Основы развития службы в Древней Руси

Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни, а ее традиции уходят в глубины времени более чем на тысячу лет.

В Древней Руси закладывались основы государственного управления и государственной службы, которые первоначально были нераздельны с военной организацией и строились на принципах вассалитета. Западный институт вассалитета хотя и предполагал равноправие сторон, но включал понятие свободы. Вольный сеньор на оскорбление со стороны короля имел право ответить объявлением войны. Подданные западноевропейских монархов имели привилегии, а сам король был лишь «первым из дворян». Он мог, например, распорядиться жизнью и смертью дворянина, но не мог ударить его. Вассальные отношения были отношениями двух юридически значимых сторон, каждая из которых была связана взаимными правами и обязанностями. Такой же тип отношений складывался и в Киевской Руси.

Великий Князь в решении вопросов государственного управления, защиты территории и др. опирался на дружину – вооруженный конный отряд, который всегда находился при князе.

Дружинники служили князю опорой, им отводились наиболее почетные и ответственные должности: воевод, тысяцких, сотских и т.д. В XI – XII веках многие дружинники становились слугами при дворе и в княжеском хозяйстве (тиуны), а также сборщиками налогов (вирниками), писцами.

Князь заботился о содержании, «кормлении» дружины, которая обеспечивалась за счет военной добычи от завоевательных походов, отчислений от дани, судебных сборов и пр. Главные средства на содержание дружина получала в виде военной добычи, но дружинники постепенно обрастали собственностью. С XII века им давались волости в «кормление» и управление.

По мере укрепления государства традиционные племенные границы постепенно стирались. Низшими административными работниками являлись биричи, которые объявляли княжеские указы, собирали подати, вызывали ответчиков в суд и т.д. За свою работу все эти должностные лица на местах получали «корм» за счет специальных сборов с населения. Так складывалась система кормлений.

Постоянное отслоение значительной части дружины, отход от практической управленческой и военной деятельности вызывали потребность в формировании профессионального слоя вольных военных слуг (служащих). В конце XII века на смену дружинной организации управления пришла иная, основу которой составляло дворянство. В период раздробленности каждое княжество, земля представляли собой суверенное политическое образование. В состав княжеской и вотчинной администрации, составлявшей в совокупности «княжий двор», - аппарат управления – входили военные, административные, финансовые, судебные, хозяйственные и другие кадры (воеводы, наместники (глава местного управления), посадники, волостели, тысяцкие и т.д.). Высшие, наиболее значимые должности занимали бояре, остальные дворяне (люди княжеского двора). Материальное обеспечение их осуществлялось за счет передачи им части доходов от управления («кормления») или же пожалованием земель в вотчину (наследственная собственность).

Выделение управленческой деятельности в важную самостоятельную профессиональную сферу, появление многочисленного слоя государственных служащих произошло со становлением централизованного русского государства (XV- XVII века) и формированием самодержавия (царства). Общественная система в период Московского государства строилась на принципах подданства – как на Востоке, а не вассалитета – как в Древней Руси. К концу XV века произошла сакрализация власти на основе православных постулатов. Великий князь, а затем царь рассматривался как наместник Бога на земле.

Любое несогласие, а тем более выступление против власти рассматривалось как выступление против Бога. Соответственно и для государственных служащих полное подчинение государю было обязательным.

Высший слой «служивых людей» делился на чины: думные (члены Боярской Думы), высшие придворные чины (дворецкие, кравчие, постельничие, ловчие, сокольничие, ясельничие), московские чины (стольники, стряпчие, «большие» дворяне, дьяки, шатерничие, жильцы) и «выбор из городов» (представители дворян от уездных корпораций).

Формируется сложная иерархия чинов в Московском государстве. Конюший становится старшим боярином. Окольничий занимался организацией переговоров с иностранными послами.

Множество должностей было связано с ритуалом царского двора: спальники – дежурили в комнате государя, чашник – ведал погребами, стольник – обслуживал царя за обедом, сокольничий – заведовал царской охотой.

Со времен Ивана IV Грозного каждое сословие, исходя из своего места в структуре общества, обязано было служить самодержавной и религиозной власти.

Рубежным событием, придавшим службе подлинно государственное предназначение, стала утвержденная Петром Великим 24 января 1722 года «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных».

Когда Петр I короновал себя императором, следуя европей­ской традиции, то он прежде всего обозначил себя, высшим и победоносным военачальником. Этим актом верховная власть была поставлена над территорией, населением и властью, призвана управлять страной. Все население страны рассматри­валось равно подданными императора, независимо от его нацио­нального, религиозного и социального состава. Таким подходом закладывалась уникальность Российской империи, в которой не было господствующего народа, как и не было деления на метро­полию и колонии. Развитие разных местностей общей территории определялось их условиями, ресурсами и населением, что, разу­меется, не исключало присущего тому времени деспотизма, как общегосударственного, так и местного.

В отличие от Людовика XIV, французского короля (1643—1715), правившего почти в тот же период и считавшего, что «государ­ство — это я», Петр I полагал себя отцом страны, несущим всю ответственность за ее судьбу. Такой взгляд на статус императора многое предопределял в идеологии, организации и правовом ре­гулировании явлений государственности. Не случайно немало русских исследователей в верховной власти усматривали идеал на­рода.

Табель о рангах представляет собой выдающееся событие в отечественной истории. Это очень значимый интеллектуальный продукт, плод мысли множества людей и, главным образом, гения Петра I; актуальный и действенный нормативный акт, заложивший основы многих явлений и отношений в российской государственном строительстве.

Можно выделить следующие принципиальные моменты, которые характеризуют Табель о рангах.

Во-первых, этот документ принимался в определенную исто­рическую эпоху. Переход из XVII в XVIII век по всей Европе отмечался «грубым» средневековьем, рассветом феодализма, кре­постничества, становлением национальных государств и их борь­бой между собой за расширение территорий и зон «влияния». В эти годы шли войны: англо-испанская, англо-французская, за испанское наследство, франко-австрийская, с Оттоманской им­перией, а не только русско-шведская. Вся Европа бурлила в военных схватках. Неспокойно было и внутри страны (восстания Кондратия Булавина, восстание башкир, бунт «служилых» лю­дей в Сибири, заговор сына царевича Алексея и т. д.).

Во-вторых, Табель о рангах является особым правовым, явле­нием в истории России. Если Судебники 1497 и 1550 годов были сугубо русским творением, основанным на традициях, идущих от Русской Правды и более древних источников, то Табель представ­ляет собой документ, составленный на базе изучения и заимство­вания опыта законодательства европейских абсолютистских госу­дарств. Изучалось законодательство о чинах Англии, Франции, Голландии, Дании, Пруссии. Некоторые исследователи указывают, что наибольшее влияние на табель оказали правовые нормы Шведского, датско-Норвежского и Прусского королевств.

В то же время это не было слепое ко­пирование и не был даже механический синтез. Проделана боль­шая работа самостоятельной мысли, в которой на первом месте стояла русская практика, затем челобитные (просьбы-предложе­ния разных органов и лиц) и лишь на третьем — иностранное за­конодательство. Табель о рангах выдержала испы­тание временем и сыграла важную роль в истории России. Значит, сделана она была по меньшей мере, неплохо.

В третьих, Табель о рангах впервые сформировала в России единую государственную службу. Взамен разных служб, в том числе традиционных, с января 1722 года все вновь введенные чины: воин­ские, гражданские и придворные — были разбиты на 14 классов, или ран­гов, с низшего (14-го) до высшего (1-го). Все равнообязаны были служить императору, что в тех условиях способствовало укрепле­нию Российского государства. Важно отметить, что даже придвор­ная служба, вызванная исключительно потребностями императо­ра и его семьи, рассматривалась в качестве службы Отечеству, что в дальнейшем и подтверждала судьба некоторых фаворитов.

В-четвертых, Табель о рангах была в какой-то мере попыткой преодоления стереотипов родовой аристократии. На смену иерар­хии званий, основанных на знатности происхождения (как это было в XVI—XVII вв.), вводилась иерархия в зависимости от личной выслуги, служебных заслуг, знаний человека.

В-пятых, Табель о рангах была задумана и учреждена в рамках и контексте широкой и комплексной реформы всего Российского государства, и прежде всего тех его составных частей, которые обозначались термином «государственный». Скажем: установле­ние в городах самоуправления (1691), учреждение Сената (1711), реформирование губернского управления (1721), создание прак­тически новой армии и флота, научных и учебных заведений, множества иных структур, заложивших первоосновы Российской империй.

И в-шестых, масштабные деяния Петра I, особенно созидательные по смыслу, были оборваны, как говорится, на взлете. Ведь только после Ништадского мирного договора Россия получила небольшую передышку и могла за­няться приведением себя в порядок. Надо было время для восста­новления сил, закрепления побед, упорядочения социально-эко­номических и государственно-правовых процессов. Это в полную меру касалось и Табели о рангах, преобразующий характер кото­рой мог явиться только через многие годы.

Петр I много сделал для организационно-правового упорядо­чивания Российской империи. Но он не сумел заложить того, что составляло бы конституционно-правовые основы государственности, которая получила бы признание и поддержку в обществе и стала бы обязательной для последующих поколений, с которой должны были бы считаться его наследники по генеалоги­ческой линии семьи Романовых. Известно: Петр I вздыбил Россию, но ведь вздыбленным нельзя стоять, надо скакать, а чтобы скакать, надо управлять.

Послепетровская история объективно подтвердила, что любое начало, каким бы оно ни было высоким и важным, требует удер­жания в институтах, иначе оно не получает продолжения.

Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Ели­завета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I и последующие самодержцы были людьми другого масштаба, по-своему относи­лись к Табели о рангах и ее использованию, корректировали и ин­терпретировали ее по своему разумению. Наиболее существенные изменения были внесены Петром III и Екатериной II. Именно Петр III издал 18 февраля 1762 года Манифест о вольности дворянства, которым освободил дворян от обязательного несения военной и гражданской службы и предоставил им право свободного выезда в другие страны.

Еще большие им привилегии были даны Екатериной II в Жалованной грамоте дворянству (1785). Подтверждалось исклю­чительное право дворян на владение населенными имениями, освобождение их от обязанностей службы, от податей, от телес­ных наказаний и т. п. В руки дворянства отдавалась вся власть на местах. Они в губерниях и уездах образовывали дворянские со­брания, избиравшие из своей среды губернских и уездных предво­дителей дворянства и должностных лиц губернских учреждений. Одновременно (1785) была издана Жалованная грамота городам, поделившая городское население на шесть сословных разрядов, составлявших «общество градское». Предусматривалось избра­ние общей городской думы (раз в 3 года) и назначение из ее среды шести гласных, что привлекало к городскому управлению купе­чество и другие нарождающиеся буржуазные элементы города.

Сами дворяне по-разному относились к факту выведения их за пределы Табели о рангах. Одни из них, невзирая на свободу, предпочитали служить Отечеству, другие уходили от нудных обя­занностей службы. Были, конечно, те, которые использовали от­крывшиеся возможности для самообразования, занятий наукой, литературой, искусством, промышленностью и сельским хозяй­ством. Они немало сделали по развитию страны.

Но в целом дворянство добилось снятия с себя обязанностей перед государством и воз­ложило их на другие сословия.

В годы правления Николая I, Александра II, Николая II произошло фактическое разделение го­сударственной службы. Если еще ранее, в «женский» период императорства, придворная служба утратила признаки государ­ственной, то теперь государственная служба распалась на воен­ную и гражданскую, каждая из которых стала постепенно приоб­ретать свои специфические свойства.

Гражданская служба больше становилась так называемой общественной, связанной с бизнесом и соответственно зараженной коррупцией, стяжательством, личным обогащением чиновников. Военная служба сохраняла и несла дух государственности, что и проявилось в том, что одна часть офицерства долго боролась за восстановление Российской империи, а другая, перешедшая на сторону советской власти, также стремилась укрепить новое государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: