском слоге! ]

§ 3. Через положение и приложение искусственные рассуждения встречаются еще чаще как в больших речах, так и кратких. Вот прекрасный пример из превосходного рассуждения „О нравственных причинах неимоверных успехов наших в войне с французами 1812 года“ Филарета, где знаменитый оратор через положение и приложение доказывает, что Россия восторжествовала. Положение от противного с возражением: „Наполеон думал усмирить Россию“ и опровержением „Но сам бежал и погубил войско“.

Начало: приступ: Если взаимно сообразить нетерпеливое стремление Наполеона в Москву и его упорное в ней медление, вопреки самим страстям его, то могут открыться мысли, которые он имел, вошед в столицу.

Средина: положение [ от противного возражения ]: „Теперь, – думал
он, – я наступил на сердце России. Кто принудит меня обратить вспять мою ногу? Быв отнюдь не так силен, как ныне, я вступил в Вену и раздавил Германию. Москва, по крайней мере, должна вместе с собою смирить предо мной Россию“. [ Вторая часть противного – опровержение ]: Вообразим же, что в сию самую минуту, когда гордость и удача вдыхали утеснителю Европы толь высокомерную надежду, явилась бы истина и произнесла бы над ним свой суд: ты не наступил на сердце России, но, преткнувшись, оперся на грудь ее и вскоре будешь отражен и низвержен [ вот движение ораторское! ]. Россия не будет унижена, а вознесется в славе, доселе невиденной. Война, расположенная по чертежу коварства и злобы, достигла своего предела: начинается брань Господня. Ты расхитил преданную в руки твои судьбою столицу, но и будешь стрегом в ней как уловленный хищник в темнице, а сие возбудит рабов твоей великой темницы к покушению сокрушить свои оковы. Поражаемый отвсюду, ты прибегнешь к обыкновенному твоему оружию лживого языка, но принужден будешь дать твоей империи повеление, чтобы она тебе верила, то есть признаться пред целым светом, что твоя империя тебе не верит [ разительный оборот мысли. Род иронии: диасирм – см. тропы ]. Ты побежишь как тать из той земли, в которую вторгся, как разбойник, и в столь же краткое время, как ты пришел сюда, тебя увидят в заточении собственного твоего дома, твои татьбины – в руках законных владетелей, твою великую армию – в плену, в снегах и холмах могильных [ Вот сила и разительность ораторского слога! ];

связь: Кто мог бы отличить тогда сии верные прорицания от суетных прещений? Кто узнал бы голос истины?;

приложение: Но, наконец, истина оправдана от сынов своих, и судьба России от глубокого мрака изведена – как полдень – путями Провидения“.

Конец: заключение: „Да возвестится истина! Да благословится Провидение!“ [ Сие положение и приложение так благоразумно соображены, так сильно сказаны и так решительно оправданы событием, что нельзя не дивиться великому искусству оратора. ]

§ 4. Примером краткой речи посредством положения и приложения может служить прекрасное Приветствие Екатерине II на прибытие ее в Мстиславль Георгия Конисского. Предложение: Все спешим видеть шествие Твое. Положения от подобия: Ты исходишь как солнце, от края до края небес. (Важность богослужебного языка возвышает красоту нежных чувствований оратора.)

Начало: приступ: Пресветлейшая императрица! Оставим астрономам доказывать, что земля вкруг солнца обращается, наше солнце вкруг нас ходит, и ходит для того, да мы в благополучии почиваем.

Средина: положение от подобия: Исходиши, милосердная монархиня, как жених от чертога своего; [ сравнение солнца ] радуешися, яко исполин тещи путь. [ С радостию протекаешь путь. ] От края моря Балтийского до края Эвксинского шествие твое;

связь: Да тако ни один из подданных твоих [не] укроется благодетельныя теплоты Твоея. [ Сие подобие и связь напоминают 18 псалмов Давида, и сливаются с воспоминанием молитвы, благоговения и приятнейших чувств и благодарности. ];

приложение: „ Хотя мы и покоимся твоим беспокойствием, и не негорькими хождениями твоими сидим сладко, всяк под виноградом своим, и под смоковницею своею, яко же Израиль во дни Соломона [ прекрасное напоминание ], однако солнечнику цвету подобясь, туда и очи и сердца наши обращаем, амо же [ куда ] течение твое. [ Прелестное подобие, замеченное в натуре: подсолнечник всегда обращается к солнцу как магнит к северу. ]

Конец: заключение с прекрасным желанием: Тецы убо, о солнце наше, спешно! тецы исполинскими стопами, во всех твоих благонамерениях: [ желание ] к Западу только жизни твоея не спеши в сем бо случае, яко же Иисус
Навин, и руки и сердца наши простирая к Небу, возопием: стой, солнце! и не движись, дондеже [доколе] вся великим твоим намерениям противная торжественно победиши. [ Единственное оригинальное применение примера. ]

§ 5. Вот несколько расположений для практики! Расположение письма через предыдущее и последующее к почтенной особе об исходатайствовании милости достойному человеку. Предложение: Окажите благодеяние г-ну N.N. Причина: ибо делать добро для чувствительного сердца есть наслаждение.

Приступ: Не смел бы я утруждать вас просьбою, если б N.N. не был достоин благодеяния и если б мне не было известно чувствительное сердце ваше. Предыдущее: Но как для чувствительных сердец делать добро достойному, значит возвышать цену благотворения. Последующее: то окажите благодеяние г-ну N.N. Заключение: Сим великодушным подвигом вы бесконечно обяжете N.N. и вашего и пр.

§ 6. Расположение письма через предыдущее и последующее к государственной особе об определении к должности молодого человека, кончившего курс учения. Предложение: Прошу определить меня к должности. Причина: ибо, кончив курс учения, желаю служить под вашим начальством.

Приступ: Простите, если осмеливаюсь утруждать Ваше Сиятельство, или Превосходительство, среди бесчисленных занятий Ваших. Предыдущее: Кончив курс учения [там-то], желаю служить Отечеству. Связь: Но как я особенно занимался науками, [ разумеется, приличными той части, которая вверена управлению государственной особы ] и желаю служить под высоким начальством Вашего Сиятельства, или Превосходительства. Последующее: то прошу определить меня к [ такому-то ] месту. Заключение: Сия милость обяжет меня беспредельною благодарностию, которая ни с чем не сравнится, кроме высокопочитания и преданности, с коими честь имею быть и пр.

§ 7. Расположение краткой приветственной речи [ через положение и приложение ], пред началом испытаний. Предложение: Просим снисхождения к успехам нашим. Положение от подобия: Жатва обильная веселит взоры – скудная наполняет душу унынием.

Приступ: Совершив круг годичных занятий, мы должны дать отчет в успехах. Положение: Приятно видеть жатву, красующуюся обилием, но горестно встречать бесплодные нивы. Связь: Вы притекли видеть жатву трудов наших,
и – горе нам! – если жатва сия не соответствует ни ревности сеятелей, ни вашему ожиданию, ни благотворным влияниям свыше. Приложение: Но вы великодушны и мы просим снисхождения к слабым успехам. Заключение: Укрепясь в силах, мы соделаемся достойными вашего внимания.

§ 8. Расположение краткой благодарственной речи (через предыдущее и последующее) после торжественных испытаний при выходе из училища. Предложение: Покажем благодарность нашу на деле. Причина: ибо великость ваших благодеяний и нашей благодарности не могут быть выражены словами.

Приступ: Ныне оставляем место воспитания, мирных трудов, забав и пр. Предыдущее: Чувствуем сколь велики благодеяния наставников, попечителей
и пр. и не можем выразить словами. Связь: Но если б и могли, то не того они желают от нас. Последующее: Они желают, чтоб мы оправдали наставления их на деле: благоговением к Богу, преданностию к монарху и пр. Заключение: Дадим обет исполнять их наставления во всю жизнь для блага и славы Отечества.

§ 9. Расположение краткой защитительной речи (см. Ист. Гос. Рос., изд. 1817, т. VI, с. 47 и предыд.). Феофил на амвоне смиренно преклонил выю пред Иоанном и молил его умилосердиться над знатными новгородскими пленниками, которые еще сидели в московских темницах.

Приступ речи Феофила: Первое слово мое да будет во спасение страждущим. Предыдущее: Новгород смирился пред тобою и помилован – уже ли не умилосердишься над пленными? Связь: Миловать есть дело Божие и монаршее. Последующее: Возврати им свободу. Заключение: Да благословит Новгород грозного и милующего монарха.

§ 10. Расположение краткой политической речи. Когда шведы свирепствовали в Новегороде, а поляки заняли Москву, тогда нижегородский гражданин Косьма Минин приносит все имение в жертву Отечеству и говорит:

Приступ: Сограждане! Отечество гибнет! Предыдущее: Свирепость врагов неимоверна, они заняли первопрестольный град. Связь: Если падет Москва, падет вера и Отечество, падем и мы. Последующее: Пожертвуем всем, заложим жен и чад и искупим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Заключение: Сограждане! решите, что ожидает нас: рабство или свобода. [Тут граждане приносят имение, вооружаются, идут к столице и Пожарский освобождает Москву.]

Еще несколько предметов для практики: представим,что Кутузов Смоленский перед Бородинскою битвою говорит воинам [ речь военная ]; или уполномоченный Персидский убеждает вождя нашего, графа Эриванского к миру в 1827 году [ речь политическая ]; или посол алжирский превозносит могущество Султана [ речь похвальная ]и пр.

XXIV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: