Основные задачи и направления развития терапии.
Развитие терапии основывается на высоких медицинских технологиях, современных достижениях науки в биохимии, иммунологии, биофизике, генетике и др. Это определяет задачи, стоящие перед практическим здравоохранением и учреждениями, которые готовят кадры для здравоохранения:
1. повышение качества культуры и оказания медицинской помощи;
2. обеспечение жителей необходимыми лекарственными средствами и
предметами ухода;
3. профилактика заболеваний;
4. формирование здорового образа жизни человека в борьбе с вредными привычками;
5. повышение качества подготовки медицинских кадров.
Самыми главными являются мероприятия по профилактике заболеваний:
· повышение уровня жизни людей
· устранение причин заболеваний
· улучшение условий труда, быта
· охрана окружающей среды.
Современный фельдшер должен владеть навыками использования диагностических методик, оказания неотложной помощи. Одним из главных направлений развития охраны здоровья является реабилитация больных:
|
|
· восстановление здоровья
· трудоспособности после таких заболеваний, как инфаркт миокарда, заболевания почек, легких, органов пищеварения и др.
В XIX в. в свете научных открытий И. П. Павлова и И. М. Сеченова болезнь определяют, как нарушение функций, вследствие которого возникает угроза жизни. Ашофф (немецкий ученый) определил: это реакция организма на вредно действующее влияние внешней среды и составляет сущность больной жизни. С. П. Боткин: болезнь — это стесненная в своих обстоятельствах жизнь. К. Маркс: болезнь есть реакция организма на его повреждения.
Таким образом, болезнь — это нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в ответ на действие чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды через посредство нервной системы.
Все классификации отражают разные подходы к группированию заболеваний:
· по этиологии — инфекционные, неинфекционные;
· по анатомо-топографическим признакам основной локализации болезни — болезни сердца, почек, легких, печени, крови и др.;
· по признакам пола и возраста — женские, детские, болезни старшего возраста.
Различают также острые (имеют определенный период времени) и хронические (продолжаются всю жизнь, хотя возможно и выздоровление) заболевания.
В развитии болезни различают четыре стадии или периода:
· Латентный (инкубационный) — период от первого воздействия
причины болезни до первых клинических проявлений ее;
· Продромальный — период появления неспецифических признаков болезни до развертывания полной клинической картины. Диагностика в этот период имеет большое значение, так как раннее лечение
обусловливает благоприятный исход болезни.
|
|
· Развития болезни — появление специфических признаков болезни, полное развертывание клинической картины болезни. Однако возможны стертые формы, которые не сопровождаются выраженными признаками. По течению этот период может быть острым или хроническим; в последнем случае болезнь протекает вяло и тянется месяцами и годами. На протяжении течения хронического заболевания выделяется фаза обострения или рецидива, когда все проявления болезни становятся более выраженными. В терапии термин «обострение» равнозначен термину «рецидив» (рецидив язвенной болезни желудка, ревмокардита и др.). Выделяется также фаза ремиссии, когда признаки болезни значительно уменьшаются, и пациент становится трудоспособным, чувствуя себя здоровым;
· Период выздоровления (реконвалесценции) — исчезновение признаков болезни, полное восстановление трудоспособности. Полное выздоровление не всегда является окончательным. Возможны осложнения, т.е. изменения в органах и системах, ранее не вовлеченных в патологический процесс. Полное выздоровление при хроническом течении болезни возможно значительно реже, чем при остром течении.
Исходы болезни:
· выздоровление
· летальный (смертельный) исход, которому предшествует терминальное состояние
· терминальные состояния могут быть обратимыми и поддаваться лечению в реанимационных отделениях
· ограничение или утрата трудоспособности, инвалидность
Различают группы инвалидности:
· III группа — пациенты ограниченно трудоспособны, разрешается легкий труд;
· II группа — пациенты нетрудоспособны, иногда разрешается ограниченный рабочий день;
· I группа — пациенты нетрудоспособны и нуждаются в постороннем уходе.
Группы инвалидности определяются во МСЭК (медико-социальная экспертная комиссия) через четыре месяца непрерывного пребывания на лечении по больничным листам.
Отдаленные последствия. Иногда после перенесенной болезни и кажущегося полного выздоровления через длительное время развиваются различные патологические процессы, которые создают новую клиническую картину болезни в виде пневмосклероза, катаракты, лейкемии и др.
Прогноз болезни — это предсказание исхода заболевания. Прогноз зависит от вида болезни, тяжести его течения, наличия осложнении, ее влияния на деятельность жизненно важных органов и систем человека. Прогноз болезни может быть благоприятным (предполагается выздоровление), сомнительным (неуверенность в благоприятном исходе) и неблагоприятным (предположение о летальном исходе). При легком течении очаговой пневмонии — прогноз благоприятный, при осложненном течении крупозной пневмонии — сомнительный, а в IV стадии рака — неблагоприятный.
Этиология — это учение о причинах болезни. Причины могут быть самыми разнообразными.
Патогенез — учение о механизмах развития, течения и исходах заболевания.
Современная терапия является в основном патогенетической, преследующей задачу пресечь развитие процесса или изменить в благоприятную сторону его течение. Выделяют частный и общий патогенез.
Частный патогенез включает анализ механизмов развития частных нозологических форм (пневмонии, гипертонической болезни и др.). Существуют и общие механизмы развития, характерные для разных заболеваний. При общем патогенезе анализируются общие закономерности развития и течения заболевания и их типовых вариантов. Эти два типа патогенеза тесно связаны между собой. Каждая болезнь проявляется соответствующими признаками, которые делятся на симптомы и синдромы.
Симптом — это признак болезни. Например, кашель — симптом бронхита; жажда — симптом сахарного диабета; боль в сердце — симптом стенокардии; одышка — сердечной недостаточности.
|
|
Симптомы различают: субъективные и объективные. Объективные симптомы выявляются при осмотре, пальпации, перкуссии и аускультации. Например, отеки, увеличение печени, селезенки, шумы в сердце, хрипы в легких и др. Субъективные симптомы представляют собой ощущение пациента.
Это отражение в сознании пациента патологических изменений в организме. Например, боль разной локализации, головокружение, тошнота и др.
Синдром — это совокупность тесно связанных между собою симптомов с единым патогенезом, отражающих те или иные патологические изменения в системах и тканях. Примеры: отечный синдром (отеки, асцит, анасарка, бледность или цианоз кожи); бронхоспастический (удушье, кашель, хрипы при аускультации).
Диагностика — это наука распознавания болезней. Термин включает в себя всё обследование пациента и определение диагноза.
Диагноз — это краткое заключение врача, фельдшера о сущности заболевания.
Различают предварительный диагноз, который ставится обычно только при наличии части информации, полученной при обследовании пациента (его жалобы, анамнез, объективное обследование, частично-инструментальное), и преимущественно на предварительных этапах обследования в поликлинике, приемном отделении. Окончательный (клинический) диагноз выставляют, когда имеются все данные о пациенте, в том числе и лабораторно-инструментальные исследования. Клинический диагноз состоит из диагноза основного заболевания, осложнения основного и сопутствующих диагнозов.
Окончательный (клинический) диагноз выставляется в результате дифференциального диагноза. Дифференциальный диагноз — это исключение всех предположенных диагнозов, имеющих некоторое сходство с данным диагнозом по отдельным симптомам.
Одним из путей решения проблемы ранней диагностики является диспансерное обследование — изучение практически здоровых людей. В процессе диспансерного обследования даже при отсутствии жалоб пациента можно обнаружить порок сердца, туберкулез и другие болезни.
|
|
В больничной практике, к сожалению, допускаются диагностические ошибки (врачебные ошибки).
Выделяют три группы причин диагностических ошибок:
· недостаточность знаний
· дефекты обследования
· неправильное умозаключение.
После выставления диагноза пациенту назначается лечение:
1. Оно бывает комплексным, т.е. включающим кроме медикаментозных средств еще рекомендации по режиму, диете, физиотерапии и другим нетрадиционным методам лечения.
2. Лечение, которое проводится в поликлинике, называется амбулаторно-поликлиническим.
3. В стационаре — стационарным.
4. В санатории — санаторным.