Итак, автомобили и парки могут работать в различных условиях эксплуатации, которые влияют на показатели надежности и нормативы. Всю цепочку этого влияния от режимов работы автомобиля и агрегатов до показателей надежности и нормативов ТЭА, к сожалению, пока не удается описать чисто аналитически. Для этого используют статистические данные, результаты наблюдений, корреляционно-регрессионные зависимости, обобщают имеющийся опыт.
Очевидно, автомобили, работающие в более тяжелых условиях эксплуатации, потребуют для обеспечения работоспособности больших трудовых и материальных ресурсов, а затраты на ТО и ремонт автомобилей и себестоимость перевозок будут объективно выше. Это необходимо учитывать при планировании и нормировании процессов технической эксплуатации.
Учет условий эксплуатации осуществляется на основе закономерностей ТЭА девятого вида и достигается классификацией этих условий, идентификацией фактических условий эксплуатации конкретных групп автомобилей и корректированием нормативов ТО и ремонта.
|
|
Практически эти задачи решаются следующим образом.
1. Выявляются факторы, которые могут быть отнесены к объективным и
местным, или субъективным.
Например, параметр потока отказов и неисправностей грузовых автомобилей большой грузоподъемности зависит от транспортных и дорожных условий следующим образом:
В данном примере уровень влияния объективных условий, действующих на все автомобили, составляет 66-73%, а субъективных по отношению к конкретному автомобилю условий - 27-34%.
2. Объективные факторы систематизируются и группируются по степени и
механизму влияния на надежность автомобилей и, как следствие, - на затраты по
обеспечению их работоспособности.
На автомобильном транспорте России принято учитывать следующие объективно действующие факторы:
а. Условия эксплуатации, характеризуемые дорожным покрытием Д, рельефом
местности Р, условиями движения У (табл. 8.5).
Дорожные покрытия:
Д] - усовершенствованные капитальные (цементобетонные монолитные, железобетонные или армированные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на битумном основании);
Д2 - усовершенствованные облегченные (из щебня, гравия и песка, обработанные вяжущими материалами, из холодного асфальтобетона);
Дз - переходные (щебенчатые и гравийные);
Д4 - переходные (из грунтов и местных каменных материалов, обработанных вяжущими материалами, мостовые из булыжника, зимники);
Д5 - низкие (грунт, укрепленный или улучшенный добавками, лежневое и бревенчатое покрытие);
Д6 - естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
|
|
Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
Pi - равниный (до 200 м);
Р2 - слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);
Р3 - холмистый (свыше 300 до 1000 м);
Р4 - гористый (свыше 1000 до 2000 м);
Р5 - горный (свыше 2000 м).
Условия движения: У| - за пределами городской зоны (более 50 км от города); У2 - в малых городах (до 100 тыс. жителей); У3 - в больших городах (более 100 тыс. жителей).
б. Тип (легковые, грузовые, автобусы), модификация и класс автомобиля
(легковые - по рабочему объему двигателя, грузовые - по грузоподъемности,
автобусы - по длине).
в. Природно-климатические условия в соответствии с их районированием
(табл. 8.6) и выделением районов с высокой агрессивностью среды.