Налогообложение: сущность и принципы. Виды и функции налогов. Налоговая система Республики Беларусь

Налоги - обязательные, безвозмездные, не возвращаемые сборы, взимаемые правительством для целей государственной политики; основной инструмент регулирования экономики доходов государства.

Налоги бывают прямыми (из дохода-на прибыль, недвиж-ть) и косвенными (залож. в цену- НДС, акцизы, тамож. пошлины).

Сейчас 7 налогов: на прибыль (18 %), НДС (20 %), на недвиж-ть (1% от остаточ. стоим-ти), земельный (от земельного кадастра – опись земли по кач-ву), экологич, подоходный (12 % от з/п), ФСЗН.

Группы налогов: 1) по способу взимания: прямые (подоходный налог, на прибыль, имущественный налог с наследства), косвенные (входят в цену товаров, таможенные пошлины). 2) в зависимости от характера налоговой ставки: пропорциональные - независимо от размера дохода, оборота или стоимости имущества; прогрессивные (уровень налоговых ставок растет по мере роста дохода); регрессивные (падают по мере роста дохода); твердые (фиксированные суммы выплат на единицу объекта, не зависит от его стоимости (игорный бизнес)); 3) в зависимости от органов власт и, в распоряжение которых поступают те или иные налоги: а) республиканские (устанавливаются законодательством. В РБ: налог на добавочную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, подоходный налог, экологический (использование природных ресурсов), на имущество, земельный налог, таможенные пошлины) б) местные (муниципальные) – устанавливаются местными актами (условные сборы – транспорт, за поддержание чистоты).

Функции налогов: 1. фискальная(явл. основной) (связана с необходимостью пополнения гос.бюджета – формирование гос фонда).

2. регулирующая (изменяя величину налоговых ставок и других параметров налогообложения правительство может целенаправленно влиять на экономическую и политическую ситуацию, регулируя те или иные процессы); 3) социальная (поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними); 4) стимулирующая.

Налогообложение – определенная совок-ть экон-х и орган-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юр и физ лиц в пользу гос-ва и местных органов власти.

Принципы налогообложения: 1) обязательность - принудительность и неизбежность изъятия налогов для финансового обеспечения гос-ва и местных органов власти; 2) равномерность и справедливость по отнош. ко всем налогоплательщикам; 3) всеобщность - охват всех субъектов, располагающих доходами; 4) административная простота — допустимость для по­нимания вместе с умеренностью административных издержек по управлению налогами; 5) гибкость — способность оперативно реагировать на из­менения социально-экономических условий; 6) стабильность — устойчивость во времени; 7) эффективность — стремление к эффективному распре­делению ресурсов, установление необлагаемого минимума до­ходов и др.

Совок-ть налогов, принципов и методов их построения и взимания образуют налоговую систему гос-ва. Элементы налоговой системы: субъект налогов, носитель, объект, источник, налоговая база, налоговый оклад, единица обложения, налоговый период, налоговые льготы, налоговая ставка, кадастр, порядок исчисления, сроки уплаты.

Графическое отображение м/у доходами гос.бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера: при увеличении ставок налогов поступления от данного вида платежа в бюджет растут, но до определенного предела, после которого при увеличении ставок поступления в бюджет сокращаются. В данной ситуации плательщик либо прекращает свою деятельность, либо уводит ее «в тень». Оптимально от 33 до 50%.

Налоговое законодательство РБ пред­ст. собой систему нормативных правовых актов, приня­тых в соответствии с Конституцией РБ.

В систему налоговых органов Беларуси входят Мин-во по налогам и сборам и 157 инспекций: 7 областных и Минска и 150 районных, городских и районных в городах.

В рейтинге стран с позиций регулирования предпринимательской деяте-ти, подготовленном Междунар. фи­нансовой корпорацией и Всемирным банком в 2012 г., Бела­русь находится на 69-м месте среди 183 стран. Очевидный прогресс связан с налогообложением. По этому показателю наша страна долгое время находилась на последнем месте, а сейчас поднялась до 156-го. Следует заметить, что удельный вес прямых налогов и сборов в ВВП Беларуси составляет око­ло 8 % в их структуре большую часть занимают налоги на прибыль и доходы и подоходный налог. В течение последнего пятилетия в РБ проводилась работа по со­вершенствованию налогового законодат-ва и снижению налоговой нагрузки на экономику страны.

В разрезе министерств и органов управления основной вклад формирования налоговых поступлений традиционно обеспечивают 6 ведомств: концерн Белнефтехим, Мини-во энергетики, промышленности, архитектуры и строительства, связи, концерн Белгоспищепром.


25. Госбюджет, его функции и структура. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит, государственный долг. Бюджет РБ.

Гос бюджет – централизов-ый фонд ден ресурсов, кот-ым располагает правит-во страны для сод-ия гос аппарата, вооруж сил, а также для выполнения необх соц-экономич ф-ций; финн план гос-ва, в кот указаны величины ожидаемых доходов и предполагаемых расходов на год.

Основные принципы построения государственного бюджета: полнота; единство; реальность; гласность.

Функции бюджета (в соотв-и с позициями эк. теории):

• аллокационная — формир-ие гос дохо­дов и расходов, пр-во в эк-ке общественных благ, решение проблемы внешних эффектов;

• перераспределительная — перераспределение ВВП:

- образование доходов бюджета;

- использование бюджетных средств (расходы бюджета);

• стабилизационная — обеспечение стабильных условий развития всем хоз-им субъектам и гражданам.

Традиционный экономич анализ выделяет след функции бюджета:

• перераспред нац дохода, в т.ч. для финансир-ия соц политики;

• контроль за фин-ым сост-ем экономики ч/з движение фин рес-в;

• регул-ие и стимулир-ие эк-ки и науч­но-технического прогресса.

В бюджете находит отражение структура расходов и дохо­дов гос-ва.

Расходы — затраты по след направлениям: соц услуги (здравоохранение, образование, со­ц пособия, субсидии бюджетам местных властей) — 40—50 %; хоз нужды (капиталовложения в инфра­структуру, дотации госпредприятиям, субсидии с/х, расходы на осущ-ие гос про­грамм) — 10—20 %; вооружение и мат обеспечение внешней поли­тики, включ сод-ие дипломатич служб и займы иностранным гос-вам) — 10—20 %; администрирование и управление (содержание правит органов, органов юстиции и пр.) — 5—10 %; обслуживание и выплата платежей по гос долгу – до7-8%

Доходы, источниками формирования являются: налоги (в т ч акцизные сборы и таможенные пош­лины) — 75—85 %; неналоговые поступления (доходы от гос собственности, гос сектора в экономике, гос торговли) — 5—8 %; взносы в гос фонды соц страхова­ния, пенсионный и страхования от безработицы — 10—12 %.

Гос расходы выполняют ф-ции регулирования соц-экономич процессов. Они но­сят целевой и, как правило, безвозвратный хар-р. Безвоз­вратное предоставление гос средств из бюджета на целевое развитие назыв-ся бюджетным финансирова­нием.

Принципы, на которых основывается бюджетная система РБ: единство; полнота отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированность; гласность; самостоятельность; эффективность использования бюджетных средств; общее покрытие расходов бюджетов; достоверность.

Закон о республик бюджете на очередной фин год, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной фин год должны вступать в силу 1. 01. очередного фин года. Бюджет РБ имеет соц направленность (более 60 % расходов напр-ся на реализацию целей соц политики), в его доходной части доминируют налоговые поступления, в общей сумме кот преобладают косвенные налоги (НДС – 73 %, акцизы – 19 %). Дефицит респ бюджета в 2013 г сост 0,4 % ВВП, но весь сектор гос управления завершил работу с профицитом (респ бюджет+местн бюджеты+средства ФСЗН). В 2014 г запланирован бездифицитный респ бюджет.

Бюджетный дефицит — сумма, на кот в данный пе­риод расходы бюджета превосходят его доходы, т.е. это разни­ца между гос расходами и доходами. В гос-вах с нормально функционирующей рыночной эк-­кой является допустимым бюджетный дефицит в пределах 3 % ВВП.

Структурный дефицит – наблюд. при естественном ур-не безработицы. Реальный дефицит может оказаться выше структурного, напр., на фоне спада произв-ва.

Циклический дефицит – разность м/у реальным и структурным дефицитом.

Способы финансирования бюджетного дефицита:

- увеличение налогов — поднятие налоговых ставок или введение новых налогов приводит к росту гос доходов, но данная мера негативно влияет на деловую актив­ность, ведет к сокращению объема выпуска продукции и ока­зания услуг, поэтому исп-ся крайне редко;

- денежное финансирование — имеется в виду не прямая эмиссия денег, а монетизация дефицита. Монетизация — увели­ч кол-ва денег в обращении, в т ч за счет бан­ковского финансирования. К ней прибегают в исключительных случаях, поскольку это чисто инфляционный способ.

- долговое финансирование посредством выпуска и прода­жи государственных ценных бумаг.

Бюджетный профицит — сумма, на которую доходы бюд­жета превышают его расходы.

Государственный долг — сумма задолженности страны своим или иностранным юр и физ лицам. Таково неизбежное порождение дефицита бюджета, связанно­го со спадом пр-ва, ростом предельных издержек, не­обеспеченной эмиссией денег, увелич затрат по финан-ию военно-промышленного комплекса, расшир-ем объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

Различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний долг — величина задолженности своим гражданам и предприятиям, измеряемая суммой выпущен­ных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг — задолженность гражданам и организаци­ям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг: с одной стороны, он связывает гос-во рядом целевых обяза­тельств, которые могут носить и политический характер, а с другой — по нему приходится рассчитываться ценными това­рами и платить большие %.

Валовой внеш долг на 1.04.14 сост более 3,9 млрд $, внеш гос долг по данным минфина 12,1 млрд $ или 16,9 % от ВВП и 25 max. Внутр гос долг сост 5,4 % от ВВП, а max 20%. Совок внеш гос долг 156,6 трлн бел р.

Если величина государственного долга превышает разме­ры ВВП более чем на 60 %, то слишком большие ресурсы направляются на его обслуживание и это негативно сказыв на развитии эк-ки.


26 Совокупный спрос и совокупное предложение. Общее макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.

Общее, суммарное количество продукции, кот мб куплено при данном уровне цен и при прочих равных ус­ловиях, составляет совокупный спрос. Он является более слож­ной категорией, чем рыночный спрос, и в масштабах общества складывается из четырех основных компонентов: потребительского спроса на товары и услуги;инвестиционного спроса фирм;государственных закупок, чистого экспорта, составляющего разницу между экс­портом и импортом. Чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели, и наоборот. Таким обра­зом, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость, которая гра­фически может быть представлена посредством кривой совокуп­ного спроса AD.Кривая AD пок-ет кол-во тов-в и услуг, кот. будет куплено всеми эконом. субъектами при каждом возможном ур-не цен. Отриц-ый наклон кривой – эффект %-ной ставки: ур-нь цен влияет на объем произв-ва через %-ную ставку; эффект богатства: при повыш-и ур-ня цен реальное богатство уменьшается, что приводит к уменьшению потребит-го спроса; эф-т импортных покупок: повыш-е цен заставляет пок-ля выбирать м/у подорожавшими отеч. тов-ми и импортными, цены на кот. не изменились.

К неценовым факторам совокупного спроса относят измене­ние в расходах: а)потребительских (благосостояние потребителей;ожидания потребителей;задолженность потребителей;изменение налогов) б) инвестиционных (процентные ставки;ожидаемая прибыль от инвестиций;налоги с предприятий;используемые технологии;избыточные мощности), в) го­сударственных (рост государ­ственных заказов на закупку товаров и услуг при данном общем уровне цен приводит к увеличению совокупного спроса), г) расходах на чистый экспорт (увеличе­ние чистого экспорта смещает кривую совокупного спроса вправо, так как увеличивается спрос на отечественные товары за рубежом, а следовательно, и совокупный спрос в целом на эти товары)

Количество благ и услуг, представленное всеми производи­телями на рынке при каждом данном уровне цен в стране, сос­тавляет совокупное предложение.

Совокупное предл-е – кол-во благ и услуг, представлнное всеми производителями на рынке при каждом данном ур-не цен в стране.

Совокуп. предл-е (кривая AS) предст. собой абстрактную модель, характеризующую реальный объем произв-ва при данном ур-не цен. Отражает прямую зав-ть м/у ценой и совокупным предложением: более высокому ур-ню цен соотв-ет и больший объем произв-ва. Изменения в объеме совок. предл-я вызыв-ся измен-ями ур-ня цен и отраж-ся движением вдоль кривой оси AS. Кейнсианский отрезок – состояние неполной занятости ресурсов(так, в эк-ке, переживающей спад, совок-ть рес-сов можно привести в действие и без измен-я ур-ня цен, но до определ. ур-ня ВВП (Y1 на рис-ке). Промежут-й отрезок – сост-е, приближающееся к ур-ню полной занятости. Классический отрезок – состояние полной занятости.

К неценовым факторам совокупного предложения относят­ся изменения: а) цен на ресурсы (При повышении цен на землю, трудовые ресурсы, капитал и предпринимательские способно­сти увеличиваются издержки на единицу продукции, а это со­кращает совокупное предложение); б) производительности труда; в) налоговой политики (Увеличение налогов с предприятий ведет к увеличению издержек на единицу про­дукции, результатом чего является сокращение совокупного предложения, и кривая AS0 сдвигается влево.)

Долгосрочный период отличается тем, что цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары, так что в эконо­мике поддерживается полная занятость.

Кейнсианская модель описывает экономику в коротком пе­риоде, ее определяют следующие предпосылки:неполная занятость в экономике;цены на товары и реальная заработная плата жесткие. К.ривая имеет горизонтальный вид

Состояние национальной экономики, при котором достига­ется равенство совокупного спроса и совокупного предложения, называется макроэкономическим равновесием. Равновесие достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению в краткосрочном периоде. Точка пересечения двух кривых образует два равновесных значения: равновесный ур-нь цен и равновесный объем нац. произв-ва. При сдвиге хотя бы одного из двух данных графиков, точка равновесия смещается туда, куда сместилась та или иная кривая, образуя новые равновесные параметры экономики. Таким образом, с помощью модели AD-AS можно приблизительно прогнозировать изменения в ценах и основных параметрах системы национальных счетов при изменении совокупного спроса или совокупного предложения.

Такое равновесия показывает, что могло бы быть с уровнем цен и выпуском товаров при полной занятости всех экон ресурсов. Подобное равнов явл абстрактным и не имеет конкретных точек пересечения, кот могли бы объяснить его.

Эффект храповика — эффект в экономике, когда рост СС вызывает рост цен на товары. Но сокращение СС не обязательно приводит к снижению уровня цен, особенно в краткоср периоде. Цены сохраняются стабильными. Название происходит от названия устройства в механике, не позволяющего колесу проворачиваться в обратную сторону. Эконом смысл эффекта - изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть имеет место негибкость цен в сторону понижения. Причинами возникновения эффекта могут быть монополизм на рынках, госуд политика регулирования цен в странах с централизованной экономикой, в странах с развитой рын экономикой — действия профсоюзов, препятствующих снижению номинальной заработной платы.


краткий 26 Совокупный спрос и совокупное предложение. Общее макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.

Общее, суммарное количество продукции, кот мб куплено при данном уровне цен и при прочих равных ус­ловиях, составляет совокупный спрос. Он является более слож­ной категорией, чем рыночный спрос, и в масштабах общества складывается из четырех основных компонентов: потребительского спроса на товары и услуги;инвестиционного спроса фирм;государственных закупок, чистого экспорта, составляющего разницу между экс­портом и импортом. Чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели, и наоборот. Таким обра­зом, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость, которая гра­фически может быть представлена посредством кривой совокуп­ного спроса AD

• К неценовым факторам совокупного спроса относят измене­ние в расходах: а)потребительских (благосостояние потребителей;ожидания потребителей;задолженность потребителей;изменение налогов) б) инвестиционных (процентные ставки;ожидаемая прибыль от инвестиций;налоги с предприятий;используемые технологии;избыточные мощности), в) го­сударственных (рост государ­ственных заказов на закупку товаров и услуг при данном общем уровне цен приводит к увеличению совокупного спроса), г) расходах на чистый экспорт (увеличе­ние чистого экспорта смещает кривую совокупного спроса вправо, так как увеличивается спрос на отечественные товары за рубежом, а следовательно, и совокупный спрос в целом на эти товары)

Количество благ и услуг, представленное всеми производи­телями на рынке при каждом данном уровне цен в стране, сос­тавляет совокупное предложение.

