Налоги - обязательные, безвозмездные, не возвращаемые сборы, взимаемые правительством для целей государственной политики; основной инструмент регулирования экономики доходов государства.
Налоги бывают прямыми (из дохода-на прибыль, недвиж-ть) и косвенными (залож. в цену- НДС, акцизы, тамож. пошлины).
Сейчас 7 налогов: на прибыль (18 %), НДС (20 %), на недвиж-ть (1% от остаточ. стоим-ти), земельный (от земельного кадастра – опись земли по кач-ву), экологич, подоходный (12 % от з/п), ФСЗН.
Группы налогов: 1) по способу взимания: прямые (подоходный налог, на прибыль, имущественный налог с наследства), косвенные (входят в цену товаров, таможенные пошлины). 2) в зависимости от характера налоговой ставки: пропорциональные - независимо от размера дохода, оборота или стоимости имущества; прогрессивные (уровень налоговых ставок растет по мере роста дохода); регрессивные (падают по мере роста дохода); твердые (фиксированные суммы выплат на единицу объекта, не зависит от его стоимости (игорный бизнес)); 3) в зависимости от органов власт и, в распоряжение которых поступают те или иные налоги: а) республиканские (устанавливаются законодательством. В РБ: налог на добавочную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, подоходный налог, экологический (использование природных ресурсов), на имущество, земельный налог, таможенные пошлины) б) местные (муниципальные) – устанавливаются местными актами (условные сборы – транспорт, за поддержание чистоты).
Функции налогов: 1. фискальная(явл. основной) (связана с необходимостью пополнения гос.бюджета – формирование гос фонда).
2. регулирующая (изменяя величину налоговых ставок и других параметров налогообложения правительство может целенаправленно влиять на экономическую и политическую ситуацию, регулируя те или иные процессы); 3) социальная (поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними); 4) стимулирующая.
Налогообложение – определенная совок-ть экон-х и орган-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юр и физ лиц в пользу гос-ва и местных органов власти.
Принципы налогообложения: 1) обязательность - принудительность и неизбежность изъятия налогов для финансового обеспечения гос-ва и местных органов власти; 2) равномерность и справедливость по отнош. ко всем налогоплательщикам; 3) всеобщность - охват всех субъектов, располагающих доходами; 4) административная простота — допустимость для понимания вместе с умеренностью административных издержек по управлению налогами; 5) гибкость — способность оперативно реагировать на изменения социально-экономических условий; 6) стабильность — устойчивость во времени; 7) эффективность — стремление к эффективному распределению ресурсов, установление необлагаемого минимума доходов и др.
Совок-ть налогов, принципов и методов их построения и взимания образуют налоговую систему гос-ва. Элементы налоговой системы: субъект налогов, носитель, объект, источник, налоговая база, налоговый оклад, единица обложения, налоговый период, налоговые льготы, налоговая ставка, кадастр, порядок исчисления, сроки уплаты.
Графическое отображение м/у доходами гос.бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера: при увеличении ставок налогов поступления от данного вида платежа в бюджет растут, но до определенного предела, после которого при увеличении ставок поступления в бюджет сокращаются. В данной ситуации плательщик либо прекращает свою деятельность, либо уводит ее «в тень». Оптимально от 33 до 50%.
Налоговое законодательство РБ предст. собой систему нормативных правовых актов, принятых в соответствии с Конституцией РБ.
В систему налоговых органов Беларуси входят Мин-во по налогам и сборам и 157 инспекций: 7 областных и Минска и 150 районных, городских и районных в городах.
В рейтинге стран с позиций регулирования предпринимательской деяте-ти, подготовленном Междунар. финансовой корпорацией и Всемирным банком в 2012 г., Беларусь находится на 69-м месте среди 183 стран. Очевидный прогресс связан с налогообложением. По этому показателю наша страна долгое время находилась на последнем месте, а сейчас поднялась до 156-го. Следует заметить, что удельный вес прямых налогов и сборов в ВВП Беларуси составляет около 8 % в их структуре большую часть занимают налоги на прибыль и доходы и подоходный налог. В течение последнего пятилетия в РБ проводилась работа по совершенствованию налогового законодат-ва и снижению налоговой нагрузки на экономику страны.
В разрезе министерств и органов управления основной вклад формирования налоговых поступлений традиционно обеспечивают 6 ведомств: концерн Белнефтехим, Мини-во энергетики, промышленности, архитектуры и строительства, связи, концерн Белгоспищепром.
25. Госбюджет, его функции и структура. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит, государственный долг. Бюджет РБ.
Гос бюджет – централизов-ый фонд ден ресурсов, кот-ым располагает правит-во страны для сод-ия гос аппарата, вооруж сил, а также для выполнения необх соц-экономич ф-ций; финн план гос-ва, в кот указаны величины ожидаемых доходов и предполагаемых расходов на год.
Основные принципы построения государственного бюджета: полнота; единство; реальность; гласность.
Функции бюджета (в соотв-и с позициями эк. теории):
• аллокационная — формир-ие гос доходов и расходов, пр-во в эк-ке общественных благ, решение проблемы внешних эффектов;
• перераспределительная — перераспределение ВВП:
- образование доходов бюджета;
- использование бюджетных средств (расходы бюджета);
• стабилизационная — обеспечение стабильных условий развития всем хоз-им субъектам и гражданам.
Традиционный экономич анализ выделяет след функции бюджета:
• перераспред нац дохода, в т.ч. для финансир-ия соц политики;
• контроль за фин-ым сост-ем экономики ч/з движение фин рес-в;
• регул-ие и стимулир-ие эк-ки и научно-технического прогресса.
В бюджете находит отражение структура расходов и доходов гос-ва.
Расходы — затраты по след направлениям: соц услуги (здравоохранение, образование, соц пособия, субсидии бюджетам местных властей) — 40—50 %; хоз нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии с/х, расходы на осущ-ие гос программ) — 10—20 %; вооружение и мат обеспечение внешней политики, включ сод-ие дипломатич служб и займы иностранным гос-вам) — 10—20 %; администрирование и управление (содержание правит органов, органов юстиции и пр.) — 5—10 %; обслуживание и выплата платежей по гос долгу – до7-8%
Доходы, источниками формирования являются: налоги (в т ч акцизные сборы и таможенные пошлины) — 75—85 %; неналоговые поступления (доходы от гос собственности, гос сектора в экономике, гос торговли) — 5—8 %; взносы в гос фонды соц страхования, пенсионный и страхования от безработицы — 10—12 %.
Гос расходы выполняют ф-ции регулирования соц-экономич процессов. Они носят целевой и, как правило, безвозвратный хар-р. Безвозвратное предоставление гос средств из бюджета на целевое развитие назыв-ся бюджетным финансированием.
Принципы, на которых основывается бюджетная система РБ: единство; полнота отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированность; гласность; самостоятельность; эффективность использования бюджетных средств; общее покрытие расходов бюджетов; достоверность.
Закон о республик бюджете на очередной фин год, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной фин год должны вступать в силу 1. 01. очередного фин года. Бюджет РБ имеет соц направленность (более 60 % расходов напр-ся на реализацию целей соц политики), в его доходной части доминируют налоговые поступления, в общей сумме кот преобладают косвенные налоги (НДС – 73 %, акцизы – 19 %). Дефицит респ бюджета в 2013 г сост 0,4 % ВВП, но весь сектор гос управления завершил работу с профицитом (респ бюджет+местн бюджеты+средства ФСЗН). В 2014 г запланирован бездифицитный респ бюджет.
Бюджетный дефицит — сумма, на кот в данный период расходы бюджета превосходят его доходы, т.е. это разница между гос расходами и доходами. В гос-вах с нормально функционирующей рыночной эк-кой является допустимым бюджетный дефицит в пределах 3 % ВВП.
Структурный дефицит – наблюд. при естественном ур-не безработицы. Реальный дефицит может оказаться выше структурного, напр., на фоне спада произв-ва.
Циклический дефицит – разность м/у реальным и структурным дефицитом.
Способы финансирования бюджетного дефицита:
- увеличение налогов — поднятие налоговых ставок или введение новых налогов приводит к росту гос доходов, но данная мера негативно влияет на деловую активность, ведет к сокращению объема выпуска продукции и оказания услуг, поэтому исп-ся крайне редко;
- денежное финансирование — имеется в виду не прямая эмиссия денег, а монетизация дефицита. Монетизация — увелич кол-ва денег в обращении, в т ч за счет банковского финансирования. К ней прибегают в исключительных случаях, поскольку это чисто инфляционный способ.
- долговое финансирование посредством выпуска и продажи государственных ценных бумаг.
Бюджетный профицит — сумма, на которую доходы бюджета превышают его расходы.
Государственный долг — сумма задолженности страны своим или иностранным юр и физ лицам. Таково неизбежное порождение дефицита бюджета, связанного со спадом пр-ва, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, увелич затрат по финан-ию военно-промышленного комплекса, расшир-ем объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.
Различают внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний долг — величина задолженности своим гражданам и предприятиям, измеряемая суммой выпущенных и непогашенных долговых обязательств.
Внешний долг — задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг: с одной стороны, он связывает гос-во рядом целевых обязательств, которые могут носить и политический характер, а с другой — по нему приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие %.
Валовой внеш долг на 1.04.14 сост более 3,9 млрд $, внеш гос долг по данным минфина 12,1 млрд $ или 16,9 % от ВВП и 25 max. Внутр гос долг сост 5,4 % от ВВП, а max 20%. Совок внеш гос долг 156,6 трлн бел р.
Если величина государственного долга превышает размеры ВВП более чем на 60 %, то слишком большие ресурсы направляются на его обслуживание и это негативно сказыв на развитии эк-ки.
26 Совокупный спрос и совокупное предложение. Общее макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.
Общее, суммарное количество продукции, кот мб куплено при данном уровне цен и при прочих равных условиях, составляет совокупный спрос. Он является более сложной категорией, чем рыночный спрос, и в масштабах общества складывается из четырех основных компонентов: потребительского спроса на товары и услуги;инвестиционного спроса фирм;государственных закупок, чистого экспорта, составляющего разницу между экспортом и импортом. Чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели, и наоборот. Таким образом, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость, которая графически может быть представлена посредством кривой совокупного спроса AD.Кривая AD пок-ет кол-во тов-в и услуг, кот. будет куплено всеми эконом. субъектами при каждом возможном ур-не цен. Отриц-ый наклон кривой – эффект %-ной ставки: ур-нь цен влияет на объем произв-ва через %-ную ставку; эффект богатства: при повыш-и ур-ня цен реальное богатство уменьшается, что приводит к уменьшению потребит-го спроса; эф-т импортных покупок: повыш-е цен заставляет пок-ля выбирать м/у подорожавшими отеч. тов-ми и импортными, цены на кот. не изменились.
• К неценовым факторам совокупного спроса относят изменение в расходах: а)потребительских (благосостояние потребителей;ожидания потребителей;задолженность потребителей;изменение налогов) б) инвестиционных (процентные ставки;ожидаемая прибыль от инвестиций;налоги с предприятий;используемые технологии;избыточные мощности), в) государственных (рост государственных заказов на закупку товаров и услуг при данном общем уровне цен приводит к увеличению совокупного спроса), г) расходах на чистый экспорт (увеличение чистого экспорта смещает кривую совокупного спроса вправо, так как увеличивается спрос на отечественные товары за рубежом, а следовательно, и совокупный спрос в целом на эти товары)
Количество благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке при каждом данном уровне цен в стране, составляет совокупное предложение.
Совокупное предл-е – кол-во благ и услуг, представлнное всеми производителями на рынке при каждом данном ур-не цен в стране.
Совокуп. предл-е (кривая AS) предст. собой абстрактную модель, характеризующую реальный объем произв-ва при данном ур-не цен. Отражает прямую зав-ть м/у ценой и совокупным предложением: более высокому ур-ню цен соотв-ет и больший объем произв-ва. Изменения в объеме совок. предл-я вызыв-ся измен-ями ур-ня цен и отраж-ся движением вдоль кривой оси AS. Кейнсианский отрезок – состояние неполной занятости ресурсов(так, в эк-ке, переживающей спад, совок-ть рес-сов можно привести в действие и без измен-я ур-ня цен, но до определ. ур-ня ВВП (Y1 на рис-ке). Промежут-й отрезок – сост-е, приближающееся к ур-ню полной занятости. Классический отрезок – состояние полной занятости.
К неценовым факторам совокупного предложения относятся изменения: а) цен на ресурсы (При повышении цен на землю, трудовые ресурсы, капитал и предпринимательские способности увеличиваются издержки на единицу продукции, а это сокращает совокупное предложение); б) производительности труда; в) налоговой политики (Увеличение налогов с предприятий ведет к увеличению издержек на единицу продукции, результатом чего является сокращение совокупного предложения, и кривая AS0 сдвигается влево.)
Долгосрочный период отличается тем, что цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары, так что в экономике поддерживается полная занятость.
Кейнсианская модель описывает экономику в коротком периоде, ее определяют следующие предпосылки:неполная занятость в экономике;цены на товары и реальная заработная плата жесткие. К.ривая имеет горизонтальный вид
Состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения, называется макроэкономическим равновесием. Равновесие достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению в краткосрочном периоде. Точка пересечения двух кривых образует два равновесных значения: равновесный ур-нь цен и равновесный объем нац. произв-ва. При сдвиге хотя бы одного из двух данных графиков, точка равновесия смещается туда, куда сместилась та или иная кривая, образуя новые равновесные параметры экономики. Таким образом, с помощью модели AD-AS можно приблизительно прогнозировать изменения в ценах и основных параметрах системы национальных счетов при изменении совокупного спроса или совокупного предложения.
Такое равновесия показывает, что могло бы быть с уровнем цен и выпуском товаров при полной занятости всех экон ресурсов. Подобное равнов явл абстрактным и не имеет конкретных точек пересечения, кот могли бы объяснить его.
Эффект храповика — эффект в экономике, когда рост СС вызывает рост цен на товары. Но сокращение СС не обязательно приводит к снижению уровня цен, особенно в краткоср периоде. Цены сохраняются стабильными. Название происходит от названия устройства в механике, не позволяющего колесу проворачиваться в обратную сторону. Эконом смысл эффекта - изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть имеет место негибкость цен в сторону понижения. Причинами возникновения эффекта могут быть монополизм на рынках, госуд политика регулирования цен в странах с централизованной экономикой, в странах с развитой рын экономикой — действия профсоюзов, препятствующих снижению номинальной заработной платы.
краткий 26 Совокупный спрос и совокупное предложение. Общее макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.
Общее, суммарное количество продукции, кот мб куплено при данном уровне цен и при прочих равных условиях, составляет совокупный спрос. Он является более сложной категорией, чем рыночный спрос, и в масштабах общества складывается из четырех основных компонентов: потребительского спроса на товары и услуги;инвестиционного спроса фирм;государственных закупок, чистого экспорта, составляющего разницу между экспортом и импортом. Чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели, и наоборот. Таким образом, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость, которая графически может быть представлена посредством кривой совокупного спроса AD
• К неценовым факторам совокупного спроса относят изменение в расходах: а)потребительских (благосостояние потребителей;ожидания потребителей;задолженность потребителей;изменение налогов) б) инвестиционных (процентные ставки;ожидаемая прибыль от инвестиций;налоги с предприятий;используемые технологии;избыточные мощности), в) государственных (рост государственных заказов на закупку товаров и услуг при данном общем уровне цен приводит к увеличению совокупного спроса), г) расходах на чистый экспорт (увеличение чистого экспорта смещает кривую совокупного спроса вправо, так как увеличивается спрос на отечественные товары за рубежом, а следовательно, и совокупный спрос в целом на эти товары)
Количество благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке при каждом данном уровне цен в стране, составляет совокупное предложение.
К неценовым факторам совокупного предложения относятся изменения: а) цен на ресурсы (При повышении цен на землю, трудовые ресурсы, капитал и предпринимательские способности увеличиваются издержки на единицу продукции, а это сокращает совокупное предложение); б) производительности труда; в) налоговой политики (Увеличение налогов с предприятий ведет к увеличению издержек на единицу продукции, результатом чего является сокращение совокупного предложения, и кривая AS0 сдвигается влево.)
Долгосрочный период отличается тем, что цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары, так что в экономике поддерживается полная занятость.
Кейнсианская модель описывает экономику в коротком периоде, ее определяют следующие предпосылки:неполная занятость в экономике;цены на товары и реальная заработная плата жесткие.
Состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения, называется макроэкономическим равновесием.
Эффект храповика- смещение кривой совокупного предложения и установление нового равновесия при более высоком уровне цен. Цены на товары и ресурсы, однажды повысившись под влиянием увеличения совокупного спроса, не имеют тенденции к понижению до первоначального уровня. Даже при падении совокупного спроса они остаются на более высоком уровне, чем раньше.
27 Циклич-й хар-р эк развития и его причины. Экон цикл и его фазы.
Эконом цикличность – периодич повторяющиеся наруш-я равновесия в нац.эк, кот.сопровожд периодич-м сокращ, затем ростом объема произв-ва и совокупного спроса при эпизодическом восстановлении равновесия.
Рын-й эк-ке присущи экономич.циклы(ЭЦ): Эконом-й (деловой) цикл – регулярные колебания уровней произ-ва, инвестиций, занятости и доходов, продолжающиеся 3-12 лет, относительно долгосрочного тренда. Тренд – долгосрочная динамика реального ВВП, исчисляемая как средняя вел-на его колебаний в ходе ЭЦ. Чем выше эта динамика, тем под большим углом к оси абсцисс идет линия тренда. ЭЦ предст-т собой процесс, последовательно проходящий через 4 фазы: 1) кризис (рецессия, сжатие, спад) - резкое сокращ-е деловой активности, падание цен, затоваривание. Кризис – состояние длительное, переходит в депрессию. 2) депрессия (стагнация) – фаза приспособления хоз-й жизни к новым усл-м и потребностям, т.е фаза обретения нового равновесия. 3) оживление (расширение) – фаза восстановл-я: запускается механизм обновления основного капитала, идет загрузка произв-х мощностей, достиг-ся предкризисный ур-нь нац-го произ-ва, а затем – бурный рост, эк-ка входит в фазу подъема 4) подъем (экспансия, бум) – когда эк-ка набирает высокие темпы и достигает ускорения эк-го разв-я: значит-ное обновл-е основного капитала, внедрение инноваций, созд-е новых тов-в, произв-в, рост капиталовложений, курсов ценных бумаг, процентных ставок, цен и з/п. Повыш-ся рентабельность произ-ва, сокращ-ся безработица. На заключ-й стадии подьема – первые признаки сниж-я инвестиционного спроса и сокращ-я потребит-х расходов. Останавл-ся рост цен, прибыль сниж-ся, приближ-ся очередной эк-й кризис. Начин-ся отсчет нового ЭЦ.
Выдел-т 3-4 типа ЭЦиклов в зав-сти от причин и длительности причин: а)краткосрочные (связ-ные с колебаниями мировых запасов золота и влиянием денеж-го обращ-я на сост-е нац.произв-ва. Это так называемые циклы Д.Китчина, продолж-ся 2-4 года); б)среднесрочные промышленные (обусловленные периодичностью инвестиционного проц-са, функционированием кредитной сферы – циклы К.Жугляра, длятся 7-12 лет); в)строительные (длинное колебание которых (16-25 лет) привязано к периодичности обновления основных фондов и жилья. С.Кузнецов доказал, что показ-ли нац.дохода, потребит-х расходов, валовых инвестиций обнаруживают взаимосвязанные 20-тилетние колебания); г)долгосрочные (большие ЭЦ, «длинные волны» или циклы Н.Кондратьева, продолж-ся 48-55 лет. Их периодичность связ-ся с закономерн-ми накопл-я и обновл-я научных знаний, с переворотами в науке и технике и их влиянием на эк-кое разв-е).
Теории ЭЦ - теории, согласно которым движущими силами экономических циклов выступают: - по Дж.М.Кейнсу - колебания совокупного спроса. При этом совокупный спрос определяет объем инвестиций, колебания которого, в свою очередь, вызывают колебания совокупного спроса и уровня деловой активности; - по К.Марксу - колебания нормы прибыли; - по М.Фридману - колебания предложения денег; -по Й.Шумпетеру - технологические изменения (инновации).
28. Безработица: понятие, виды, соц-экономич. последствия. Безработица в РБ.
Безработица-положение, когда опред часть трудоспособного населения не находит применения на произв-ве согласно полученной специальности и становится незанятой. Существуют фрикционный и структурный типы безработицы. Фрикционная связана с поиском, ожиданием работы. В обществе всегда существует опред кол-во людей, находящихся в сост-и перехода с одного рабочего места на другое. Основной признак - непродолжительность. Структурная возникает в связи с технологическими сдвигами в структуре совокупного спроса и совокупного предложения и обусловлена структурными преобразованиями в отраслях хозяйства или экономике в целом. Наиб. широко она распространяется в периоды внедрения результатов научно-технической революции в общественное производство (является чаще всего вынужденной). Суммарно фрикционная и структурная безработица образует так называемую естественную безработицу. Естественный уровень безработицы определяет уровень потенциального ВВП, он существует при сбалансированности рынка рабочей силы, когда количество ищущих работу равно количеству свободных рабочих мест. Когда наблюдается дефицит спроса, вызванный спадом производства, в рамках экономического цикла появляется циклическая безработица, которую можно охарактеризовать как безработицу, вызванную циклическими спадами производства, кризисами, колебаниями экономич. конъюнктуры. Расчит. как разность м/у фактич. и естественным уровнями безработицы.
Виды безработицы: добровольная — создается людьми, которые могут найти работу, но не хотят этого делать; вынужденная — существует тогда, когда люди могут и желают работать, но по не зависящим от них обстоятельствам не находят работы; сезонная — обусловлена сезонными колебаниями производства в отдельных отраслях (сельское хозяйство, рыбные промыслы и др.); региональная — характерна для отдельных регионов в связи с их демографическими, этническими и другими особенностями развития; молодежная, женская и т.п. — связана с дискриминацией на рынке труда отдельных социальных групп; скрытая — реально существующая, но незаметная и официально не регистрируемая избыточность применяемого труда, которая возникает при неполном использовании ресурсов в условиях экономического спада или реструктуризации производства.
Количественно безработица характеризуется уровнем и продолжительностью. Для определения официального уровня безработицы необходимо количество безработных, зарегистрированных официальными службами, соотнести с количеством рабочей силы и выразить это в процентах по следующей формуле: УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ = ЧИСЛО ОФИЦИАЛЬНО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ БЕЗРАБОТНЫХ / КОЛ-ВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ * 100
При расчете реального ур-ня безраб. учит-ся весь объем незанятого экономически активного нас-я.
Безработица несет в себе значительные издержки как для отдельного человека, так и для общества в целом. В связи с неучастием определ. части трудоспособного населения в общественном произв-ве безвозвратно теряется часть потенциально возможного выпуска продукции. Отставание реального ВВП от потенциального значения отражает его потери. Впервые эти потери исследовал и описал американский экономист Артур Оукен. На основе эмпирических исследований, проведенных в 1960-х гг., он обнаружил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и разрывом ВВП, рассчитываемым как разность между потенциальным и фактическим его значениями. Vп - Vф / Vп = -b (U - Ue),
где Vп — потенциальный ВВП; Vф — фактический ВВП; U — фактический уровень безработицы, %; Ue — естественный уровень безработицы, %; b — коэффициент Оукена.
Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена, согласно кот. превышение фактического уровня безработицы над естественным на 1 процентный пункт приводит к отставанию фактического объема ВВП от потенциального на р процентов.
Безработица влечет за собой серьезные социальные, нравственно-психологические и политические проблемы: работа обеспечивает человеку соответствующий социальный статус, престиж, чувство профессиональной пригодности, общественной значимости и собственного достоинства, организует рабочий день и создает определенный режим жизни.
К издержкам безработицы можно отнести и усиление налогового бремени в стране в связи с необходимостью изыскивать средства на выплату пособий по безработице.
Уровень зарегистрированной безраб в РБ в 2012 сост 0,5 %.
29 Инфляция: понятие, причины, типы, виды, социально-экономические последствия. Инфляция в РБ.
Инфляция — это соц-экон явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства, кот выражается в непрерывном, устойчивом и общем росте цен и оказывает воздействие на все стороны экон отношений.
Дефляция (от лат. deflatio — сдувание) — повышение покупательной способности местной валюты, что проявляется в снижении индекса цен(это инфляция с отрицательными темпами роста цен).
В зависимости от характера проявления рыночного несоответствия спроса и предложения различают (ТИПЫ): открытую инфляцию, кот. хар-ся ростом уровня цен; скрытую (подавленную) инфляцию — с дефицитом товаров и услуг, ухудшением кач-ва товаров. В зависимости от темпов инфляции выделяют следующие виды инфляции: ползучую, или умеренную инфляцию, при кот. рост цен составляет не более 5—10% в год; галопирующую инфляцию, для кот характерен ежегодный рост цен в диапазоне от десятков до нескольких сотен процентов; гиперинфляцию, когда рост цен превосходит несколько сотен процентов и может достигать многих тысяч процентов в год.
По степени синхронности инфляционных процессов различают: сбалансированную инфляцию, отличающуюся умеренным и одновременным ростом цен; несбалансированную инфляцию, характеризующуюся неравномерным, скачкообразным ростом цен на отдельные товары и услуги. Это повышение общего уровня цен вызывается их ростом на отдельных рынках, в определенных отраслях экономики и регионах. По степени предсказуемости различают: ожидаемую инфляцию, кот. прогнозируется правительством и предвидится населением; неожиданную инфляцию, характеризующуюся неожиданным для правительства и населения скачком цен.
Основными формами открытой инфляции выступают инфляция со стороны спроса и инфляция со стороны предложения.
Инфляция спроса - это явление нарушения равновесия м/у спросом и предложением в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть: 1. увеличение госзаказов; 2. увелич. спроса на средства произв-ва в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей; 3. рост покупательной способности нас-я.
В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.
Инф-я со стороны предл-я – следствие повышенния ур-ня цен под возд-ем роста издержек производства.
Инфляция издержек выражается в росте цен вследствие роста издержек производства. Причинами ее м. стать: олигополистическая практика ценообразования; экономическая политика гос-ва; рост цен на сырье и др.
Методы измерения инфляции: индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), это индекс цен, кот рассчитывается для определенной группы товаров и услуг, определяющих состав потребительской корзины одного жителя страны и рассчитывающийся за определенный период времени; представляет из себя отношение всей потребительской корзины базового года, которая оценивается в ценах текущего года, к потребительской корзине за базовый год, которая оценивается в ценах базового года. Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — то индекс оптовых цен, включающий три вида товаров:конечные товары, готовые для использования, но еще не проданные потребителям;промежуточные товары; сырье, которое подготовлено для дальнейшей переработки. Значение PPI опережает по времени данные CPI. Дефлятор ВВП — ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике
Реальный ВВП = Номинальный ВВП ÷ Дефлятор ВВП
От дефлятора следует отличать индекс потребительских цен (ИПЦ), при расчете которого учитываются только цены товаров потребительского назначения.
Экономич. последствиями инфляции явл:
-деформация механизма рыночного ценообразования, перераспределение дохода и богатства между различными группами населения,снижение реальных доходов населения,
-обесценение сбережений населения, находящихся в банках, ухудшение условий жизни социальных групп,ослабление позиции властных структур,возникновение трудностей с долгосрочным планированием,повышение риска инвестирования.
Инфляция. ИПЦ 116,5 % (2012 - 121,8%, 2011 -208,7%).
Индекс цен производителей пром прод, 2013г- 110,7 %, 2012г- 120,6 %, 2011г- 249,6%.
По динамике ИПЦ РБ среди стран СНГ явл лидером (негативным). В РФ ИПЦ 2013г- 106,5%, Казахстан - 104,8%.
30. Открытая экономика и основные формы международных экономических отношений.
Открытая эк-ка – эк-ка, все резиденты кот. совершают сделки с внешним миром без ограничений. В чистом виде открытой экономики не существует, т.к. в каждой стране имеются опред-е ограничения.
Различают малую открытую экономику и большую открытую экономику.
Малая открытая эк-ка это страна, внутренние экономич. процессы кот. не оказывают влияния на мировые экономич. процессы (например, экономика РБ). Большая открытая экономика – эк. пр-сы оказывают влияние на мировую экономику (например, экономика США или стран Евросоюза).
Выделяют след формы эк отношений в мировом хоз-ве: международная торговля тов и усл; международная миграция рабочей силы; международные валютные отношения; деятельность международных экономических.
Международная торговля тов-ми и услугами — это торговля тов и усл м/у резидентами нац эк-ки и ее нерезидентами. Компонентами междупародной торговли являются экспорт, т.е. продажа товаров резидентами нерезидентам, и импорт, т.е. покупка товаров резидентами у нерезидентов.
Международная миграция раб силы — перемещение трудоспособного населения из одних гос-в в др, вызванное причинами эк и иного характера.
Причины возникнов междунар рынка труда: интернационализация хоз жизни; революция в науке, технике и сфере инфо; развитие интеграц проц-в.
Формы международной труд миграции разнообразны: межконтинентальная и внутриконт; временная и безвозвратная; маятниковая; сезонная; «утечка умов»; легальная и нелегальная.
Среди мотивов междунар миграции раб силы выделяются эк, политические, социальные, психологические, семейные, этнические и религиозные.
Международное движение капитала получило бурное развитие. Из стран, обладавших избытком капитала он вывозится в страны, где его не хватает. Критерием избыточности или недостаточности явл доходность капитала: в странах, нуждающихся в капитале, его доходность выше.
Перемещение капитала может осуществляться и двух основных формах — прямых и портфельных иностранных инвестиций.
Прямые иностранные инвестиции — это реальные капиталовложения нерезидентов в средства производства, землю, материальные запасы на экономической территории другой страны. Прямые инвестиции обычно осуществляются иностранными фирмами, пожелавшими производить какие-либо товары или оказывать услуги на территории другой страны. Портфельные иностранные инвестиции — это инвестиции в финансовые активы и предоставление кредитов нерезидентами резидентам национальной экономики. Портфельпые инвестиции осуществляются банками и инвестиционными компаниями, которые не предполагают управлять каким-либо предприятием внутри страны, но желают получить от него доход, купив часть акций, других ценных бумаг или предоставив данному предприятию кредит.
Существенную роль в мировой экономике играют международные валютные отношения, так как большинство стран имеют национальные валюты и нуждаются в механизме регулирование международных расчетов и обмена валют.
Координацией экономической политики занимаются международные экономические организации (ООН, МВФ, Всемирный банк).