Для любой целевой группой справедливы несколько фундаментальных принципов, включая следующие:
1. Не цепляйтесь за какую-то одну демографическую характеристику; рассматривайте человека в целом. Чтобы хорошо понимать целевую аудиторию, нужно действовать в разных демографических аспектах, так, как это делает, например, психографика, учитывая ценности, позиции потребителя, личность и стиль жизни. Например, позиции американца латинского происхождения, среднего возраста, живущего в пригороде и являющегося руководителем компании, скорее всего будут значительно отли-чаться от позиций молодого человека того же происхождения, но живущего в городе и имеющего уровень дохода ниже черты бедности, или от позиций работающей, имеющей детей женщины, получающей минимальную зарплату. Взгляды американцев во втором и третьем поколении отличаются от взглядов вновь прибывших иммигрантов. Афро-американцы, чьи базовые ценности сформировались до 1960-х гг., будут иметь одну точку зрения, участники же движения за гражданские права — другую, а подростки — третью.
2. Избегайте стереотипов. Реклама Тасо Bell задела американцев мексиканского происхождения, потому что она слишком напоминала поиск нелегальных иммигрантов. В штате Пенсильвания реклама лотереи со строкой «Нет билета — нет денег» («No ticket— no money») была негативно встречена американцами китайского происхождения. Реклама Dow Chemical, в которой дородная негритянка восклицала «Ох-ви», была оскорбительна для афро-американцев, так как вызывала ассоциации с чернокожими нянями времен рабства. Активисты движения коренных американцев изъявили протест, когда пивовар попытался представить солодовый напиток под названием «Crazy Horse». К сожалению, список оскорбительных реклам можно продолжать до бесконечности.
Будьте осторожны даже с «позитивными» стереотипами. Далеко не все афро-американцы являются великими атлетами, музыкантами или танцорами, а реклама часто изображает их именно такими. Далеко не все американцы азиатского происхождения становятся известными математиками или учеными. Когда фигуристка Кристи Ямагучи выиграла золотую медаль на Олим-
пийских играх, «New York Times» опубликовала анонимный комментарий: «Не все из нас волшебники в математике или науке, операторы прачечной или владельцы ресторанов, некоторые из нас — фигуристы, архитекторы, писатели. И более. И менее». Это справедливо для представителей любой являющейся целью вашей рекламной кампании группы.
3. Смейтесь вместе с ними, а не над ними. Юмор уместен, если только он не опирается на оскорбительные стереотипы. Чтобы проверить, не является ли ваш юмор оскорбительным для той или иной группы, попробуйте заменить одного из персонажей представителем другого рыночного сегмента. Например, вы хотите быть уверены, что потребитель запомнит имя компании (или товара), и создали рекламу с персонажем, который плохо слышит, так что ему приходится все время повторять ее название (так поступила компания Country Time Lemonade). Или вы использовали другой персонаж — пожилую женщину, которая все время забывает название, и приходится ей его напоминать, как сделала другая компания. Однако если молодой, здоровый студент колледжа не сможет расслышать или запомнить название, будет ли это столь же смешно? Наверное, нет. А если вы замените пожилую женщину на студента колледжа в состоянии наркотической интоксикации? Будет ли это справедливым изображением студенчества? Конечно, нет.
4. Создавайте релевантные связи с благотворительными организациями. Рассмотрите возможность передачи части доходов с продаж в сферы, которые дороги вашему потребителю, такие как исследования проблемы СПИДа, пенсионный совет, специальные Олимпийские игры, кризисный центр, Гуманитарный фонд коренных американцев, Фонд серповидно-клеточной болезни, Объединенный фонд негритянских колледжей или ASPIRA, Фонд поощрительных стипендий для американцев латинского происхождения. Однако это должны быть долговременные соглашения, а не одноразовые сделки.
5. Проверьте рекламное сообщение на представителях целевой аудитории. Вы сможете вовремя обнаружить и исправить ошибки. Например, бакалейная сеть Publix пожелала своим потребителям «тихого, мирного Yom Kippur», разместив это пожелание прямо под объявлением о продажах свиных отбивных и свежей свиной лопатки, хотя могла избежать неловкой ситуации, если бы предварительно продемонстрировала объявление кому-то из евреев.
Предлагаемые упражнения |
6. Учтите в своих рекламных объявлениях все многообразие потребителей. Америка становится все более многообразной, так что учет данного факта является не просто правильным, но необходимым решением.
1. Просмотрите телевизионные передачи в прайм-тайм в течение двух часов и отметьте, как в них представлены упоминаемые в этой главе группы. Сколько из них оказывается на ведущих ролях? Сколько задействовано стереотипов? Какие товары они предлагают?
2. Сравните печатные рекламные объявления, касающиеся одежды, напитков и туризма, в журналах общего профиля (таких как «Cosmopolitan», «Vogue», «Sports Illustrated» и «Newsweek») и в специализированных журналах (таких как «Essence» и «Ebony», предназначенных для афро-американцев; «Latina» и «People en Espanol» — для американцев латинского происхождения, «New Choices» и «Modern Maturity» — для людей пожилого возраста). Одинаковы ли эти рекламные объявления? Если нет, то прокомментируйте различия в образах и текстах в зависимости от целевой аудитории.
3. Выберите рекламное объявление (рекламу зубной пасты, мыла или чипсов) и перепишите текст, адаптировав его непосредственно для того или иного этнического меньшинства.
4. Напишите заголовки для следующих товаров: (а) обезболивающее средство при артрите, (б) адгезив для зубных протезов и (в) нижнее белье для взрослых с проблемами контроля мочевого пузыря.
5. Просмотрите рекламы автомобилей за последние десятилетия и прокомментируйте изменения в способах изображения людей. (В вашей библиотеке должны найтись старые номера журналов «Time» или «Newsweek».)
Практикум |