Понятие и сущность педагогического конфликта

Педагогический конфликт – нормальное проявление связей и отношениймежду людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство, взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон образовательной системы.

Проблема педагогических конфликтов обуслов­лена тем, что исходит из понимания педагогического конфликта как формы про­явления обострившихся объект-субъектных и субъект-субъектных противоречий; включает четыре основных специфических субъекта педагогической деятельности; отображает наиболее типичные для образовательного социума кон­фликтные ситуации; доступна и является наиболее практически востребованной для использования в профессиональной деятельности педагогов.

Так на вопросы о наибольшей значимости факторов профессиональной деятельности (А.Я. Кибанов) были получены следующие данные:

- хорошие отношения с администрацией, коллегами и учениками – 65%;

- уровень оплаты труда – 54%;

- свобода в профессиональной деятельности – 36%;

- уважение окружающих – 32%;

- возможность самореализации, саморазвития – 22%;

- большой отпуск – 19%.

Многочисленные исследования ученых позволяют выделить общие функции педагогического конфликта. Итак, педагогический конфликт (по М.А. Гончарову):

· служит источником развития личности, ее духовного совершенствования и морального закаливания;

· способствует адаптации личности к новым условиям;

· объективизирует источник разногласия, суть противоречия, что способствует нахождению способов их устранения;

· помогает снять психологическую напряженность и избавить субъектов конфликта от фрустрации;

· способствует сплочению группы (коллектива), укрепляет неформальные отношения в образовательном учреждении;

· «высвечивает» общественное мнение, социальные установ­ки, гуманистические ценности членов образовательном социума [4].

Функции педагогического конфликта прояв­ляются в разрушении формальных и неформальных отношений сов­местной деятельности в образовательном учреждении образовательном социуме; воспроизводстве психологического дискомфорта в общении; усилении интровертированного личностного состояния субъ­ектов общения [4, с. 352].

Общие причины педагогических конфликтов:

1) неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе;

2) непоследовательность соблюдения принципов государ­ственной политики в образовании;

3) содержательное и методическое несовершенство образовательного процесса;

4) недостаточная урегулированность формальных и нефор­мальных отношений в образовательном социуме;

5) недооценка значения развития личностной индивидуально­сти обучающихся и педагогов;

6) неадекватное управление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: