Раздел 2. Общая теория конфликта

Семинарское занятие № 4 (2 часа)

Тема занятия:. Типология и виды конфликтов.

Цель занятия: Рассмотреть понятие сущности конфликта и его причин.

Основные понятия: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон», «конфликтная ситуация» и «инцидент».

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие конфликта

2.Сущность конфликта и его структура.

3. Проблема типологии конфликтов.

4. Классификация конфликтов.

Проблемные вопросы:

1. В чем состоит суть проблемы определения конфликта как категории конфликтологии?

2. Почему конфликт рассматривается как сложное многомерное явление?

3. В чем различие необходимых и достаточных условий возникновения конфликта?

4.В чем состоит различие общих и частных причин конфликтов?

5.Приведите пример конфликтной ситуации, возникшей в педагогическом процессе.

6.В чем причина разнообразия классификаций конфликтов?

7.Какая из обозначенных вами классификаций кажется вам наиболее приемлемой?

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение конфликта.

2. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

3. Чем характеризуется противоборство субъектов социального взаимодействия?

4. Дайте определение основных структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».

5. Приведите классификацию конфликтов.

6. Дайте определение причин конфликта.

7. Приведите классификацию причин конфликта.

8. Дайте определения понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент».

9. Перечислите типы конфликтных ситуаций.

Самостоятельная работа:

· Конспектирование: Н.И. Леонов «Номотетический и идеографическийподходы в конфликтологии»(Конфликтология:Хрестоматия/Н.И. Леонов-М.,2003, 277-281 с.)

· Домашнее задание: подготовиться к проведению игр, решениюпрактических ситуаций.

Деловая игра «Жалоба»

Цель игры: развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

Игровая ситуация, порядок проведения игры подробно изложены в следующем источнике: Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005.

Литература

Основная

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. –М.: ЮНИТИ, 1999.
–Разд.IV.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. -СПб.: Питер, 2000.

3. Конфликтология / Под ред А.С.Кармина. СПб.: Лань, 1999. –Гл. 2.

4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005.

Дополнительная

1. Преториус Р. Теория конфликта // Полис. 1991. № 5.

2. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Учебное пособие. –Ростов н/Д: Феникс, 1997.

3. Философы, социологи, психологи о конфликте: Сб. текстов для студентов психолого-педагогического факультета. Часть I. –Красноярск: КГУ, 1991.

4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, 1989.

5. Боттомор Т.Б. Социологическая теория и изучение социального конфликта // Общественные науки за рубежом: Реферат. журнал. Серия: философия и социология. 1973. № 1

6. Гришина Н.В. Прихология конфликта. –СПб.: Питер, 2000.

  1. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990.

8. Козер Л. Функции социального конфликта. –М.: Идея-пресс, 2000.

9. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. –М.: Владос, 1999.

  1. Коновалов В.В. Конфликт. Л., 1988.

Семинарское занятие № 5 (2 часа)

Тема занятия: Функции конфликтов (на примерегрупповых конфликтов).

· Основные понятия: групповые конфликты, причины конфликтов, факторы конфликтов, позиция, статус, внутренняя установка, роль, групповые нормы.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие групповых конфликтов их классификация и функции.

2. Самооценка методом тестирования готовности к личному взаимодействию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: