Семинарское занятие № 4 (2 часа)
Тема занятия:. Типология и виды конфликтов.
Цель занятия: Рассмотреть понятие сущности конфликта и его причин.
Основные понятия: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон», «конфликтная ситуация» и «инцидент».
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие конфликта
2.Сущность конфликта и его структура.
3. Проблема типологии конфликтов.
4. Классификация конфликтов.
Проблемные вопросы:
1. В чем состоит суть проблемы определения конфликта как категории конфликтологии?
2. Почему конфликт рассматривается как сложное многомерное явление?
3. В чем различие необходимых и достаточных условий возникновения конфликта?
4.В чем состоит различие общих и частных причин конфликтов?
5.Приведите пример конфликтной ситуации, возникшей в педагогическом процессе.
6.В чем причина разнообразия классификаций конфликтов?
7.Какая из обозначенных вами классификаций кажется вам наиболее приемлемой?
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение конфликта.
2. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.
3. Чем характеризуется противоборство субъектов социального взаимодействия?
4. Дайте определение основных структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».
5. Приведите классификацию конфликтов.
6. Дайте определение причин конфликта.
7. Приведите классификацию причин конфликта.
8. Дайте определения понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент».
9. Перечислите типы конфликтных ситуаций.
Самостоятельная работа:
· Конспектирование: Н.И. Леонов «Номотетический и идеографическийподходы в конфликтологии»(Конфликтология:Хрестоматия/Н.И. Леонов-М.,2003, 277-281 с.)
· Домашнее задание: подготовиться к проведению игр, решениюпрактических ситуаций.
Деловая игра «Жалоба»
Цель игры: развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.
Игровая ситуация, порядок проведения игры подробно изложены в следующем источнике: Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005.
Литература
Основная
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. –М.: ЮНИТИ, 1999.
–Разд.IV.
2. Гришина Н. В. Психология конфликта. -СПб.: Питер, 2000.
3. Конфликтология / Под ред А.С.Кармина. СПб.: Лань, 1999. –Гл. 2.
4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005.
Дополнительная
1. Преториус Р. Теория конфликта // Полис. 1991. № 5.
2. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Учебное пособие. –Ростов н/Д: Феникс, 1997.
3. Философы, социологи, психологи о конфликте: Сб. текстов для студентов психолого-педагогического факультета. Часть I. –Красноярск: КГУ, 1991.
4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, 1989.
5. Боттомор Т.Б. Социологическая теория и изучение социального конфликта // Общественные науки за рубежом: Реферат. журнал. Серия: философия и социология. 1973. № 1
6. Гришина Н.В. Прихология конфликта. –СПб.: Питер, 2000.
- Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990.
8. Козер Л. Функции социального конфликта. –М.: Идея-пресс, 2000.
9. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. –М.: Владос, 1999.
- Коновалов В.В. Конфликт. Л., 1988.
Семинарское занятие № 5 (2 часа)
Тема занятия: Функции конфликтов (на примерегрупповых конфликтов).
· Основные понятия: групповые конфликты, причины конфликтов, факторы конфликтов, позиция, статус, внутренняя установка, роль, групповые нормы.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие групповых конфликтов их классификация и функции.
2. Самооценка методом тестирования готовности к личному взаимодействию.