Методические указания для студентов. В результате изучения студентами обязательного минимума содержания дисциплины «Конфликтология», предусмотренного государственным образовательным стандартом

В результате изучения студентами обязательного минимума содержания дисциплины «Конфликтология», предусмотренного государственным образовательным стандартом, и реализации в процессе обучения требований по обеспечению прикладной направленности дисциплины, а также самостоятельной работы обучаемых, вы должны:

иметь представление:

о предмете конфликтологии, ее месте и роли в культуре межличностного взаимодействия, в управлении и менеджменте;

об основных этапах развития конфликтологической мысли в мире и в науке социального управления;

о содержании современных конфликтологических концепций и моделей анализа конфликтов;

о сущности и методах предупреждения, регулирования и разрешения конфликтных ситуации;

о стратегиях и стилях поведения в конфликтных ситуациях;

о роли и видах посредничества в урегулировании конфликтов;

о механизмах, способах и методах ведения переговорного процесса;

знать:

основные понятия конфликтологии, методологию и методику анализа конфликтных ситуаций;

причины возникновения, предмет, структуру и способы предупреждения конфликтов;

типологию конфликтов, специфику' их проявления в различных сферах жизни общества;

социальные, психологические и социально-психологические технологии регулирования и разрешения конфликтов;

специфику прогнозирования, предупреждения и разрешения конфликтов в органах государственной власти.

основные учения и понятия конфликтологии, их роль в формировании организационной культуры и социальном управлении;

основы этики поведения в конфликтных ситуациях;

сущность и применение системно-ситуационного и системно-информационного анализов конфликтов;

виды медиаторства в урегулировании конфликтов;

основы переговорного процесса;

уметь:

выявить и проанализировать суть конфликта (основного, ядерного столкновения);

использовать различные стили поведения в конфликте и различные стратегии разрешения конфликта в зависимости от ситуации управления;

использовать адекватные переговорные техники в зависимости от типа конфликтной ситуации;

реализовать роль посредника в конфликтной ситуации;

прогнозировать и урегулировать внутриорганизационный конфликт;

организовать свое поведение в ходе конфликта так, чтобы снизить его деструктивные последствия;

завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам.

Данный курс призван помочь будущим государственным и муниципальным служащим понять, что конфликт – такая же норма жизни, как и мирное сосуществование. Поэтому будущий чиновник, изучая этот курс, получает представление о естественности конфликтных ситуаций в нашей жизни, подобно тому, как естественными нам представляются обстоятельства согласия и гармонии. Способность адаптироваться как к тем, так и к другим – конкурентное преимущество современной личности.

Получая инструментарий конфликтологии и ее технологии, студент научается отличать функциональный конфликт от дисфункционального, определять личные и структурные составляющие конфликта, находить наиболее адекватные разным ситуациям формы регулирования разногласий, разрешать или, напротив, стимулировать конфликты, используя их творческую энергию во благо. Поскольку конфликт – это острая форма развития, то конфликтологическая креативность становится основанием для конструктивного движения, как в личном совершенствовании, так и в организационной коммуникации.

Исторический опыт показывает, что бесконфликтная модель общества является иллюзией, а, с другой стороны, согласие и сотрудничество являются основой интеграции общества и его успешного поступательного развития.

В общественном сознании произошли изменения, и отношение к конфликту стало не только как к естественному, но в некоторых случаях даже как к желательному явлению. Это порождает проблему эффективного управления конфликтами во всех областях его проявления и обусловливает интерес к проблеме изучения происхождения, развития, регулирования и разрешения конфликтов в обществе исследователей общественных явлений: философов, социологов, психологов, педагогов, экономистов. Начиная с 80–90-х годов, российская конфликтология начинает интенсивно развиваться и вступает на новый уровень своего развития – формирования самостоятельной науки. Современное состояние психологии характеризуется интенсивным освоением зарубежного опыта и реализацией его в практической деятельности.

Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, экзамен.

В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагается основное содержание тем, коренные проблемы конфликтологии в их историческом развитии и органическими связями с современным общественным развитием, задачами социального управления. Для повышения эффективности усвоения конфликтологии целесообразно активно участвовать в различных активных формах проведения занятий.

Целью семинарских занятий является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. На семинарские занятия выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объеме учебной программы. В ходе семинарских занятий формируются умения студентов стройного логического изложения своих мыслей и ведения дискуссий; применения основных законов, категорий, и принципов научного конфликтологического знания для познания и преобразования в реальных условиях и процессах предстоящей практической управленческой деятельности. Для адекватной реализации полученных знаний при изучении конфликтологии в практической деятельности, активизации и повышения уровня мышления рекомендуется активно включаться в проводимые преподавателем интерактивные игры, моделирование конфликтных ситуаций, самодиагностику и групповую исследовательскую работу.

На самостоятельной работе студентам прививается практика работы с конфликтологической литературой, а также навыки самостоятельного научного поиска и исследовательской работы. Такие занятия помогают осуществлять обратную связь и оказать практическую помощь студентам при подготовке к семинарским занятиям, собеседованиям, написанию рефератов и других научных работ.

Консультация как одна из форм учебной работы студентов, направлена на привитие навыков самостоятельного изучения материала и его интерпретации.

Текущий контроль усвоения знаний по конфликтологии осуществляется в ходе всех видов занятий и в форме, избранной преподавателем или установленной кафедрой.

Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме экзамена.

Оценка определяется степенью самостоятельности суждений на основе сравнения изученных источников, конкретизации знаний на основе опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: