Критерий t-Стьюдента для одной выборки

Метод позволяет проверить гипотезу о том, что среднее значение изучае­мого признака Мх отличается от некоторого известного значения А. Проверя­емая статистическая гипотеза: Н0: М = А. При ее отклонении принимается альтернативная гипотеза о том, что Мх меньше (больше) А.

Исходное предположение: распределение признака в выборке приблизитель­но соответствует нормальному виду.

Структура исходных данных: значения изучаемого признака определены для каждого члена выборки, которая репрезентативна изучаемой генеральной со­вокупности.

Альтернатива методу: нет.

Формула для эмпирического значения критерия t-Стьюдента (1):

ПРИМЕР РАСЧЕТА

Предположим, исследовалось влияние условий воспитания в детском доме на ин­теллектуальное развитие детей. При использовании стандартного теста интеллекта для случайной выборки воспитанников детдома, состоящей из 36 детей, были получены следующие результаты: Мх = 106; σ = 15; N = 36. Исследователя интересовало, превышает ли интел­лект воспитанников детдома нормативный показатель А = 100. Для принятия ста­тистического решения был определен уровень α = 0,05.

Ш a г 1. Вычисляем по формуле (1) эмпирическое значение критерия и число сте­пеней свободы: tэ = 2,4; df= 35.

Ш а г 2. Определяем по таблице критических значений критерия f-Стьюдента р -уровень значимости. Для df = 35 эмпирическое значение находится между критическими для р = 0,05 и р = 0,01. Следовательно, р < 0,05.

Ш а г 3. Принимаем статистическое решение и формулируем вывод. Статистичес­кая гипотеза о равенстве среднего значения заданной величине отклоняется. Ин­теллект воспитанников детдома (М= 106; σ = 15; N= 36) статистически достоверно превышает нормативный показатель интеллекта А = 100 (на уровне значимости р < 0,05).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: