Вопрос 2. Самооценка методом тестирования готовности к личному взаимодействию

Цель: закрепление знаний студентов по основным проблемам межличностных конфликтов, развитие у них навыков самооценки личности и формирование умений анализировать полученные результаты тестирования и корректировать свое поведение в межличностных отношениях.

Студентам предлагают пройти представленные ниже тесты. Преподаватель организует обсуждение результатов тестирования и оказывает методическую помощь в выработке программы самосовершенствования и самокоррекции поведения.

Контрольные вопросы:

1.Назовите два основных типа групповых конфликтов.

2.Перечислите особенности конфликта «личность – группа».

3.Перечислите варианты конфликтов «личность – группа».

4.Назовите формы проявления конфликтов между личностью и группой.

5.Назовите основные причины конфликта между руководителем и возглавляемым им коллективом.

6.Объясните понятие «групповая атрибуция».

7.Что лежит в основе межгруппового конфликта?

8.Перечислите варианты межгрупповых конфликтов.

9.Перечислите основные формы проявления межгрупповых конфликтов.

10. Перечислите особенности субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта.

Самостоятельная работа:

· Ситуации См.: Бородкин Ф.М., Коряк Н.М.. Внимание, конфликт!. – Новосибирск: Наука, 1989. –С. 87, 89 – 90.

· Контрольный тест. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005. Стр. 254.

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. –М.: ЮНИТИ, 1999. –Гл. 2(, 31 - 34.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. -СПб.: Питер, 2000.

3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005.

4. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. –М.: Владос, 1999. –С. 144-146.

5. Конфликтология / Под ред А.С.Кармина. СПб.: Лань, 1999. –Гл. 5.

Раздел 2. Общая теория конфликта. Тема: Функции и структура конфликтов.

Семинарское занятие № 6 (2 часа)

Тема занятия: Сущность конфликта и его причины.

Основные понятия: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон», «конфликтная ситуация» и «инцидент».

Вопросы для обсуждения

1. Сущность конфликта и его структура.

2. Классификация конфликтов

3. Причины конфликтов.

Вопрос 1. Сущность конфликта и его структура.

При подготовке первого вопроса конфликт необходимо рассматривать как сложное социальное явление, которое характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины и динамика.

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Достаточно выделить два основных признака конфликта.

Исходя из обозначенных признаков, представляется возможным сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта.

Структуру конфликта можно представить в виде схемы, на которой будут обозначены основные его элементы. Далее следует дать краткую характеристику основных структурных элементов конфликта.

Проблемные вопросы:

1. В чем состоит суть проблемы определения конфликта как категории конфликтологии?

2. Почему конфликт рассматривается как сложное многомерное явление?

3. В чем различие необходимых и достаточных условий возникновения конфликта?

Вопрос 2. Классификация конфликтов.

При изучении второго вопроса семинара необходимо, прежде всего, уяснить, что конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

Классификацию конфликтов целесообразно представить в таблице:

№ п/п Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
1.      

Проблемные вопросы:

10. В чем причина разнообразия классификаций конфликтов?

11. Какая из обозначенных вами классификаций кажется вам наиболее приемлемой (обоснуйте)?

Вопрос 3. Причины конфликтов.

При рассмотрении третьего вопроса следует иметь в виду, что причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания. Среди огромного множества причин конфликтов выделите две группы: общие причины конфликтов и частные причины.

Необходимо дать определение конфликтной ситуации, соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта можно выразить в виде схемы. При этом необходимо отметить важный фактор, обеспечивающий данное соотношение.

Проблемные вопросы:

1. В чем состоит различие общих и частных причин конфликтов?

2. Приведите пример конфликтной ситуации, возникшей в педагогическом процессе. Определите общие и частные причины конфликта.

Деловая игра «Жалоба»

Цель игры: развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

Игровая ситуация, порядок проведения игры подробно изложены в следующем источнике: Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005.

Контрольные вопросы:

12. Дайте определение конфликта.

13. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

14. Чем характеризуется противоборство субъектов социального взаимодействия?

15. Дайте определение основных структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».

16. Приведите классификацию конфликтов.

17. Дайте определение причин конфликта.

18. Приведите классификацию причин конфликта.

19. Дайте определения понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент».

20. Перечислите типы конфликтных ситуаций.

Самостоятельная работа:

· Конспектирование: Е. Мелибруда. «Поведение в ситуации конфликта»(Конфликтология:Хрестоматия/Н.И. Леонов-М.,2003, 181-189 с.)

· Домашнее задание: подготовиться к проведению игр, решениюпрактических ситуаций.

Литература

Основная

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. –М.: ЮНИТИ, 1999.
–Разд.IV.

6. Гришина Н. В. Психология конфликта. -СПб.: Питер, 2000.

7. Конфликтология / Под ред А.С.Кармина. СПб.: Лань, 1999. –Гл. 2.

8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005.

Дополнительная

11. Преториус Р. Теория конфликта // Полис. 1991. № 5.

12. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Учебное пособие. –Ростов н/Д: Феникс, 1997.

13. Философы, социологи, психологи о конфликте: Сб. текстов для студентов психолого-педагогического факультета. Часть I. –Красноярск: КГУ, 1991.

Семинарское занятие № 7 (2 часа)

Тема занятия: Динамика конфликта.

Цель занятия: Рассмотреть динамику конфликта.

Основные понятия: динамика и этапы развития конфликта, конструктивное разрешение конфликта, технологии эффективного общения, кооперация, конкуренция, технологии рационального поведения в конфликте, рационализация эмоций.

Вопросы для обсуждения:

1. Динамика развития конфликта и возможность его урегулирования на различных этапах конфликтного взаимодействия.

2. Технологии рационального поведения в конфликте.

Контрольные вопросы:

1.Что понимают под технологиями эффективного общения в конфликте?

2.Назовите основные содержательные аспекты процесса общения.

3.Сформулируйте основное (существенное) противоречие процесса общения в конфликте.

4.Сформулируйте психологический закон общения.

5.Сформулируйте основные правила эффективного общения в конфликте.

6.Что понимают под технологиями рационального поведения в конфликте?

7.Перечислите основные способы избавления от гнева по Д.Скотт.

8.Сформулируйте первое правило самоконтроля эмоций.

9.Сформулируйте второе правило самоконтроля эмоций.

10. Сформулируйте третье правило самоконтроля эмоций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: