Цель: закрепление знаний студентов по основным проблемам межличностных конфликтов, развитие у них навыков самооценки личности и формирование умений анализировать полученные результаты тестирования и корректировать свое поведение в межличностных отношениях.
Студентам предлагают пройти представленные ниже тесты. Преподаватель организует обсуждение результатов тестирования и оказывает методическую помощь в выработке программы самосовершенствования и самокоррекции поведения.
Контрольные вопросы:
1.Назовите два основных типа групповых конфликтов.
2.Перечислите особенности конфликта «личность – группа».
3.Перечислите варианты конфликтов «личность – группа».
4.Назовите формы проявления конфликтов между личностью и группой.
5.Назовите основные причины конфликта между руководителем и возглавляемым им коллективом.
6.Объясните понятие «групповая атрибуция».
7.Что лежит в основе межгруппового конфликта?
8.Перечислите варианты межгрупповых конфликтов.
9.Перечислите основные формы проявления межгрупповых конфликтов.
|
|
10. Перечислите особенности субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта.
Самостоятельная работа:
· Ситуации См.: Бородкин Ф.М., Коряк Н.М.. Внимание, конфликт!. – Новосибирск: Наука, 1989. –С. 87, 89 – 90.
· Контрольный тест. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005. Стр. 254.
Литература
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. –М.: ЮНИТИ, 1999. –Гл. 2(, 31 - 34.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. -СПб.: Питер, 2000.
3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005.
4. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. –М.: Владос, 1999. –С. 144-146.
5. Конфликтология / Под ред А.С.Кармина. СПб.: Лань, 1999. –Гл. 5.
Раздел 2. Общая теория конфликта. Тема: Функции и структура конфликтов.
Семинарское занятие № 6 (2 часа)
Тема занятия: Сущность конфликта и его причины.
Основные понятия: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон», «конфликтная ситуация» и «инцидент».
Вопросы для обсуждения
1. Сущность конфликта и его структура.
2. Классификация конфликтов
3. Причины конфликтов.
Вопрос 1. Сущность конфликта и его структура.
При подготовке первого вопроса конфликт необходимо рассматривать как сложное социальное явление, которое характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины и динамика.
Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Достаточно выделить два основных признака конфликта.
|
|
Исходя из обозначенных признаков, представляется возможным сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта.
Структуру конфликта можно представить в виде схемы, на которой будут обозначены основные его элементы. Далее следует дать краткую характеристику основных структурных элементов конфликта.
Проблемные вопросы:
1. В чем состоит суть проблемы определения конфликта как категории конфликтологии?
2. Почему конфликт рассматривается как сложное многомерное явление?
3. В чем различие необходимых и достаточных условий возникновения конфликта?
Вопрос 2. Классификация конфликтов.
При изучении второго вопроса семинара необходимо, прежде всего, уяснить, что конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.
Классификацию конфликтов целесообразно представить в таблице:
№ п/п | Основание классификации | Виды конфликтов | Общая характеристика |
1. |
Проблемные вопросы:
10. В чем причина разнообразия классификаций конфликтов?
11. Какая из обозначенных вами классификаций кажется вам наиболее приемлемой (обоснуйте)?
Вопрос 3. Причины конфликтов.
При рассмотрении третьего вопроса следует иметь в виду, что причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания. Среди огромного множества причин конфликтов выделите две группы: общие причины конфликтов и частные причины.
Необходимо дать определение конфликтной ситуации, соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта можно выразить в виде схемы. При этом необходимо отметить важный фактор, обеспечивающий данное соотношение.
Проблемные вопросы:
1. В чем состоит различие общих и частных причин конфликтов?
2. Приведите пример конфликтной ситуации, возникшей в педагогическом процессе. Определите общие и частные причины конфликта.
Деловая игра «Жалоба»
Цель игры: развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.
Игровая ситуация, порядок проведения игры подробно изложены в следующем источнике: Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005.
Контрольные вопросы:
12. Дайте определение конфликта.
13. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.
14. Чем характеризуется противоборство субъектов социального взаимодействия?
15. Дайте определение основных структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».
16. Приведите классификацию конфликтов.
17. Дайте определение причин конфликта.
18. Приведите классификацию причин конфликта.
19. Дайте определения понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент».
20. Перечислите типы конфликтных ситуаций.
Самостоятельная работа:
· Конспектирование: Е. Мелибруда. «Поведение в ситуации конфликта»(Конфликтология:Хрестоматия/Н.И. Леонов-М.,2003, 181-189 с.)
· Домашнее задание: подготовиться к проведению игр, решениюпрактических ситуаций.
Литература
Основная
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. –М.: ЮНИТИ, 1999.
–Разд.IV.
6. Гришина Н. В. Психология конфликта. -СПб.: Питер, 2000.
7. Конфликтология / Под ред А.С.Кармина. СПб.: Лань, 1999. –Гл. 2.
|
|
8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005.
Дополнительная
11. Преториус Р. Теория конфликта // Полис. 1991. № 5.
12. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Учебное пособие. –Ростов н/Д: Феникс, 1997.
13. Философы, социологи, психологи о конфликте: Сб. текстов для студентов психолого-педагогического факультета. Часть I. –Красноярск: КГУ, 1991.
Семинарское занятие № 7 (2 часа)
Тема занятия: Динамика конфликта.
Цель занятия: Рассмотреть динамику конфликта.
Основные понятия: динамика и этапы развития конфликта, конструктивное разрешение конфликта, технологии эффективного общения, кооперация, конкуренция, технологии рационального поведения в конфликте, рационализация эмоций.
Вопросы для обсуждения:
1. Динамика развития конфликта и возможность его урегулирования на различных этапах конфликтного взаимодействия.
2. Технологии рационального поведения в конфликте.
Контрольные вопросы:
1.Что понимают под технологиями эффективного общения в конфликте?
2.Назовите основные содержательные аспекты процесса общения.
3.Сформулируйте основное (существенное) противоречие процесса общения в конфликте.
4.Сформулируйте психологический закон общения.
5.Сформулируйте основные правила эффективного общения в конфликте.
6.Что понимают под технологиями рационального поведения в конфликте?
7.Перечислите основные способы избавления от гнева по Д.Скотт.
8.Сформулируйте первое правило самоконтроля эмоций.
9.Сформулируйте второе правило самоконтроля эмоций.
10. Сформулируйте третье правило самоконтроля эмоций.