Педагогический конфликт – нормальное проявление связей и отношениймежду людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство, взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон образовательной системы.
Проблема педагогических конфликтов обусловлена тем, что исходит из понимания педагогического конфликта как формы проявления обострившихся объект-субъектных и субъект-субъектных противоречий; включает четыре основных специфических субъекта педагогической деятельности; отображает наиболее типичные для образовательного социума конфликтные ситуации; доступна и является наиболее практически востребованной для использования в профессиональной деятельности педагогов.
Так на вопросы о наибольшей значимости факторов профессиональной деятельности (А.Я. Кибанов) были получены следующие данные:
- хорошие отношения с администрацией, коллегами и учениками – 65%;
- уровень оплаты труда – 54%;
- свобода в профессиональной деятельности – 36%;
|
|
- уважение окружающих – 32%;
- возможность самореализации, саморазвития – 22%;
- большой отпуск – 19%.
Многочисленные исследования ученых позволяют выделить общие функции педагогического конфликта. Итак, педагогический конфликт (по М.А. Гончарову):
· служит источником развития личности, ее духовного совершенствования и морального закаливания;
· способствует адаптации личности к новым условиям;
· объективизирует источник разногласия, суть противоречия, что способствует нахождению способов их устранения;
· помогает снять психологическую напряженность и избавить субъектов конфликта от фрустрации;
· способствует сплочению группы (коллектива), укрепляет неформальные отношения в образовательном учреждении;
· «высвечивает» общественное мнение, социальные установки, гуманистические ценности членов образовательном социума [4].
Функции педагогического конфликта проявляются в разрушении формальных и неформальных отношений совместной деятельности в образовательном учреждении образовательном социуме; воспроизводстве психологического дискомфорта в общении; усилении интровертированного личностного состояния субъектов общения [4, с. 352].
Общие причины педагогических конфликтов:
1) неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе;
2) непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании;
3) содержательное и методическое несовершенство образовательного процесса;
4) недостаточная урегулированность формальных и неформальных отношений в образовательном социуме;
5) недооценка значения развития личностной индивидуальности обучающихся и педагогов;
6) неадекватное управление.