К неценовым факторам совокупного предложения относят­ся изменения: а) цен на ресурсы (При повышении цен на землю, трудовые ресурсы, капитал и предпринимательские способно­сти увеличиваются издержки на единицу продукции, а это со­кращает совокупное предложение); б) производительности труда; в) налоговой политики (Увеличение налогов с предприятий ведет к увеличению издержек на единицу про­дукции, результатом чего является сокращение совокупного предложения, и кривая AS0 сдвигается влево.)

Долгосрочный период отличается тем, что цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары, так что в эконо­мике поддерживается полная занятость.

Кейнсианская модель описывает экономику в коротком пе­риоде, ее определяют следующие предпосылки:неполная занятость в экономике;цены на товары и реальная заработная плата жесткие.

Состояние национальной экономики, при котором достига­ется равенство совокупного спроса и совокупного предложения, называется макроэкономическим равновесием.

Эффект храповика- смещение кривой совокупного предложения и установление нового равновесия при более высоком уровне цен. Цены на товары и ресурсы, однажды повысившись под влиянием увеличения совокупного спроса, не имеют тенденции к понижению до первоначального уровня. Даже при падении совокупного спроса они остаются на более высоком уровне, чем раньше.


27 Циклич-й хар-р эк развития и его причины. Экон цикл и его фазы.

Эконом цикличность – периодич повторяющиеся наруш-я равновесия в нац.эк, кот.сопровожд периодич-м сокращ, затем ростом объема произв-ва и совокупного спроса при эпизодическом восстановлении равновесия.

Рын-й эк-ке присущи экономич.циклы(ЭЦ): Эконом-й (деловой) цикл – регулярные колебания уровней произ-ва, инвестиций, занятости и доходов, продолжающиеся 3-12 лет, относительно долгосрочного тренда. Тренд – долгосрочная динамика реального ВВП, исчисляемая как средняя вел-на его колебаний в ходе ЭЦ. Чем выше эта динамика, тем под большим углом к оси абсцисс идет линия тренда. ЭЦ предст-т собой процесс, последовательно проходящий через 4 фазы: 1) кризис (рецессия, сжатие, спад) - резкое сокращ-е деловой активности, падание цен, затоваривание. Кризис – состояние длительное, переходит в депрессию. 2) депрессия (стагнация) – фаза приспособления хоз-й жизни к новым усл-м и потребностям, т.е фаза обретения нового равновесия. 3) оживление (расширение) – фаза восстановл-я: запускается механизм обновления основного капитала, идет загрузка произв-х мощностей, достиг-ся предкризисный ур-нь нац-го произ-ва, а затем – бурный рост, эк-ка входит в фазу подъема 4) подъем (экспансия, бум) – когда эк-ка набирает высокие темпы и достигает ускорения эк-го разв-я: значит-ное обновл-е основного капитала, внедрение инноваций, созд-е новых тов-в, произв-в, рост капиталовложений, курсов ценных бумаг, процентных ставок, цен и з/п. Повыш-ся рентабельность произ-ва, сокращ-ся безработица. На заключ-й стадии подьема – первые признаки сниж-я инвестиционного спроса и сокращ-я потребит-х расходов. Останавл-ся рост цен, прибыль сниж-ся, приближ-ся очередной эк-й кризис. Начин-ся отсчет нового ЭЦ.

Выдел-т 3-4 типа ЭЦиклов в зав-сти от причин и длительности причин: а)краткосрочные (связ-ные с колебаниями мировых запасов золота и влиянием денеж-го обращ-я на сост-е нац.произв-ва. Это так называемые циклы Д.Китчина, продолж-ся 2-4 года); б)среднесрочные промышленные (обусловленные периодичностью инвестиционного проц-са, функционированием кредитной сферы – циклы К.Жугляра, длятся 7-12 лет); в)строительные (длинное колебание которых (16-25 лет) привязано к периодичности обновления основных фондов и жилья. С.Кузнецов доказал, что показ-ли нац.дохода, потребит-х расходов, валовых инвестиций обнаруживают взаимосвязанные 20-тилетние колебания); г)долгосрочные (большие ЭЦ, «длинные волны» или циклы Н.Кондратьева, продолж-ся 48-55 лет. Их периодичность связ-ся с закономерн-ми накопл-я и обновл-я научных знаний, с переворотами в науке и технике и их влиянием на эк-кое разв-е).

Теории ЭЦ - теории, согласно которым движущими силами экономических циклов выступают: - по Дж.М.Кейнсу - колебания совокупного спроса. При этом совокупный спрос определяет объем инвестиций, колебания которого, в свою очередь, вызывают колебания совокупного спроса и уровня деловой активности; - по К.Марксу - колебания нормы прибыли; - по М.Фридману - колебания предложения денег; -по Й.Шумпетеру - технологические изменения (инновации).

28. Безработица: понятие, виды, соц-экономич. последствия. Безработица в РБ.

Безработица-по­ложение, когда опред часть трудоспособного населения не находит применения на произв-ве согласно полученной специальности и становится незанятой. Существуют фрикционный и структурный типы безработицы. Фрикционная связана с поиском, ожиданием работы. В обществе всегда существует опред кол-во людей, находящихся в сост-и перехода с одного рабочего места на другое. Основной признак - непродолжительность. Структурная возникает в связи с технологи­ческими сдвигами в структуре совокупного спроса и совокупно­го предложения и обусловлена структурными преобразования­ми в отраслях хозяйства или экономике в целом. Наиб. ши­роко она распространяется в периоды внедрения результатов научно-технической революции в общественное производство (является чаще всего вынужденной). Суммарно фрикционная и структурная безработица обра­зует так называемую естественную безработицу. Естественный уро­вень безработицы определяет уровень потенциального ВВП, он существует при сбалансированности рынка рабочей силы, когда количество ищущих работу равно количеству свободных рабочих мест. Когда наблюдается дефицит спроса, вызванный спадом про­изводства, в рамках экономического цикла появляется цикли­ческая безработица, которую можно охарактеризовать как безработицу, вызванную циклическими спадами производства, кризисами, колебаниями экономич. конъюнктуры. Расчит. как разность м/у фактич. и естественным уровнями безработицы.

Виды безработицы: добровольная — создается людьми, которые могут найти работу, но не хотят этого делать; вынужденная — существует тогда, когда люди могут и желают работать, но по не зависящим от них обстоятельствам не находят работы; сезонная — обусловлена сезонными колебаниями про­изводства в отдельных отраслях (сельское хозяйство, рыбные промыслы и др.); региональная — характерна для отдельных регионов в связи с их демографическими, этническими и другими особен­ностями развития; молодежная, женская и т.п. — связана с дискриминаци­ей на рынке труда отдельных социальных групп; скрытая — реально существующая, но незаметная и официально не регистрируемая избыточность применяемого труда, которая возникает при неполном использовании ресур­сов в условиях экономического спада или реструктуризации производства.

Количественно безработица характеризуется уровнем и про­должительностью. Для определения официального уровня без­работицы необходимо количество безработных, зарегистрированных официальными службами, соотнести с количеством ра­бочей силы и выразить это в процентах по следующей формуле: УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ = ЧИСЛО ОФИЦИАЛЬНО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ БЕЗРАБОТНЫХ / КОЛ-ВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ * 100

При расчете реального ур-ня безраб. учит-ся весь объем незанятого экономически активного нас-я.

Безработица несет в себе значительные издержки как для отдельного человека, так и для общества в целом. В связи с не­участием определ. части трудоспособного населения в об­щественном произв-ве безвозвратно теряется часть потенци­ально возможного выпуска продукции. Отставание реального ВВП от потенциального значения отражает его потери. Впер­вые эти потери исследовал и описал американский экономист Артур Оукен. На основе эмпирических исследова­ний, проведенных в 1960-х гг., он обнаружил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и разрывом ВВП, рассчитываемым как разность между потенциальным и факти­ческим его значениями. Vп - Vф / Vп = -b (U - Ue),

где Vп — потенциальный ВВП; Vф — фактический ВВП; U — фактиче­ский уровень безработицы, %; Ue — естественный уровень безработи­цы, %; b — коэффициент Оукена.

Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оу­кена, согласно кот. превышение фактического уровня без­работицы над естественным на 1 процентный пункт приводит к отставанию фактического объема ВВП от потенциального на р процентов.

Безработица влечет за собой серьезные социальные, нрав­ственно-психологические и политические проблемы: работа обеспечивает человеку соответствую­щий социальный статус, престиж, чувство профессиональной пригодности, общественной значимости и собственного досто­инства, организует рабочий день и создает определенный ре­жим жизни.

К издержкам безработицы можно отнести и усиление нало­гового бремени в стране в связи с необходимостью изыскивать средства на выплату пособий по безработице.

Уровень зарегистрированной безраб в РБ в 2012 сост 0,5 %.


29 Инфляция: понятие, причины, типы, виды, социально-экономические последствия. Инфляция в РБ.

Инфляция — это соц-экон явление, по­рождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сфе­рах рыночного хозяйства, кот выражается в непрерывном, устойчивом и общем росте цен и оказывает воздействие на все стороны экон отношений.

Дефляция (от лат. deflatio — сдувание) — повышение покупательной способности местной валюты, что проявляется в снижении индекса цен(это инфляция с отрицательными темпами роста цен).

В зависимости от характера проявления рыночного несоот­ветствия спроса и предложения различают (ТИПЫ): открытую инфляцию, кот. хар-ся ростом уровня цен; скрытую (подавленную) инфляцию — с дефицитом това­ров и услуг, ухудшением кач-ва товаров. В зависимости от темпов инфляции выделяют следующие виды инфляции: ползучую, или умеренную инфляцию, при кот. рост цен составляет не более 5—10% в год; галопирующую инфляцию, для кот характерен еже­годный рост цен в диапазоне от десятков до нескольких сотен процентов; гиперинфляцию, когда рост цен превосходит несколько сотен процентов и может достигать многих тысяч процентов в год.

По степени синхронности инфляционных процессов разли­чают: сбалансированную инфляцию, отличающуюся умерен­ным и одновременным ростом цен; несбалансированную инфляцию, характеризующуюся неравномерным, скачкообразным ростом цен на отдельные то­вары и услуги. Это повышение общего уровня цен вызывается их ростом на отдельных рынках, в определенных отраслях эко­номики и регионах. По степени предсказуемости различают: ожидаемую инфляцию, кот. прогнозируется прави­тельством и предвидится населением; неожиданную инфляцию, характеризующуюся неожи­данным для правительства и населения скачком цен.

Основными формами открытой инфляции выступают инфля­ция со стороны спроса и инфляция со стороны предложения.

Инфляция спроса - это явление нарушения равновесия м/у спросом и предложением в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть: 1. увеличение госзаказов; 2. увелич. спроса на средства произв-ва в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей; 3. рост покупательной способности нас-я.

В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.

Инф-я со стороны предл-я – следствие повышенния ур-ня цен под возд-ем роста издержек производства.

Инфляция издержек выражается в росте цен вследствие роста издержек производства. Причинами ее м. стать: олигополистическая практика ценообразования; экономическая политика гос-ва; рост цен на сырье и др.

Методы измерения инфляции: индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), это индекс цен, кот рассчитывается для определенной группы товаров и услуг, определяющих состав потребительской корзины одного жителя страны и рассчитывающийся за определенный период времени; представляет из себя отношение всей потребительской корзины базового года, которая оценивается в ценах текущего года, к потребительской корзине за базовый год, которая оценивается в ценах базового года. Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — то индекс оптовых цен, включающий три вида товаров:конечные товары, готовые для использования, но еще не проданные потребителям;промежуточные товары; сырье, которое подготовлено для дальнейшей переработки. Значение PPI опережает по времени данные CPI. Дефлятор ВВП — ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике

Реальный ВВП = Номинальный ВВП ÷ Дефлятор ВВП

От дефлятора следует отличать индекс потребительских цен (ИПЦ), при расчете которого учитываются только цены товаров потребительского назначения.

Экономич. последствиями инфляции явл:

-деформация механизма рыночного ценообразования, перераспределение дохода и богатства между различны­ми группами населения,снижение реальных доходов населения,

-обесценение сбережений населения, находящихся в бан­ках, ухудшение условий жизни социальных групп,ослабление позиции властных структур,возникновение трудностей с долгосрочным планировани­ем,повышение риска инвестирования.

Инфляция. ИПЦ 116,5 % (2012 - 121,8%, 2011 -208,7%).

Индекс цен производителей пром прод, 2013г- 110,7 %, 2012г- 120,6 %, 2011г- 249,6%.

По динамике ИПЦ РБ среди стран СНГ явл лидером (негативным). В РФ ИПЦ 2013г- 106,5%, Казахстан - 104,8%.


30. Открытая экономика и основные формы международных экономических отношений.

Открытая эк-ка – эк-ка, все резиденты кот. совершают сделки с внешним миром без ограничений. В чистом виде открытой экономики не существует, т.к. в каждой стране имеются опред-е ограничения.

Различают малую открытую экономику и большую открытую экономику.

Малая открытая эк-ка это страна, внутренние экономич. процессы кот. не оказывают влияния на мировые экономич. процессы (например, экономика РБ). Большая открытая экономика – эк. пр-сы оказывают влияние на мировую экономику (например, экономика США или стран Евросоюза).

Выделяют след формы эк отношений в мировом хоз-ве: международная торговля тов и усл; международная миграция рабочей силы; международные валютные отношения; деятельность международных экономических.

Международная торговля тов-ми и услугами — это торговля тов и усл м/у резидентами нац эк-ки и ее нерезидентами. Компонентами междупародной торговли являются экспорт, т.е. продажа товаров резидентами нерезидентам, и импорт, т.е. покупка товаров резидентами у нерезидентов.

Международная миграция раб силы — перемещение трудоспособного населения из одних гос-в в др, вызванное причинами эк и иного характера.

Причины возникнов междунар рынка труда: интернационализация хоз жизни; революция в науке, технике и сфере инфо; развитие интеграц проц-в.

Формы международной труд миграции разнообразны: межконтинентальная и внутриконт; временная и безвозвратная; маятниковая; сезонная; «утечка умов»; легальная и нелегальная.

Среди мотивов междунар миграции раб силы выделяются эк, политические, социальные, психологические, семейные, этнические и религиозные.

Международное движение капитала получило бурное развитие. Из стран, обладавших избытком капитала он вывозится в страны, где его не хватает. Критерием избыточности или недостаточности явл доходность капитала: в странах, нуждающихся в капитале, его доходность выше.

Перемещение капитала может осуществляться и двух основных формах — прямых и портфельных иностранных инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции — это реальные капиталовложения нерезидентов в средства производства, землю, материальные запасы на экономической территории другой страны. Прямые инвестиции обычно осуществляются иностранными фирмами, пожелавшими производить какие-либо товары или оказывать услуги на территории другой страны. Портфельные иностранные инвестиции — это инвестиции в финансовые активы и предоставление кредитов нерезидентами резидентам национальной экономики. Портфельпые инвестиции осуществляются банками и инвестиционными компаниями, которые не предполагают управлять каким-либо предприятием внутри страны, но желают получить от него доход, купив часть акций, других ценных бумаг или предоставив данному предприятию кредит.

Существенную роль в мировой экономике играют международные валютные отношения, так как большинство стран имеют национальные валюты и нуждаются в механизме регулирование международных расчетов и обмена валют.

Координацией экономической политики занимаются международные экономические организации (ООН, МВФ, Всемирный банк).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: